Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Енин В. В. Личностные корреляты самоэффективности в учебно-профессиональной деятельности у студентов медицинского вуза // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2023. Т. 12, вып. 3. С. 236-245. DOI: 10.18500/2304-9790-2023-12-3-236-245, EDN: HGHEVM

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 134)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
159.923.2
EDN: 
HGHEVM

Личностные корреляты самоэффективности в учебно-профессиональной деятельности у студентов медицинского вуза

Авторы: 
Енин Виктор Викторович, Ставропольский государственный медицинский университет
Аннотация: 

Актуальность: изучение личностных детерминантсамоэффективности студентов медицинского вуза является актуальной проблемой, так как позволяет выявить их вклад в формирование адекватного образа «профессионального Я» в структуре Я-концепции у будущих врачей. Цель: изучение взаимосвязи личностных особенностей у студентов вуза с разной выраженностью самоэффективности в учебно-профессиональной деятельности. Гипотеза: предположительно наличие различий в актуализации связей между личностными свойствами у студентов, которые в процессе обучения в медицинском вузе проявляют высокий и низкий уровень самоэффективности. Участники: студенты 3–4-го курсов Ставропольского государственного медицинского университета (N = 187, из них 105 девушек и 82 юноши; средний возраст 20 лет, SD = 0,78). Методы (инструменты): тест-опросник самоэффективности (Дж. Маддукс, М. Шеер, адаптация А. В. Бояринцевой), направленный на изучение выраженности предметной и коммуникативной самоэффективности; шкала общей самоэффективности (Р. Шварцер, М. Ерусалем) для диагностирования выраженности общей самоэффективности; опросник «Стиль саморегуляции поведения» (В. И. Моросанова) для выявления стилей саморегуляции и выраженности ее общего уровня; опросник толерантности-интолерантности к неопределенности (Т. В. Корнилова) для диагностики выраженности общей и межличностной толерантности-интолерантности к неопределенности. Применена процедура измерения выраженности самоэффективности личности в учебно-профессиональной деятельности (на основе самооценки). Результаты: в сравниваемых группах существуют различия в специфике связей междутакими личностными особенностями, как стиль саморегуляции, толерантность / интолерантность к неопределенности, самоэффективность. Основные выводы: у студентов с разным уровнем самоэффективности в учебно-профессиональной деятельности отличаются характер связей между толерантностью / интолерантностью к неопределенности, стиль саморегуляциии и выраженность самоэффективности. Формирование образа «Я-профессионал» у студентов-медиков может успешно осуществляться за счет освоения многовариативных способов саморегуляции, развития способности принимать профессиональные решения в условиях неопределенности, оптимальной выраженности разных видов самоэффективности.

