Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Шамионов Р. М., Федусенко А. В. Детские впечатления как предикторы смысложизненных и социально-психологических установок // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2017. Т. 6, вып. 2. С. 148-152. DOI: 10.18500/2304-9790-2017-6-2-148-152

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 69)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья

Детские впечатления как предикторы смысложизненных и социально-психологических установок

Авторы: 
Шамионов Раиль Мунирович, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Федусенко Алина Валерьевна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Аннотация: 

Предпринят теоретический анализ проблемы влияния опы- та детства на характеристики личности взрослого человека и его поведение. Представлены результаты эмпирического ис- следования «вклада» детских впечатлений в вариации смысло- жизненных и социально-психологических установок личности во взрослости. В исследовании приняли участие 53 человека, средний возраст составил 31,3 лет, SD = 16,9; мужчин 37,7%. В результате исследования выделено 13 факторов массива детских впечатлений. Показано, что ключевыми для вариаций смысложизненных (целевых) установок являются воспоминания о трагических событиях, смерти близких и приятные впечатле- ния, связанные с подарками. Выявлена связь между субъектив- но насыщенными как положительными, так и отрицательными эмоционально окрашенными событиями детством и характери- стиками (практичностью и широтой) социально-психологиче- ских установок личности.

Список источников: 

1. Адлер А. Очерки по индивидуальной психологии / пер. А. М. Боковиков, О. В. Шапошникова. М., 2002. 220 с.

2. Роджерс К. О становлении личностью : психотерапия глазами психотерапевта. М., 1994. С. 118–125

3. Мадди С. Теории личности : сравнительный анализ / пер. с англ. И. Авидона, А. Батустина, П. Румянцевой. СПб., 2002. 539 с.

4. Литвак М. Е. Как узнать и изменить свою судьбу. Ростов н/Д, 2007. 125 с.

5. Литвак М. Е. Что такое «судьба и сценарий?» URL: http://litvak.me/statyi/article_post/chto-takoye-sudba-istsenariy (дата обращения: 29.01.2017).

6. Сухарев А. В. Этнофункциональная парадигма в пси- хологии. М., 2008. 278 с.

7. Сухарев А. В. Этнофункциональный подход к проблеме психического развития // Вопр. психологии. 2002. № 2. С. 40–57.

8. Сухарев А. В. Представления о развитии, воспитании и обучении человека : историко-философский анализ и следствия для психологической науки // Пространство и время. 2015. № 4 (22). С. 76–86.

9. Райгородский Д. Я. Методика диагностики социаль- но-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О. Ф. Потемкиной // Практическая психодиагностика. Методики и тесты : учеб. пособие. Самара, 2001. 672 с.

10. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). 2-е изд. М., 2000. 18 с.

11. СобчикЛ. Н. Диагностика межличностных отношений. Модифицированный вариант интерперсональной диа- гностики Т. Лири : метод. руководство. М., 1990. 48 с.

Опубликована: 
22.05.2017