Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Макарова Л. Н. Исследовательское отношение младших школьников к окружающему миру // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2019. Т. 8, вып. 4. С. 374-378. DOI: 10.18500/2304-9790-2019-8-4-374-378

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 85)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
373.3.013

Исследовательское отношение младших школьников к окружающему миру

Авторы: 
Макарова Любовь Николаевна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Аннотация: 

Приведен теоретический анализ совершенствования процесса организации учебно-исследовательской деятельности младших школьников. Проанализированы пути развития учебно-исследовательской деятельности младших школьников в рамках образовательного процесса в начальной школе. Рассмотрена сущность понятия «исследовательское отношение младших школьников к окружающему миру». Поставлена цель исследования – выявление возможностей проектной деятельности экологической направленности для активизации и развития исследовательского отношения младших школьников к окружающему миру. Гипотезой исследования выступило предположение, что организация исследовательской деятельности экологической направленности повысит самостоятельную исследовательскую активность младших школьников. Проектная деятельность экологической направленности в рамках проекта «Тайны городского парка» для активизации и развития исследовательского отношения младших школьников к окружающему миру осуществлялась в условиях внеурочной работы (10 занятий и 6 экскурсий) с учетом этапов подготовительного, «Парк тайн и загадок», «Парк тайных мест и дел», «Парк будущего». Анализируются результаты включения младших школьников в исследовательскую деятельность. Предложены пути развития исследовательского отношения младших школьников к окружающему миру средствами экологического проектирования путем осознания социокультурной сущности исследовательской деятельности, принятия социальной роли исследователя (экспериментатора, созидателя, генератора идей), освоения моделей исследовательского поведения для взаимодействия с объектами и субъектами окружающего мира как социоприродными ценностями.

Список источников: 
  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки РФ. М. : Просвещение, 2010. 31 с.
  2. Макотрова Г. В. Развитие исследовательского потенциала школьников в условиях реализации ФГОС // Отечественная и зарубежная педагогика. 2016. № 2. С. 141–150.
  3. Савенков А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Самара : Учебная литература, 2004. 80 с.
  4. Быкова Т. П. Организация исследовательской деятельности младших школьников // Начальная школа. 2015. № 12. С. 68–72.
  5. Чуфенева А.Ю. Управление учебно-исследовательской деятельностью младших школьников : теория и практика // Мир науки, культуры, образования. 2013. № 5. С. 96–98.
  6. Удрас И. А. Формирование исследовательской деятельности младших школьников (возможности школьного краеведческого музея). Библиотека учителя // Начальная школа. 2010. № 3. С. 14–16.
  7. Сандалова Н. Н. Формирование исследовательских умений у младших школьников // Начальная школа. 2015. № 6. С. 47–51.
  8. Демидко Т. Н. Проектно-исследовательская деятельность при изучении курса «Окружающий мир» // Начальная школа. 2013. № 1. С. 70–71.
  9. Барашкина С. Б. Развитие поисковой активности младших школьников в процессе решения исследовательских задач в курсе «Окружающий мир» // Гносеологические основы образования : междунар. сб. науч. тр., посвящ. 90-летию со дня рождения проф. С. П. Баранова. Елец : Елецкий государственный университет имени И. А. Бунина, 2017. С. 14–17.
  10. Морозова Е. Е., Тотфалушина Л. А., Макарова Л. Н., Никешина Т. В., Филинюк Е. А., Чурикова О. В., Мельник Е. Г., Шишаева Т. В., Карпенко И. В. Формирование исследовательского отношения младших школьников к окружающему миру средствами экологического проектирования : учеб. пособие для педагогов дошкольного и начального образования. Саратов : Амирит, 2018. 153 с.
  11. Ogelman H. G. Teaching Preschool Children About Nature // A Project to Provide Soil Education for Children in Turkey. Early Childhood Education Journal. 2012. № 40. P. 177–185.
  12. Щуркова Н. Е. Классный час : поговорим о жизни. М. : АРКТИ, 2008. 162 с.
  13. Выготский Л. С. Педагогическая психология / под ред. В. В. Давыдова. М. : Педагогика-пресс, 1984. 480 с.
  14. Морозова Е. Е., Макарова Л. Н. Исследовательское отношение младших школьников к окружающему миру: диагностический аспект // Сибирский педагогический журнал. 2018. № 2. С. 45–50.
  15. Филиппова Н. К. Социальные позиции и социальные роли ученого // Социология науки и технологий. 2011. Т. 2, № 1. С. 109–116.
  16. Морозова Е. Е., Исаева О. А. Эколого-гражданский проект «Тайны городского парка»: учеб. пособие для учащихся начальной и основной школы. Саратов: ИЦ «Наука», 2016. Кн. 11. 70 с.
Опубликована: 
02.12.2019