Список источников: 
  1. Рощевская Е. В. Акмеологические особенности профессионального становления студентов-медиков: автореф. дис. … канд. психол. наук. Ростов н/Д, 2013. 23 с.
  2. Денисова Н. Г., Курилова О. О. Формирование профессиональной компетентности и профессионализма преподавателя медицинского вуза // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8, № 2 (27). С. 32–36. https://doi.org/10.26140/bgz3-2019-0802-0006
  3. Милехин С. М., Дербенев Д. П., Орлов Д. А. Приоритетная направленность личности молодого врача на профессиональную сферу жизни и решение профессиональных задач // Вестник РУДН. Серия: Медицина. 2019. Т. 23, № 1. С. 115‒127. https://doi.org/10.22363/2313-0245-2019-23-1
  4. Jackson-Koku G., Grime P. Emotion regulation and burnout in doctors: A systematic revie // Occupational Medicine. 2019. Vol. 69, iss. 1. P. 9‒21. https://doi.org/10.1093/occmed/kqz071
  5. Лисовская И. В., Галкин К. А. Есть такие профессии ‒ людям помогать: к вопросу о профессиональной идентичности педагогов и врачей // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2018. № 1 (49). С. 117–123.
  6. Решетников В. А., Коршевер Н. Г., Доровская А. И., Якушина И. И. Управление карьерой врачей в медицинских организациях // Кубанский научный медицинский вестник. 2019. Т. 26, № 1. С. 131‒137. https://doi.org/10.25207/1608-6228-2019-26-1-131-137
  7. Матан В. В. Взаимосвязь личностных ресурсов и типов профессиональной карьеры врачей // Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени В. М. Бехтерева. 2019. № 3. С. 48–52. https:// doi.org/10.31363/2313-7053-2019-3-48-52
  8. Цветкова Г. Е. Социально-психологический феномен соконкуренции в карьере руководителей медицинских учреждений: автореф. дис. … канд. психол. наук. СПб., 2019. 232 с.
  9. Черевкова А. И. Роль карьеры в формировании профессиональной идентичности врачей российских мегаполисов (по материалам социологического исследования в Москве и Ростове-на-Дону) // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2018. № 4. С. 273‒278. https://doi.org/10.22394/2079-1690-2018-1-4-273-278
  10. Игнатова В. В., Пасечкина Т. Н. О коммуникативной самоэффективности обучающихся вуза в контексте их профессиональной подготовки к многоканальной коммуникации // Проблемы современного образования. 2020. № 2. С. 192−200. https://doi.org/10.31862/2218-8711-2020-2-192-200
  11. Бондаренко М. Б. Самоэффективность в структуре профессиональной готовности к деятельности военнослужащих // Вестник Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова. Серия: Гуманитарные науки. 2018. № 3. С. 107‒108. http://dx.doi.org/10.18255/1996-5648-2018-3-107-108
  12. Коломиец О.В. Взаимосвязь субъектной жизненной позиции и социального самочувствия: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2019. 28 с.
  13. Пасечкина Т. Н., Фуряева Т. В. Критериальноуровневый подход к изучению сформированности самоэффективности в коммуникации у обучающегося вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2021. Вып. 72, ч. 2. С. 208‒212. EDN: PIDRFH
  14. Wilde N., Hsu A. The infl uence of general self-effi cacy on the interpretation of vicarious experience information within online learning // International Journal of Educational Technology in Higher Education. 2019. Vol. 16. Article number 26. https://doi.org/10.1186/s41239-019-0158-x
  15. Богомазов С. В. Становление творческой самоэффективности будущего бакалавра в информационно-поисковой деятельности: автореф. дис. … канд. психол. наук. Красноярск, 2016. 24 с.
  16. Игнатова В. В., Пасечкина Т. Н. Становление самоэффективности обучающихся вуза: проблемный анализ // Проблемы современного педагогического образования. 2017. Вып. 55, ч. 10. С. 46‒52. EDN: ZENLDX
  17. Краснорядцева О. М., Кабрин В. И., Муравьева О. И., Подойницина М. А., Чучалова О. Н. Психологические практики диагностики и развития самоэффективности студенческой молодежи. Томск : Изд. дом Томского гос. ун-та, 2014. 274 с.
  18. Лощакова А. Б. О содержании и соотношении понятий «личная эффективность» и «самоэффективность» в психологической науке // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина. 2015. Т. 5, № 2. С. 54‒63. EDN: UJFQVD
  19. Nathans-Kelly T. M., Evans R. Creating communicative self-effi cacy through integrating and innovating engineering communication instruction // ASEE Annual Conference & Exposition. Columbus, Ohio, 2017. URL: https://peer.asee.org/28082 (дата обращения: 17.01.2023).
  20. Гайдар М. И. Развитие личностной самоэффективности студентов-психологов на этапе вузовского обучения: автореф. дис. … канд. психол. наук. Курск, 2008. 27с.
  21. Ivanova D. Educational and professional self-effi cacy as a prerequisite for readiness of future competitive the manager of education // Journal of Danubian Studies and Research. 2016. Vol. 6, no. 1. P. 51‒60.
  22. Boyle M. P., Beita-Ell C., Milewski K. M., Fearon A. N. Self-esteem, self-effi cacy, and social support as predictors of communicative participation in adults who stutter // Journal of Speech, Language, and Hearing Research, Newly Published. 2018. Vol. 61, iss. 8. P. 1893‒1906. https://doi.org/10.1044/2018_JSLHR-S-17-0443
  23. Бандура А. Теория социального научения. СПб. : Евразия, 2000. 320 с.
  24. Norgaard B., Ammentorp J., Kyvik K. O., Kofoed P. E. Communication skills training increases self-effi cacy of health care professionals // Journal of Continuing Education in the health professions. 2012. Vol. 32, iss. 2. P. 90‒97. https://doi.org/10.1002/chp.21131
  25. Матан В. В. Социально-психологические и личностные ресурсы профессиональной карьеры врачей: дис. … канд. психол. наук. СПб., 2022. 476 с.
  26. Моросанова В. И. Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ): Руководство. М. : КогитоЦентр, 2004. 44 с.
  27. Корнилова Т. В. Новый опросник толерантностиинтолерантности к неопределенности // Психологический журнал. 2010. Т. 31, № 1. С. 74‒86. EDN: MANCMP 
Поступила в редакцию: 
24.04.2022
Принята к публикации: 
15.06.2023
Опубликована: 
29.09.2023
Краткое содержание:
(загрузок: 27)