Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Писарева С. А., Тряпицына А. П. Методология исследования трансформации высшего педагогического образования в современных условиях // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2025. Т. 14, вып. 1. С. 77-89. DOI: 10.18500/2304-9790-2025-14-1-77-89, EDN: VTFNKK

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 15)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
378.12:378.14
EDN: 
VTFNKK

Методология исследования трансформации высшего педагогического образования в современных условиях

Авторы: 
Писарева Светлана Анатольевна, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Тряпицына Алла Прокофьевна, Научно-исследовательский институт педагогических проблем образования имени А. И. Герцена
Аннотация: 

Актуальность. Системные изменения сферы образования, происходящие под влиянием цифровой трансформации, обусловливают разработку методологии исследования процесса трансформации в контексте постнеклассической научной парадигмы. Цель состоит в обосновании методологических оснований исследования, ориентированного на качественное изучение педагогической реальности с последующим применением сценарного прогнозирования. Методы: анализ (теоретический, дискурсивный), ранжирование результатов опроса преподавателей (N = 800) университетов и институтов, принимающих  участие в реализации образовательных программ подготовки педагогов (Волгоград, Вологда, Москва, Омск, Санкт-Петербург, Саратов, Тобольск, Ульяновск), обобщение. Основные результаты. Трансформация рассмотрена как системное обновление сферы образования, развивающееся под влиянием внешних факторов. Представлена методологическая рамка исследования трансформации сферы образования, обусловленная особенностями современного этапа развития науки, «новой» ролью и ответственностью субъекта исследования, опытом проведения коллективных исследований и контекстностью протекания трансформационных процессов в разных вузах. Показано, что изучение трансформации педагогического образования невозможно в отрыве от исследований трансформации общего образования. Обосновано, что трансформация педагогического образования может быть изучена с позиций феноменологического подхода, позволяющего выявить объективные и субъективные характеристики педагогической действительности. Педагогическое образование рассматривается как самоорганизующаяся социальная система, обладающая неустойчивостью и динамичностью, что вызывает необходимость реализации в исследовании принципа участия всех субъектов, заинтересованных в выработке решений, затрагивающих их судьбу. Это предполагает также использование гуманитарной экспертизы и сценарного прогнозирования. Изучение практики трансформации в конкретном контексте позволяет выбрать сценарий (аналоговый, адаптационный, инновационный) и построить проспективную оценку выбранного варианта. Выводы. Методология исследования трансформации высшего педагогического образования, основанная на феноменологической рефлексии, реализуется приоритетно с использованием методов качественного анализа, предусматривает ответственность исследовательского коллектива за научные результаты и их интеграцию в деятельность научного сообщества, должна быть адаптирована к условиям проведения исследования в конкретном вузе. Практическая значимость. Методология актуальна при построении коллективных исследований и исследовательских программ трансформации педагогического образования в различных вузах. 

