Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Ибляминова М. Р. Дефиниция содержания понятия «индивидуальная образовательная траектория» методом контент-анализа // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2019. Т. 8, вып. 4. С. 368-373. DOI: 10.18500/2304-9790-2019-8-4-368-373

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 75)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
37.013.41:37.018.4

Дефиниция содержания понятия «индивидуальная образовательная траектория» методом контент-анализа

Авторы: 
Ибляминова Марьям Рашидовна, Астраханский государственный технический университет
Аннотация: 

Изложены результаты теоретического анализа толкования понятия «индивидуальная образовательная траектория» в учебно-воспитательной среде, актуальность которой обусловлена объективными потребностями и недостаточной разработанностью организации процесса самоопределения и самореализации обучающегося. Приведен ряд положений, раскрывающих целевое и смысловое значение содержания рассматриваемого понятия, призванных преодолеть противоречия между коллективной и индивидуальной формами обучения и осуществляемых с помощью педагогической поддержки в учебной деятельности. Представлены особенности проектирования собственной учебной деятельности на основе индивидуальной образовательной программы за счет права ее выбора в виде результата самоорганизуемой деятельности и способа организации образовательной деятельности, стимулирующие развитие и реализацию личностного потенциала обучающегося. Теоретически обоснована необходимость выявления основных характерных признаков, объединяющих различные позиции посредством метода контент-анализа. Описаны преимущества выбора индивидуальной образовательной траектории, заключающиеся в индивидуальном темпе обучения, учете содержательного своеобразия индивидуально-психологических проявлений и выстраивании личностной картины мира обучающегося. Систематизирован комплекс основных условий, раскрывающий этапы движения обучающегося по индивидуальной образовательной траектории в учебной и внеучебной сферах его жизнедеятельности, а также определен его ключевой смысл, заключающийся в свободе выбора участников образовательного процесса.

Список источников: 
  1. Соколовская Т. А. К вопросу об индивидуальной образовательной траектории // Актуальные вопросы модернизации российского образования: материалы XI междунар. науч.-практ. конф. Таганрог : Центр научной мысли, 2012. 396 с.
  2. Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. В 86 полутомах с иллюстрациями и дополнительными материалами. СПб., Семеновская Типолитография, 1890–1907.
  3. Толковый словарь русского языка: в 4 т. / под ред. Д. Н. Ушакова. М. : Гос. ин-т «Сов. энцикл.» ; ОГИЗ ; Гос. изд-во иностр. и нац. словарей, 1935–1940. Т. 4.
  4.  Большая советская энциклопедия: в 30 т. / гл. ред. А. М. Прохоров. 3-е изд. М. : Сов. энцикл., 1969–1978.
  5. Воронин А. С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике // Национальная энциклопедическаяслужба. 2006. URL: http://voluntary.ru/dictionary/898/word/obrazovatelnaja-traektorija
  6. Александрова Е. А. Эволюция методов и приемов воспитания: 1917–2017 // Сибирский педагогический журнал. 2017. № 6. С. 7–14.
  7. Александрова Е. А. Путь ребенка к самому себе : индивидуальная траектория // Социальная педагогика. 2015. № 3. С. 32–39.
  8.  Александрова Е. А. Психологическое и педагогическое сопровождение : индивидуальная траектория развития // Народное образование. 2014. № 9. С. 180–187.
  9.  Кулешова Г. М. Проблемы целеполагания субъектов обучения в связи с организацией индивидуальной образовательной траектории // Интернет-журнал «Эйдос». 2006. № 3. C. 22. URL: http://www.eidos.ru/journal/2006/0822-4.htm (дата обращения: 17 мая 2018).
  10. Хуторской А. В. Дидактика. Учебник для вузов. СПб. : Питер, 2017. 720 с.
  11. Лебединцев В. Б. Индивидуальные учебные траектории : как обеспечить системность знаний учащихся? // Народное образование. 2014. № 3. С. 167–171.
  12. Коростиянец Т. П. Технология формирования профессионально-педагогической компетентности будущих учителей математики по индивидуальным образовательным траекториям // Педагогическое мастерство: материалы V междунар. научн. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). М. : Буки-Веди, 2014. С. 258–261.
  13. Исакова О. А. Индивидуальная образовательная траектория школьника как средство достижения личностных результатов: автореф. … канд. пед. наук: 13.00.01. СПб., 2015. 27 с.
  14. Суртаева Н. Н. Технология индивидуальных образовательных траекторий (на уроках химии) // Химия в школе. 2001. № 5. С. 12–17.
  15. Вдовина С. А., Кунгурова И. М. Сущность и направления реализации индивидуальной образовательной траектории // Интернет-журнал «Науковедение». 2013. № 6 (19). C. 1–8. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/40PVN613.pdf (дата обращения: 17 мая 2018).
  16. Гаязов А. С. Индивидуальные траектории и современное образование // Система профильного обучения в школах Республики Башкортостан : Опыт, проблемы, перспективы / С. А. Гаязов. Уфа ; Нефтекамск : РИО РУНМЦ, 2008. C. 26–28. 
Опубликована: 
02.12.2019