Для цитирования:
Акбарова А. А. Эмпирические типы социальной зрелости молодых людей // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2020. Т. 9, вып. 3. С. 272-280. DOI: 10.18500/2304-9790-2020-9-3-272-280
Эмпирические типы социальной зрелости молодых людей
Приведены результаты эмпирического исследования, целью которого выступает выявление эмпирических типов социальной зрелости людей молодого возраста, а актуальность обусловлена отсутствием типологии социальной зрелости в современной социально-психологической литературе. Исследование выполнено на выборке молодых людей в возрасте от 18 до 30 лет (347 человек, из них 178 женщин и 169 мужчин). Предположено, что существуют разные эмпирические типы социальной зрелости молодых людей в зависимости от оценки актуализированных личных и социальных ресурсов, направленности социальных переживаний, ценностных ориентаций, поведенческой активности. Применены методики, основанные на комплексной программе А. Б. Купрейченко и А. Л. Журавлева, а также методика Л. М. Смирнова «Базовые ценности и антиценности россиян». Цель настоящего исследования – выделение основных типов социальной зрелости, которые рассматриваются с интегративной позиции, отражающей взгляд на данный феномен как целостное образование, включающее не только социально направленные, но также индивидуально-психологические составляющие. Показано, что системный подход к изучению социальной зрелости позволяет представить этот феномен как единый социально-психологический конструкт. В качестве компонентов социальной зрелости, анализируемых в исследовании, выделены когнитивный, ценностный, эмоциональный и конативный компоненты. Установлено пять эмпирических типов социальной зрелости, которые условно названы «аскетичный», «амбициозный», «нереализовавшийся», «асоциальный», «социально зрелый». Выделенные типы социальной зрелости дифференцированы по основаниям компонентов социальной зрелости, а также в дальнейшем могут стать основой для создания методического инструментария диагностики параметров, отличающих субъектов с разной степенью выраженности и направленности феномена социальной зрелости.
- Александрова Г. Г. Психологические критерии социальной зрелости личности в условиях современного российского общества // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. 2007. Т. 149, № 1. С. 34–45.
- Главатских М. М. К проблеме изучения понятия социально-психологической зрелости личности // Вестн. Оренбургского государственного университета. 2015. № 7. С. 94–97.
- Солдатченко А. Л. Характеристика социальной зрелой личности с позиции интерактивного подхода // Вестн. ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». 2012. № 14 (273). С. 80–85.
- Горбунова О. В. Взаимосвязь социальной зрелости студентов с социально-психологическим типом личности // Инновационные технологии в науке и образовании. 2015. № 3 (3). С. 152–154.
- Журавлев А. Л. Социально-психологическая зрелость : обоснование понятия // Психологический журнал. 2007. Т. 28, № 2. С. 44–54.
- Колесников В. А. Гражданский патриотизм и гражданская политическая культура в современной России // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. № 3, ч. 1. С. 84–90.
- Andersson M. A. An Odd Ladder to Climb : Socioeconomic Differences Across Levels of Subjective Social Status // Social Indicators Research. 2018. Vol. 136, iss. 2. P. 621–643. DOI: https://doi.org/10.1007/s11205-017-1559-7
- Callan M. J., Kim H., Gheorghiu A. I., Matthews W. J. The Interrelations Between Social Class, Personal Relative Deprivation, and Prosociality // Social Psychological and Personality Science. 2017. Vol. 8, № 6. P. 660–669. DOI: 0.1177/1948550616673877
- Lee D. S., Ybarra O., Gonzalez R., Ellsworth Ph. I-Through-We : How supportive social relationship facilitate personal growth // Personality and Social Psychology Bulletin. 2017. Vol. 44, № 1. P. 37–48. DOI: https://doi.org/10.1177/0146167217730371
- Мясищев В. Н. Психология отношений. М. : МПСИ, 2005. 158 с.
- Позняков В. П. Психологические отношения субъектов совместной жизнедеятельности // Знание. Понимание. Умение. 2013. № 1. С. 167–174.
- Каменева Е. Г. Развитие социальной зрелости студентов в педагогическом вузе // Вестн. Оренбургского государственного университета. 2004. № 9. С. 72–76.
- Царегородцев С. Н. Социальные компетенции как основа социальной зрелости в современном обществе // Духовная сфера общества. 2014. № 11. С. 153–156.
- Позняков В. П. Концепция психологических отношений человека : пространственный и временной аспекты // Знание. Понимание. Умение. 2015. № 3. С. 228–237.
- Купченко В. Е., Плехова Н. И. Особенности жизненной стратегии личности с различным социальным статусом в средней зрелости // Вестн. Омского университета. Серия «Психология». 2013. № 1. С. 27–33.
- Антонова Н. В., Белякова А. А. Экономическая идентичность и профессиональное самоопределение личности // Актуальные проблемы психологического знания. 2012. № 4 (25). С. 7–18.
- Едиханова Ю. М., Просекова Е. Н. Феноменология категории «отношение» в трудах отечественных и зарубежных ученых // Успехи современной науки и образования. 2016. Т. 3, № 4. С. 28–31.
- Шамионов Р. М. Психологические характеристики социальной активности личности // Мир психологии. 2012. № 3 (71). С. 145–154.
- Орлова В. В. Социальная зрелость молодежи : социально-психологический аспект // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2009. № 5. С. 124–125.
- Журавлев А. Л., Купрейченко А. Б. Экономическое самоопределение молодежи : структура и детерминация // Вестн. практической психологии образования. 2007. № 1. С. 50–55.
- Смирнов Л. М. Базовые ценности и антиценности современных россиян // Базовые ценности россиян : Социальные установки. Жизненные стратегии. Символы. Мифы / отв. ред. А. В. Рябов, Е. Ш. Курбангалеева. М. : Дом интеллектуальной книги, 2003. 448 с