Список источников: 
  1. Лаптев В. В., Писарева С. А., Тряпицына А. П. Особенности модернизации системы и содержания педагогического образования на рубеже ХХ–XXI веков // Педагогическое образование в современной России: стратегические ориентиры развития. Ростов-н/Д ; Таганрог : Южный федеральный университет, 2020. С. 172–191. EDN: SIHMHS  
  2. Тряпицына А. П. Промежуточные результаты коллективного исследования персонификации образовательного процесса в контексте трансформации современной школы // Персонификация образовательного процесса в открытой образовательной среде современного образования : сборник докладов XIII научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 06 июня 2023 г). СПб. : Астерион, 2023. С. 6–11. EDN: DQDGIX  
  3. Пономарев Р. Е. Цифровая трансформация образования как ключевое понятие концепции развития образовательных систем // Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia. Offline Letters) : электронный научный журнал. 2021. № 11 (ноябрь). Article 3001. URL: http://emissia.org/offline/2021/3001.htm. EDN: WJAYUF  
  4. Бочарова Ю. Ю. Методологические основания исследования педагогического образования в современных социокультурных условиях : дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2023. 353 с. EDN: HVXCVN  
  5. Петухов А. Ю. Моделирование социальных и политических процессов. Нижний Новгород : Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского, 2015. 141 с. EDN: VJRUBV  
  6. Король А. Д., Воротницкий Ю. И. Цифровая трансформация образования и вызовы XXI века // Высшее образование в России. 2022. Т. 31, № 6. С. 48–61. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-6-48-61, EDN: SXEPBK  
  7. Батракова И. С., Глубокова Е. Н., Писарева С. А., Тинкован Е. В. Трансформация подготовки педагога: экспертное мнение преподавателей вузов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2023. № 207. С. 9–20. https://doi.org/10.33910/1992-6464-2023-207-9-20, EDN: XTTFGB  
  8. Батракова И. С., Бочарова Ю. Ю., Глубокова Е. Н., Готская И. Б., Писарева С. А., Романенко И. Б., Снегурова В. И., Тарасов С. В., Тинкован Е. В., Тряпицына А. П., Трубицина О. И. Трансформация университетского педагогического образования в современных условиях социокультурных изменений российского общества. СПб. : Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 2023. 216 с. EDN: GLPCMT  
  9. Огурцов А. П. Философия науки: двадцатый век: концепции и проблемы : в 3 ч. СПб. : МИР, 2011. Ч. 1. 501 с. EDN: PFELRB  
  10. Огурцов А. П., Платонов В. В. Образы образования: Западная философия образования. XX век. СПб. : Русский Христианский гуманитарный институт, 2004. 520 с. EDN: QWGTNN  
  11. Степин В. С., Аршинов В. И., Гусейнов А. А., Лекторский В. А., Пружинин Б. И., Федотова В. Г. Анализ структуры и динамики науки в социокультурном контексте. Материалы обсуждения избранных трудов В. С. Стёпина // Вопросы философии. 2017. № 12. С. 5–31. EDN: ZUCMUF  
  12. Дудина В. И. Социологический метод: от классической к постнеклассической точке зрения // Журнал социологии и социальной антропологии. 1999. Т. 2, № 3. С. 58–66. EDN: ONCFDH  
  13. Коротков А. М., Сахарчук Е. И., Сергеев Н. К. Непрерывное педагогическое образование в современных условиях: методология, теория, практика. Волгоград : Перемена, 2019. 196 с. EDN: LFNQVS  
  14. Алексеев С. Г., Алексеева Т. Ю., Антилогова Л. Н., Артамонова Н. Н., Асриев А. Ю., Вишняков И. А., Вишнякова Т. Н., Втюрина О. С., Диких Э. Р., Дроботенко Ю. Б., Кочеулова О. А., Кузьмина О. С., Лоренц В. В., Маврина И. А., Мурзина Н. П., Навойчик Е. Ю., Намсинк Е. В., Петрусевич А. А., Рассказова И. Н., Удалова Т. Ю. [и др]. Ценностно-смысловые ориентиры деятельности педагога в условиях цифрового общества. Омск : Омский государственный педагогический университет, 2022. 400 с. EDN: PJMXER  
  15. Андреева Н. Д., Аранова С. В., Лазукова Н. Н., Писарева С. А., Подходова Н. С., Примчук Н. В., Трубицина О. И., Тряпицына А. П. Педагогические стратегии обеспечения преемственности методических систем обучения в современной школе. СПб. : Астерион, 2019. 155 с. EDN: YPRLIT  
  16. Козырев В. А., Радионова Н. Ф., Тряпицына А. П., Батракова И. С., Баранова Е. В., Сморгунова В. Ю., Еремин Ю. В., Симонова И. В., Заир-Бек Е. С., Богданова Р. У., Баграмова Н. В., Власова Е. З., Акулова О. В., Барабанов В. В., Илюшин Л. С., Лазукова Н. Н., Писарева С. А., Пискунова Е. В., Тумалева Е. А., Мылова И. Б. [и др.]. Компетентностный подход в педагогическом образовании. 2-е изд., испр. и доп. СПб. : Издательство Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 2004. 392 с. EDN: QTMFNT  
  17. Лаптев В. В., Богословский В. И., Глубокова Е. Н., Даутова О. Б., Писарева С. А., Пискунова Е. В., Потачев С. А., Тряпицына А. П. Междисциплинарные научные исследования в инновационной системе подготовки специалистов в области гуманитарных технологий. СПб. : Академия Исследований Культуры, 2008. 173 с. EDN: RSVUXZ  
