Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Щебланова Е. И. Концепция А. М. Матюшкина о творческой одаренности как предпосылке развития творческой личности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2018. Т. 7, вып. 1. С. 26-29. DOI: 10.18500/2304-9790-2018-7-1-26-29

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 361)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
159.9.072

Концепция А. М. Матюшкина о творческой одаренности как предпосылке развития творческой личности

Авторы: 
Щебланова Елена Игоревна, Психологический институт РАО
Аннотация: 

Основные аспекты концепции творческой одаренности А. М. Матюшкина представлены в контексте современной научной литературы, теоретических и экспериментальных исследований сотрудников лаборатории психологии одаренности Психологического института РАО. В русле концепции творческой одаренности сформулированы основные представления об одаренности, ее главных компонентах, структуре и развитии на разных возрастных этапах, роли исследовательской активности в проявлениях и развитии творческой одаренности детей и школьников, подходах к выявлению и развитию одаренности детей в школьном обучении. Понимание одаренности индивида как многомерной и многоуровневой развивающейся системы в процессе взаимодействия индивидуального потенциала и внешнего окружения создает теоретическую основу для построения новых походов к выявлению, развитию и обучению детей с разными видами и уровнями одаренности. Главные цели работы с одаренными детьми должны включать не только отбор и продвижение детей, уже демонстрирующих выдающиеся достижения, но и создание условий для раскрытия потенциальных возможностей значительно более многочисленной группы детей в соответствии с высоким уровнем их способностей и стремления к творческому поиску. Прикладной аспект может быть реализован в разработке методов и программ обучения, психолого-педагогического сопровождения и консультирования одаренных детей и молодежи на разных этапах возрастного развития.

Список источников: 

1. Матюшкин А. М. Мышление, обучение, творчество. М., 2003. 720 с.

2. Conceptions of giftedness / eds. R. J. Sternberg, J. E. Davidson. Cambridge, 2005. 467 p.

3. Subotnik R. F., Olszewski-Kubilius P., Worrell F. C. Rethinking giftedness and gifted education : a proposed direction forward based on psychological science // Psychological science in the public interest. 2011. Vol. 12, № 1. P. 3–54.

4. Шумакова Н. Б. Система развития детей с общей одаренностью // Дифференционно-интеграционная теория развития : в 2 кн. / под ред. Н. И. Чуприковой, Е. В. Волковой. М., 2014. Кн. 2. С. 645–658.

5. Белова Е. С. Психологические условия познавательного развития одарённых дошкольников // Психологический институт в современном научно-психологическом пространстве : междунар. Челпановские чтения 2014 / под ред. В. В. Рубцова. М., 2014. С. 277–283.

6. Щебланова Е. И. Взаимосвязи когнитивных способностей и личностных характеристик интеллектуально одаренных учащихся младших и средних классов // Вопр. психологии. 2013. № 1. С. 13–23.

Опубликована: 
28.02.2018