Для цитирования:
Дмитренко А. Ю., Саяпина Н. Н. Междисциплинарный подход к исследованию ответственности личности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2020. Т. 9, вып. 2. С. 112-117. DOI: 10.18500/2304-9790-2020-9-2-112-117
Междисциплинарный подход к исследованию ответственности личности
Актуальность работы определяется необходимостью формирования активной личности, способной следовать правилу ответственности за принимаемые решения перед собой и окружающими ее людьми. Отмечается, что ответственность представляет собой многоаспектное понятие и является предметом изучения в различных областях знаний. Цель исследования, представленного в статье, состоит в углублении понимания ответственности личности с позиции таких наук, как социология и психология. Анализ трудов социологов и психологов показал, что изучаемое понятие имеет две стороны – социальную (внешнюю) и психологическую (внутреннюю). Данный вывод позволяет в структуре ответственности выделить два компонента – социальный и личностный. Их сбалансированное функционирование позволяет осуществлять эффективную деятельность не только самой личности, но и социума в целом. Социальная сторона ответственности личности интерпретирована рядом позиций: осознанием личной роли в системе социальных отношений, постоянным следованием установленным правилам, оценкой своих действий, готовностью отвечать за принятые решения. Психологическая сторона ответственности личности продемонстрирована ее зрелостью в принятии решений, позволяющих предпринимать адекватные действия, несмотря на то что проще было бы использовать другие, менее эффективные усилия. Изучение ответственности с этих двух сторон позволяет сделать вывод о недостаточной степени ее рассмотрения в научной литературе и выделить это направление в исследовании ответственности личности как перспективное. Показано, что исследуемая ответственность личности может пребывать на двух уровнях: исполнительном и активном. Первый уровень предусматривает ответственность за себя / свои действия, второй подразумевает волевое решение относительно ответственности за других людей. Описание данных уровней в научной литературе востребовано пока еще не в полной мере, поэтому их рассмотрение имеет значительную перспективу. Отмечено, что формирование ответственности личности происходит под влиянием принципов, выработанных обществом, и требований, которые она предъявляет к себе.
1. Социологический энциклопедический словарь / редактор-координатор Г. В. Осипов. М. : НОРМА, 2000. 488 с.
2. Ергазина А. А. Стратегические условия формирования социальной ответственности студента университета в интеркультурной деятельности // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 5. С. 276.
3. Руженцев С. А. Моральные идеалы и социальная ответственность в политике // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2016. № 8 (70). C. 190–196.
4. Ореховский А. И. Философия ответственности. Методологический, концептуально-теоретический, правовой, аналитико-прогностический аспекты. М. : Алгоритм, 2015. 320 с.
5. Гулевская А. Ф., Максимов В. П. Педагогические условия формирования социальной ответственности студентов экономических специальностей. Южно-Сахалинск : Изд-во СахГУ, 2012. 208 с.
6. Фрейд З. Будущее одной иллюзии. Харьков : Фолио, 2013. 160 с.
7. Фромм Э. Иметь или быть? М. : АСТ, 2018. 320 с.
8. Дмитренко А. Ю. Отражение проблематики ответственности в историко-философской мысли // Международ-ный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. № 2–2. С. 18–23. DOI: https://doi.org/10.24411/2500-1000-2019-10563
9. Rotter J. B. Social Learning and Clinical Psychology. New York : Prentice-Hall, 1954. 466 p.
10. Маслоу А. Мотивация и личность / пер. с англ., 3-е изд. СПб. : Питер, 2013. 351 с.
11. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. М. : РИМИС, 2008. 608 с.
12. Муздыбаев К. Психология ответственности. М. : Либроком, 2010. 248 с.
13. Дементий Ю. А. Типология и личностные основания. Омск : ОГУ, 2001. 192 с.
14. Евко Ю. А. Активизация мотивации достижения успеха с целью формирования профессиональной ответственности // Проблемы высшего образования. 2015. № 1. С. 125–127.
15. Беспалова Т. М. Специфика психологической структуры ответственности военнослужащих как профессионально важного личностного свойства // Вестн. РУДН. Психология и педагогика. 2012. № 3. С. 107–111.
16. Семёнова Г. В. Проявление ответственности личности в контексте жизненных ситуаций : автореф. дис. … канд. психол. наук. СПб., 2007. 21 с.
17. Царан А. А. Формирование нравственных отношений будущих менеджеров как педагогическое условие их нравственного самоопределения : автореф. дис. … канд. пед. наук. Тольятти, 2014. 22 с.
18. Кон И. С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. М. : Политиздат, 1984. 195 с.
19. Герасимова О. Ю. Воля как проявление энергии // Вестн. ОГУ. 2010. № 7 (113). С. 118–122.
20. Куницына С. М. Модель формирования ответственности у студентов в целостном образовательном процессе педагогического вуза // Вестн. Костромского государственного университета. 2009. № 4. С. 450–454.