  18. Герлах И. В., Егизарьянц М. Н., Твелова И. А. Непрерывное педагогическое образование в условиях цифровой трансформации // Технолого-экономическое образование. 2021. № 16. С. 32–37. EDN: GNPYYV  
  19. Белозерова Л. А., Поляков С. Д. Трансформация когнитивной сферы детей «цифрового поколения»: опыт анализа // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2021. Т. 10, вып. 1 (37). С. 23–32. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2021-10-1-23-32, EDN: DSZQBM  
  20. Лоренц В. В., Чекалева Н. В. Трансформация школы как источник развития высшего педагогического образования // Вестник педагогических наук. 2022. № 6. С. 116–120. EDN: SNXGHM  
  21. Аксенова А. Ю., Гутник И. Ю., Егорова Ю. В., Ильина С. П., Мищурис А. В., Писарева С. А., Пискунова Е. В., Примчук Н. В., Ривкина С. В., Тинкован Е. В., Тряпицына А. П. Трансформация общего образования: персонифицированное обучение. СПб. : Издательство Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 2023. 176 с. EDN: PMNPRL  
  22. Уваров А. Ю. Модель цифровой школы и цифровая трансформация образования // Исследователь. 2019. № 1–2 (25–26). С. 22–37. EDN: GTOGGY  
  23. Болотов В. А., Левицкий М. Л., Реморенко И. М., Сериков В. В. Педагогическое образование в контексте вызовов и проблем XXI века: актуальность трансформации // Педагогическое образование в современной России: стратегические ориентиры развития. Ростов-н/Д ; Таганрог : Южный федеральный университет, 2020. С. 21–36. EDN: KZXQQB  
  24. Заховаева А. Г. Смысл «истории повседневности» и «философия повседневности» в контексте гуманистической парадигмы // Ценности и смыслы. 2023. № 3 (85). С. 102–111. https://doi.org/10.24412/2071-6427-2023-3-102-111, EDN: RBOLUM  
  25. Федоров О. Г. Социальные системы с обратной связью // Социальные отношения. 2012. № 1 (4). С. 24–28. EDN: ZSNQCP  
  26. Крежевских О. В. Нелинейное высшее образование: методология, закономерности и возможность внедрения в практику // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2020. № 1 (39). С. 48–56. https://doi.org/10.17238/issn1998-5320.2020.39.48, EDN: AFFYFV  
  27. Гаврилина Е. А. Эксперимент в социально-гуманитарном познании: становление и трансформация // Философия науки и техники. 2017. Т. 22, № 1. С. 30–45. EDN: ZBNHMV  
  28. Лаптев В. В., Писарева С. А., Тряпицына А. П. Фундаментальные исследования в сфере образования: ответы на вызовы современного мира // Научное мнение. 2015. № 12-2. С. 10–17. EDN: VJXWPT  
  29. Смирнов С. А. От идеи человека к университету человека институциональный проект // От идеи к практике: социогуманитарное знание в цифровой среде : сборник научных трудов II Всероссийской научной конференции (Новосибирск, 28–29 марта 2022 г.). Новосибирск : Новосибирский национальный исследовательский государственный университет, 2022. С. 154–167. EDN: HILVEK  
  30. Радионова Н. Ф., Ривкина С. В. Проблемы стандартизации высшего педагогического образования // Личность. Общество. Образование. Непрерывное образование как фактор развития личности в современном обществе : сборник статей ХХI Международной научно-практической конференции / научные редакторы О. В. Ковальчук, А. Е. Марон, В. И. Реброва. СПб. : Ленинградский областной институт развития образования, 2018. С. 15–25. EDN: XUNNIL  
  31. ФГОС 4.0 как пространство возможностей: дискуссия // Психологическая газета. 2020. 22 апреля. URL: https://psy.su/feed/8170/?ysclid=m5gl7wl lx8234680518 (дата обращения: 05.10.2024).  
  32. Данилов О. Е. Стадии цифровой трансформации образовательной организации // Наука и образование: актуальные исследования и разработки : материалы V Всероссийской научно-практической конференции : в 2 ч. / отв. ред. М. В. Кобылкин. Чита : Забайкальский государственный университет, 2022. Ч. 1. С. 138–142. EDN: PVLTDG  
  33. Уваров А. Ю. Три сценария развития образования и его цифровая трансформация // Continuum. Математика. Информатика. Образование. 2020. № 3 (19). С. 61–74. https://doi.org/10.24888/2500-1957-2020-3-61-74, EDN: HEVFJY  
  34. Батанов А. Не революция образования, а трансформация // Аккредитация в образовании. 2022. № 8 (140). С. 33–41. EDN: KGKITG  
  35. Дроботенко Ю. Б. Изменения профессиональной подготовки студентов педагогического вуза в условиях модернизации педагогического образования Российской Федерации : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Омск, 2016. 22 с. EDN: ZQHWDL  
  36. Матюшкина М. Д. Проспективная оценка качества постдипломного педагогического образования // Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia. Offline Letters) : электронный научный журнал. 2013. № 6 (июнь). Article 2016. URL: http://www.emissia.org/offline/2013/2016.htm (дата обращения: 05.10.2024). EDN: RPKIEZ  
  37. Бузский М. П. Современные концепции социальной синергетики // Сайт С. П. Курдюмова. URL: https://spkurdyumov.ru/globalization/sovremennyekoncepcii-socialnoj-sine... (дата обращения: 05.10.2024).
Поступила в редакцию: 
10.11.2024
Принята к публикации: 
15.12.2024
Опубликована: 
31.03.2025
Краткое содержание:
(загрузок: 11)