Для цитирования:
Шамионов Р. М., Федусенко А. В. Детские впечатления как предикторы смысложизненных и социально-психологических установок // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2017. Т. 6, вып. 2. С. 148-152. DOI: 10.18500/2304-9790-2017-6-2-148-152
Детские впечатления как предикторы смысложизненных и социально-психологических установок
Предпринят теоретический анализ проблемы влияния опы- та детства на характеристики личности взрослого человека и его поведение. Представлены результаты эмпирического ис- следования «вклада» детских впечатлений в вариации смысло- жизненных и социально-психологических установок личности во взрослости. В исследовании приняли участие 53 человека, средний возраст составил 31,3 лет, SD = 16,9; мужчин 37,7%. В результате исследования выделено 13 факторов массива детских впечатлений. Показано, что ключевыми для вариаций смысложизненных (целевых) установок являются воспоминания о трагических событиях, смерти близких и приятные впечатле- ния, связанные с подарками. Выявлена связь между субъектив- но насыщенными как положительными, так и отрицательными эмоционально окрашенными событиями детством и характери- стиками (практичностью и широтой) социально-психологиче- ских установок личности.
1. Адлер А. Очерки по индивидуальной психологии / пер. А. М. Боковиков, О. В. Шапошникова. М., 2002. 220 с.
2. Роджерс К. О становлении личностью : психотерапия глазами психотерапевта. М., 1994. С. 118–125
3. Мадди С. Теории личности : сравнительный анализ / пер. с англ. И. Авидона, А. Батустина, П. Румянцевой. СПб., 2002. 539 с.
4. Литвак М. Е. Как узнать и изменить свою судьбу. Ростов н/Д, 2007. 125 с.
5. Литвак М. Е. Что такое «судьба и сценарий?» URL: http://litvak.me/statyi/article_post/chto-takoye-sudba-istsenariy (дата обращения: 29.01.2017).
6. Сухарев А. В. Этнофункциональная парадигма в пси- хологии. М., 2008. 278 с.
7. Сухарев А. В. Этнофункциональный подход к проблеме психического развития // Вопр. психологии. 2002. № 2. С. 40–57.
8. Сухарев А. В. Представления о развитии, воспитании и обучении человека : историко-философский анализ и следствия для психологической науки // Пространство и время. 2015. № 4 (22). С. 76–86.
9. Райгородский Д. Я. Методика диагностики социаль- но-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О. Ф. Потемкиной // Практическая психодиагностика. Методики и тесты : учеб. пособие. Самара, 2001. 672 с.
10. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). 2-е изд. М., 2000. 18 с.
11. СобчикЛ. Н. Диагностика межличностных отношений. Модифицированный вариант интерперсональной диа- гностики Т. Лири : метод. руководство. М., 1990. 48 с.