Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Рягузова Е. В. Коллективная и семейная память в контексте взаимодействия Я и Другого // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2020. Т. 9, вып. 4. С. 324-330. DOI: 10.18500/2304-9790-2020-9-4-324-330

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 85)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
316.6:159.9

Коллективная и семейная память в контексте взаимодействия Я и Другого

Авторы: 
Рягузова Елена Владимировна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Аннотация: 

Представлены результаты теоретического анализа конструктов «коллективная память» как хранилища коллективного опыта большой группы, репрезентированного в смыслах, символах, образах, культурных кодах, средствах, механизмах воспроизводства и трансляции прошлого, и «семейная память» как ее разновидность в контексте малой группы. Полагается, что коллективная и семейная память выступает своеобразной онтологической опорой, позволяющей акторам устанавливать порядок и согласие в обществе, понимать принципы его жизнеустройства, конструировать социальную и культурную идентичность, выстраивать экзистенциальный смысл, траекторию и стратегию жизни личности, сохранять конфигурацию ключевых ценностей и транслировать их следующим поколениям. Цель исследования, представленного в статье, – определение специфических особенностей коллективной и семейной памяти как феноменов, возникающих в результате взаимодействия Я и Другого / Других. Основным методом исследования выступает теоретическая рефлексия коллективной и семейной памяти в контексте взаимодействия Я и Другого. Утверждается, что коллективная память есть обобщенная и управляемая память Других, доминантной функцией которой выступает сохранение целостности и безопасности большой группы, тогда как семейная память есть коммуникативная память, основанная на эффекте соучастия и сопричастности прожитого, пережитого и проговоренного опыта значимого Другого – представителя малой группы. Прикладной аспект исследуемой проблемы заключается в использовании результатов проведенной теоретической рефлексии при разработке основ политики памяти и коммеморативных практик, управлении прошлым и разрешении конфликтов памяти в рамках дискурса Большой истории, а также формировании метаустановок членов семейной системы по отношению к собственной действительной и действенной семейной истории.

Список источников: 
  1. Бауман З. Текучая современность. СПб. : Питер, 2008. 240 с.
  2. Рягузова Е. В. Память Другого или другая память : социально-психологический анализ коммеморативных практик // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2019. Т. 19, вып. 1. С. 61–68. DOI: https://doi.org/10.18500/1819-7671-2019-19-1-61-68
  3. Szpunar P. M., Szpunar K. K. Collective future thought: Concept, function, and implications for collective memory studies // Memory Studies. 2015. Vol. 9, iss. 4. P. 376–389. DOI: https://doi.org/10.1177/1750698015615660
  4. Хальбвакс М. Социальные рамки памяти : пер. с фр. М. : Новое издательство, 2007. 346 с.
  5. Assmann J. Communicative and Cultural Memory // E. Erll, A. Nunming, eds. Cultural Memory Studies. An International and Interdisciplinary Handbook. Berlin, New York : Walter de Gruyder Gmbh&Co., 2008. Р. 109–118.
  6. Ассман А. Длинная тень прошлого : мемориальная культура и историческая политика : пер. с нем. М. : Новое литературное обозрение, 2014. 323 с.
  7. Bietti L. M. Sharing Memories, Family Conversation and Interaction // Discourse and Society. 2010. Vol. 21, № 5. P. 499–523.
  8. Stone C. B., Jay A. C. V. From the individual to the collective : The emergence of a psychological approach to collective memory // Applied Cognitive Psychology. 2019. Vol. 33, iss. 4. P. 504–515. DOI: https://doi.org/10.1002/acp.3564
  9. Seery A., Bacon K. Auto/Biographical Research and the Family // J. Parsons, A. Chappell, eds. The Palgrave Handbook of Auto/Biography. Palgrave Macmillan : Cham, 2020. P. 143–156. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-31974-87
  10. Шутценбергер А. А. Синдром предков. Трансгенерационные связи, семейные тайны, синдром годовщины, передача травм и практическое использование геносоциограммы. М. : Изд-во Института психотерапии, 2001. 231 с.
  11. Векилова С. А. Социальные рамки памяти многопоколенной семьи // Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология». 2013. Т. 6, № 3. С. 46–53.
  12. Habermas T. Emotion and Narrative : Perspectives in Autobiographical Storytelling. Cambridge, Cambridge University Press, 2019. 345 р. DOI: https://doi.org/10.1017/9781139424615
  13. Bietti L. M., Stone C. B., Hirst W. Contextualizing human memory // Memory Studies. 2014. Vol. 7, iss. 3. P. 267–271.
  14. Адорно Т. Что значит «проработка прошлого» // Неприкосновенный запас. 2005. № 2–3. C. 36–45.
  15. Stone C. B., Hirst W. (Induced) Forgetting to Form a Collective Memory // Memory Studies. 2014. Vol. 7, iss. 3. P. 314–327. DOI: https://doi.org/10.1177/1750698014530621
  16. Stone C. B., Coman A., Brown A. D. Toward a Science of Silence : The Consequences of Leaving a Memory Unsaid // Perspectives on Psychological Science. 2012. Vol. 7, iss. 1. P. 39–53. DOI: https://doi.org/10.1177/1745691611427303
  17. Gu X., Tse C.-Sh., Brown N. R. Factors that modulate the intergenerational transmission of autobiographical memory from older to younger generations // Memory. 2020. Vol. 28, iss. 2. P. 204–215. DOI: https://doi.org/10.1080/09658211.2019.1708404
  18. Тинькова Е. Л., Катилевская Ю. А., Носенко М. А. Трансгенерационные связи в семьях детей войны // Современная наука : актуальные проблемы теории и практики. Сер. «Познание». 2017. № 09-10. С. 47–52.
  19. Тарабрина Н. В., Майн Н. В. Феномен межпоколенческой передачи психической травмы (по материалам зарубежной литературы) // Консультативная психология и психотерапия. 2013. Т. 21, № 3. С. 96–119.
  20. Хирш М. Что такое постпамять (пер. с англ.) [Электронный ресурс]. URL: http://urokiistorii.ru/node/53287 (дата обращения: 08.04.2020).
Опубликована: 
21.12.2020