Для цитирования:
Шустова Л. П., Данилов С. В., Глебова З. В. Формирование мотивации успеха молодых педагогов посредством профессионального конкурса // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2022. Т. 11, вып. 1. С. 80-87. DOI: 10.18500/2304-9790-2022-11-1-80-87
Формирование мотивации успеха молодых педагогов посредством профессионального конкурса
Актуальность формирования мотивации успеха молодых педагогов посредством участия в конкурсах определяется необходимостью раскрытия их личностного потенциала. При этом не вполне изучено влияние участия в конкурсах на мотивацию педагога. В фокусе внимания находится вовлечение молодых педагогов в конкурсы, проводимые вузом. Цель: изучить возможности педагогического университета в аспекте формирования мотивации успеха молодых педагогов посредством профессионального конкурса. Гипотеза: участие молодых педагогов в конкурсном движении способствует формированию у них мотивации к успеху в педагогической деятельности. Исследование, проведенное в 2017–2021 гг., выполнено на выборке молодых специалистов – педагогов образовательных учреждений Ульяновской области (N = 198, стаж педагогической деятельности не более 5 лет, муж. – 3, жен. – 195) с последующей дифференциацией экспериментальной (n = 97, муж. – 1, жен. – 96) и контрольной (n = 101, муж. – 2, жен. – 99) выборок. Критерием формирования выборок является участие / неучастие в конкурсе «Персональный успех». Для фиксации параметров мотивации успеха и избегания неудачи применен опросник «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (А. А. Реан). Показано, что среди участников конкурса на 16,2% увеличилось число педагогов с высоким уровнем мотивации к успеху, в контрольной группе этот показатель снизился на 4,1%. Установлено, что количество участников экспериментальной группы с умеренно высоким уровнем мотивации к успеху возросло на 27,2%, в контрольной – уменьшилось на 5,2 %. Выявлено, что число респондентов со средним уровнем мотивации в экспериментальной группе уменьшилось на 43,4%, а в контрольной – на 10,4%. Сделаны выводы о положительном влиянии участия молодых педагогов в конкурсах на их мотивацию к успеху в профессиональной деятельности. Опыт Ульяновского государственного педагогического университета им. И. Н. Ульянова в формировании у молодых педагогов мотивации к успеху посредством проведения конкурса может быть рекомендован к применению в учреждениях высшего образования.
- Лукьянова М. И., Галацкова И. А., Шустова Л. П. Готовность педагога к развитию детской одаренности в образовательной деятельности. Ульяновск : SIMJET, 2019. 184 с.
- Zee M., Koomen H. M. Y. Teacher Self-Effi cacy and Its Effects on Classroom Processes, Student Academic Adjustment, and Teacher Well-Being: A Synthesis of 40 Years of Research // Review of Educational Research. 2016. Vol. 86, iss. 4. Р. 981–1015. DOI: 10.3102/0034654315626801 Педагогика развития и сотрудничества 85
- Насколько мы успешны? Пособие для фасилитаторов. Дополнение к Международным стандартам качества для общественно-активных школ. 2012. URL: https://docplayer.ru/39794353Posobie-dlya-fasilitatorov.html (дата обращения: 02.02.2022).
- Кан-Калик В. А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М. : Педагогика, 1990. 144 с.
- Гусейнов А. З. Теоретические проблемы современного педагогического творчества // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2018. Т. 18, вып. 4. С. 478–482. DOI: 10.18500/1819-7671-2018-18-4-478-482
- Ложкина Е. Ю. К вопросу о развитии человеческого капитала образовательного учреждения средствами профессиональных конкурсов // Инновационные проекты и программы в образовании. 2013. № 4. С. 58–59.
- Abramo J. M., Reynolds A. “Pedagogical Creativity” as a Framework for Music Teacher Education // Journal of Music Teacher Education. 2015. Vol. 5, iss. 1. Р. 37–51. DOI: 10.1177/1057083714543744
- Кириллов В. В., Калабухова Г. В., Малышева О. Г., Токарева Е. А. Конкурсы профессионального мастерства: мнение студентов педагогического вуза и учителей школ // ЦИТИСЭ. 2020. № 2 (24). С. 446–470. DOI: 10.15350/2409-7616.2020.2.40
- Бурая Л. В., Бурая Е. В. Стратегия разработки маршрута творческой самореализации учителя и воспитателя // Концепции и практические подходы в работе добровольцев и волонтеров: материалы XVIII межрегион. науч.-практ. конф., посвящ. Всерос. году добровольцев и волонтеров (27 марта 2018 г.). Старый Оскол : Изд-во РОСА, 2018. С. 46–50.
