Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Панов В. И., Капцов А. В., Колесникова Е. И. Динамика индивидуальной коррелограммы стадий становления субъектности студента вуза // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2020. Т. 9, вып. 3. С. 206-214. DOI: 10.18500/2304-9790-2020-9-3-206-214

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 119)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
159.9

Динамика индивидуальной коррелограммы стадий становления субъектности студента вуза

Авторы: 
Панов Виктор Иванович, Психологический институт РАО
Капцов Александр Васильевич, Самарский филиал Московского городского педагогического университета
Колесникова Екатерина Ивановна, Самарский государственный технический университет
Аннотация: 

Актуальность исследования стадий становления субъектности студентов вуза определяется изменениями в современном российском высшем образовании, в первую очередь связанных с процессами цифровизации. Представлено описание особенностей становления субъектности обучающихся в условиях цифровизации высшего образования. Показана целесообразность использования экопсихологической (онтологической) модели становления субъектности, согласно которой процесс становления субъектных качеств рассматривается в онтологическом континууме «субъект спонтанной активности – субъект произвольного действия». При использовании этой модели в качестве теоретического основания целью исследования стало эмпирическое выявление корреляционых связей (коррелограммы) между стадиями становления субъектности у студентов вуза. Выдвинута гипотеза о том, что взаимосвязи стадий становления субъектности своеобразны и описывают индивидуальный стиль учебных действий обучающегося в темпоральном аспекте. Показана необходимость использования специально разработанных методик процессной диагностики и непараметрических статистических методов. Изложены результаты лонгитюдного исследования стадий становления субъектности во время обучения в техническом вузе (n = 150 студентов; 1 и 2-й курсы; М = 18,86 лет; Sd = 0,79; 46% – юноши), длительность лонгитюда 8–10 недель. Приведен пример коррелограммы, демонстрирующий индивидуальную структуру корреляционной взаимосвязи стадий субъектности обучающегося. Предложены интерпретации этой структуры взаимосвязей с учетом стиля становления субъектности. Намечены рекомендации по применению полученных данных по стадиям становления субъектности в образовательном процессе вуза.

Список источников: 

1.  Барабанова С. В., Кайбияйнен А. А., Крайсман Н. В. Цифровизация инженерного образования в глобальном контексте // Высшее образование в России. 2019. Т. 28, № 1. С. 94–103. DOI: https://doi.org/10.31992/08693617-2019-28-1-94-103

2.  Становление субъектности учащегося и педагога : экопсихологическая модель / под ред. В. И. Панова. М. : ПИ РАО ; СПб. : Нестор-История, 2018. 304 с.

3.  Емельянова Т. П. Конструирование социальных представлений в условиях трансформации российского общества. М. : Институт психологии РАН, 2006. 400 с.

4.  Abric J. C. Central system, peripheral system : their functions and roles in the dynamics of social representations // Papers on Social Representation. 1993. Vol. 2 (2). P. 75–78.

5.  Verges P. L’Evocation de l’argent : Une methode pour la defi nition du noyau central d’une representation // Bulletin de Psychologie. 1992. Vol. XLV, no. 405. P. 203–209.

6.  Пащенко-де Превиль Е., Дрозда-Сенковска Е. Социальные представления об ответственности у молодежи России и Франции : кросскультурный анализ // Психологический журнал. 2013. Т. 34, № 2. С. 87–98.

7.  Брушлинский А. В. Целостность объекта – основание для системности всех его качеств // Психологическая наука в России ХХ столетия : проблемы теории и истории / под ред. А. В. Брушлинского. М. : Институт психологии РАН, 1997. С. 559–570.

8.  Барабанщиков В. А. Принцип системности в современной психологии // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2004. Т. 1, № 3. С. 3–17.

9.  Барабанщиков В. А. Идея системности в современной психологии : предпосылки и тенденции развития // Вестн. РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2003. № 1. С. 7–17.

10. Вачков И. В. Полисубъектное взаимодействие в образовательной среде // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2014. Т.11, № 2. С. 36–50.

11.  Дерябо С. Д. Феномен субъектификации природных объектов : автореф. дис. … д-ра психол. наук. М., 2002. 39 с.

12. Панов В. И. Экопсихология. Парадигмальный поиск. М. : Пед. ин-т РАО ; СПб. : Нестор-История, 2014. 304 с.

13. Панов В. И., Капцов А. В., Колесникова Е. И. Дидактические и психодидактические аспекты моделирования становления субъектности студента вуза // Педагогика и просвещение. 2019. № 4. С. 125–135. DOI: https://doi.org/10.7256/2454-0676.2019.4.31093

14. Капцов А. В., Колесникова Е. И. Модифицированная методика диагностики стадий становления субъектности студентов // Вестн. Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». 2018. № 2 (24). С. 107–117.

15. Капцов А. В., Колесникова Е. И. Взаимосвязь внешних и внутренних факторов со стадиями становления субъектности обучающихся // Вестн. Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». 2019. № 1 (25). С. 53–73.

16. Капцов А. В. Колесникова Е. И. Освоение предметных компетенций студентами с различной выраженностью стадий становления субъектности // Вестн. Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». 2017. № 2 (22). С. 109–117.

17. Карпов А. В., Скитяева И. М. Психология метакогнитивных процессов личности. М. : Институт психологии РАН, 2005. 352 с.

18. Карпов А. В. Метод индивидуальной коррелограммы в экспериментально-психологических и профессиографических исследованиях // Процедуры и методы экспериментально-психологических исследований / отв. ред. В. А. Барабанщиков. М. : Институт психологии РАН, 2016. C. 928–938.

19. Капцов А. В., Колесникова Е. И. Идеографический метод оценки стадий становления субъектности обучающихся // Экопсихологические исследования-6 : экология детства и психология устойчивого развития : сб. науч. ст. / отв. ред. В. И. Панов. М. : Психологический институт РАО ; Курск : Университетская книга, 2020. С. 513–517.

20. Колесникова Е. И. Структура стадий становления субъектности студента вуза // Экопсихологические исследования-6 : экология детства и психология устойчивого развития : сб. науч. ст. / отв. ред. В. И. Панов. М. : Психологический институт РАО ; Курск : Университетская книга, 2020. С. 517–521.

21. Капцов А. В. Оценка целостности психологической системы // Вестн. Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». 2018. № 2 (24). С. 3–15.

22. Корнилова Т. В. Экспериментальная психология. М. : Юрайт, 2012. 640 с.

23. Anderson L. W., Krathwohl D. R. A taxonomy for learning, teaching, and assessing. N.Y. : Longman, 2001. 352 р.

24. Прыгин Г. С. Субъектная реальность как новая парадигма психологии // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2019. Т. 8, вып. 3 (31). С. 217–229. DOI: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2019-8-3-217-229

25. Еловская С. В., Черняева Т. Н. Интерактивное обучение в высшем образовании // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2019. Т. 8, вып. 1 (29). С. 83–87. DOI: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2019-8-1-83-87

Опубликована: 
30.09.2020