Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Ложкина Л. И. Формирование профессионального сознания психологов посредством изучения первоисточников // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4, вып. 3. С. 199-203. DOI: 10.18500/2304-9790-2015-4-3-199-203

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 62)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
159.922

Формирование профессионального сознания психологов посредством изучения первоисточников

Авторы: 
Ложкина Лада Ивановна, Северный государственный медицинский университет
Аннотация: 

Изложены результаты теоретико-методологического анализа вопроса становления профессионализма и профессионального сознания. Актуализирована проблема формирования профессионального сознания студентов-психологов. Выделено три составляющие профессиогенеза и отмечена роль ресурсной составляющей. В качестве условия, осложняющего построение стройной системы знаний и формирования целостной психологической картины мира, рассматривается мультипарадигмальность психологической науки. Факторами формирования профессионального сознания выступают адаптационная готовность и особенности организации учебно-профессиональной деятельности. Важным элементом профессиональной подготовки является изучение студентами первоисточников. Оригинальные тексты рассматриваются с позиции аутентичности, позволяющей сформировать рефлексивный слой профессионального сознания, навыки работы с литературой и профессиональное мышление. Предложена модель поэтапной интеграции психологического знания в сознании студента; поставлена проблема междисциплинарного синтеза в формировании профессионального сознания.

Список источников: 

1. Дебель М. А. Профессионализм как проявление пассионарности // Мир науки, культуры, образования. 2013. № 1 (38). С. 14‒17.

2. Деркач А. А. Акмеологические основы развития профессионала. М. ; Воронеж, 2004. 752 с.

3. Зеер Э. Ф. Психология профессий : учеб. пособие для студентов вуза. М. ; Екатеринбург, 2003. 336 с.

4. Маркова А. К. Психология профессионализма. М., 1996. 312 с.

5. Сидоров П. И. Адаптивный профессиогенез как приоритет корпоративной службы ментального здоровья // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. 2014. № 2. С. 13‒25.

6. Выготский Л. С. Психология. М., 2000. 1008 с.

7. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 2005. 325 с.

8. Абульханова К. А. Психология и сознание личности. М. ; Воронеж, 1999. 224 с.

9. Зинченко В. П. Миры сознания и структура сознания // Вопр. психологии. 1991. № 2. С. 15‒36.

10. Ложкина Л. И. Психологические аспекты профессиогенеза педагога в условиях новой школы // Мир образования ‒ образование в мире. 2012. № 3 (47). С. 107‒110.

11. Арендачук И. В. Адаптационная готовность личности к учебно-профессиональной деятельности : системно-диахронический подход. Современные исследования социальных проблем : электронный журн. 2013. № 10 (30). URL: http://journals.org/index.php/sisp/article/view/10201327/pdf_447 (дата обращения: 22.03.2015).

12. Бочарова Е. Е. Конструирование образа будущего учащейся молодежью как аспект ее социального самоопределения // Изв. Сарат. унта. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2010. Т. 10, вып. 3. С. 68‒73.

13. Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии. М., 2010. 511 с.

14. Мазилов В. А., Слепко Ю. Н. Компетентностный подход в формировании профессионального сознания психологов // Бюлл. учеб.-метод. объединения вузов Российской Федерации по психолого-педагогическому образованию. 2014. № 1 (6). С. 79‒85.

Опубликована: 
07.09.2015
Краткое содержание:
(загрузок: 40)