- Тамочкина О. А. К вопросу о качествах личности, необходимых для развития у будущего педагога творческого потенциала // Мировые научно-технологические тенденции социально-экономического развития АПК и сельских территорий: материалы Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 75-летию окончания Сталинградской битвы (31 января – 2 февраля 2018 г.). Волгоград : Изд-во Волгоградского государственного аграрного университета, 2018. С. 586–590.
- Ведерникова Л. В. Формирование ценностных установок учителя на творческую самореализацию в педагогической деятельности: дис. ... д-ра. пед. наук. М., 2001. 274 с.
- Гнатко Н. М. Проблема креативности и явление подражания. М. : ИПАН, 1994. 43 с.
- Краткий психологический словарь / под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. Ростов н/Д : Феникс, 1998. 512 с.
- Глебова З. В. Комплексное сопровождение профессиональной деятельности молодого педагога в условиях университетского комплекса: дис. ... канд. пед. наук. Ульяновск, 2019. 259 с.
- Лукьянова М. И. Привлечение молодых педагогов к участию в профессиональных конкурсах: условия и приоритеты // Развитие профессиональных компетенций учителя: основные проблемы и ценности: сб. науч. тр. V Междунар. форума по педагогическому образованию: ч. 1. Казань : Отечество, 2019. С. 368–373.
- Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. СПб. : Питер, 2000. 304 с.
- Лукьянова М. И., Шустова Л. П., Данилов С. В. Развитие компетентности педагогов в контексте реализации современных научных подходов в инновационной деятельности образовательных организаций // Известия Саратовского университета. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2018. Т. 7, вып. 2 (26). С. 102–109. DOI: 10.18500/2304-9790- 2018-7-2-102-109
- Галицких Е. О., Давлятшин О. В. Научно-методическое сопровождение педагогов в современных условиях развития школы. URL : http://www.iro38.ru/o-jornal.html (дата обращения: 01.02.2022).
- Данилов С. В., Шустова Л. П. Нормативное сопровождение профессиональной карьеры молодых педагогов: сборник материалов. Ульяновск : УлГПУ им. И. Н. Ульянова, 2018. 55 с.
- Александрова Е. А. Научно-методическое сопровождение педагогов // Ярославский педагогический вестник. 2020. № 6 (117). С. 14–21. DOI: 10.20323/1813-145X-2020-6-117-14-21
- Елина Е. Г., Александрова Е. А. Новые формы взаимодействия со студентами: научно-образовательный фестиваль «Неделя педагогического образования» в СГУ имени Н. Г. Чернышевского // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2019. Т. 8, вып. 2. С. 163‒168. DOI: https://doi.org/10.18500/2304-9790- 2019-8-2-163-168
- Шустова Л. П., Данилов С. В., Глебова З. В. Проектирование траекторий сопровождения молодых педагогов в условиях университетского комплекса // Нижегородское образование. 2020. № 4. С. 35–41.
- Лукьянова М. И., Глебова З. В. Реализация перспективного проекта научно-методического сопровождения молодых педагогов «Лестница успеха» // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2019. № 2 (65). С. 60–67.
- Герасимова К. Ю. Творческий подход к подготовке педагогических кадров (зарубежный опыт) // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2015. № 7. С. 28–36.
- Conklin H. G., Hughes H. E. Practices of Compassionate, Critical, Justice-Oriented Teacher Education // Journal of Teacher Education. 2016. Vol. 67, iss. 1. Р. 47–60. DOI: 10.1177/0022487115607346
- Kimhi Y., Geronik L. Creativity Promotion in an Excellence Program for Preservice Teacher Candidates // Journal of Teacher Education. 2019. Vol. 71, iss. 5. P. 505–517. DOI: 10.1177/0022487119873863
- Пазухина С. В. Педагогическая успешность: диагностика и развитие профессионального сознания учителя : учеб. пособие. СПб. : Речь, 2007. 224 с