Для цитирования:
Ульянина О. А., Файзуллина К. А., Юрчук О. Л. Цифровизация профессионального взаимодействия специалистов системы психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2025. Т. 14, вып. 4. С. 375-385. DOI: 10.18500/2304-9790-2025-14-4-375-385, EDN: SOOIPL
Цифровизация профессионального взаимодействия специалистов системы психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений
Актуальность исследования определяется цифровизацией системы образования и возросшей необходимостью оперативного взаимодействия специалистов системы оказания психолого-педагогической помощи в сфере общего образования и среднего профессионального образования Российской Федерации с учетом используемых современных способов коммуникации. Цель: описание разработки цифровой платформы взаимодействия специалистов системы оказания психолого-педагогической помощи, ее возможностей (в том числе функциональных) для пользователей, а также для развития психолого-педагогической помощи в системе образования Российской Федерации. Гипотеза: цифровизация профессионального взаимодействия специалистов системыпсихолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений способствует повышению эффективности их совместной работы и качества оказываемой помощи. Методы (инструменты): анализ научно-библиографических источников, моделирование архитектуры цифровой платформы. Результаты: цифровая платформа предусматривает наличие актуального, достоверного информационного, методического и образовательного контента, создает условия для выстраивания пользователями адресной сети профессиональных контактов, развития единых подходов к оказанию участникам образовательных отношений психолого-педагогической помощи в системе образования Российской Федерации. Основные выводы: разработанная цифровая платформа станет эффективным инструментом профессиональной деятельности педагогов-психологов, которые получат доступ к актуальной информации, могут оперативно взаимодействовать друг с другом. Платформа способствует систематизации накопленного опыта, повышению квалификации специалистов и формированию единого профессионального пространства в сфере психолого-педагогической помощи, что особенно важно в условиях цифровизации образования. Практическая значимость: внедрение платформы позволяет существенно оптимизировать рабочий процесс – сократить время на решение профессиональных задач, минимизировать использование бумажных документов и обеспечить быстрый доступ к актуальной информации, обеспечить обмен профессиональным опытом как на горизонтальном, так и на вертикальном уровнях, что способствует формированию единого профессионального пространства. Платформа создает условия для внедрения единых стандартов оказания психолого-педагогической помощи и интеграции научных достижений в практическую деятельность.
- Ксенофонтова А. Н., Леденева А. В. Цифровизация образования: проблемы, перспективы // Вестник Оренбургского государственного университета. 2020. № 5 (228). С. 86–90. https://doi.org/10.25198/1814-6457-228-86, EDN: OYMIML
- Уварина Н. В., Горелова Л. И. Трансформация педагогического сопровождения в эпоху цифровизации // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2024. Т. 13, вып. 2 (50). С. 178–190. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2024-13-2-178-190, EDN: FILHCM
- Калегина О. А., Дрешер Ю. Н., Кормишина Г. М., Яшина Н. Г. Развитие нормативно-правовой базы цифровизации образования // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2024. № 4. С. 153–160. EDN AWSFSD
- Гучетль И. Н., Манченко Т. В. Актуальные направления цифровой трансформации образования // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2022. Т. 14, № 2. С. 32–39. https://doi.org/10.47370/2078-1024-2022-14-2-32-39, EDN: OHSZLK
- Гордеева Е. В., Мурадян Ш. Г., Жажоян А. С. Цифровизация в образовании // Экономика и бизнес: теория и практика. 2021. № 4-1 (74). С. 112–115. https://doi.org/10.24412/2411-0450-2021-4-1-112-115, EDN: TNRTIL
- Боготов Х. Л., Коркмазов А. В. Влияние цифровизации на инновационное развитие сферы науки и образования // Индустриальная экономика. 2022. № 3–6. С. 503–506. https://doi.org/0.47576/2712-7559_2022_3_6_503, EDN: BHMUCD
- Перевозчикова Н. А., Багдасарова Д. Г. Цифровая платформа как инструмент инновационного развития науки и образования // Инвестиционно-инновационное развитие в условиях цифровизации экономики: стратегии, факторы, механизмы : материалы круглого стола (Донецк, 14 апреля 2021 г.) / под ред. С. В. Беспаловой, Н. В. Шемякиной. Донецк : Донецкий национальный университет, 2021. С. 186–188. EDN: WKOEJA
- Кузнецова К. А. Анализ современных наукометрических баз данных // Известия Российской Военно-медицинской академии. 2019. Т. 38, № 1 (S1). С. 248 – 251. EDN ZSDCTJ
- Польшакова Н. В., Коломейченко А. С., Яковлев А. С. Цифровизация научно-исследовательской деятельности как основной инструмент мониторинга научно-технической работы вуза // Вестник аграрной науки. 2020. № 1 (82). С. 122–129. https://doi.org/10.15217/issn2587-666X.2020.1.122
- Горелова Л. И., Уварина Н. В. Оценка влияния цифровых технологий на педагогическую эффективность и профессиональное развитие педагогов // Трансформация образования как социокультурный потенциал развития общества : cборник статей Международной научно-практической конференции : в 2 ч. Ч. 2 (Омск, 28–29 февраля 2024 г.) / под ред. Е. В. Лопановой. Омск : Омская гуманитарная академия, 2024. С. 116–128. EDN: OIHUPD
- Сарапульцева А. В. Цифровизация науки и образования: направления и перспективы // Совершенствование гуманитарных технологий в образовательном пространстве вуза: факторы, проблемы, перспективы : материалы Всероссийской (с международным участием) научно-методической конференции (Екатеринбург, 15–17 марта 2023 г.) / отв. ред. О. И. Ган. Екатеринбург : Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина. 2023. С. 105–110. EDN: FFGKKS
- Волкова И. А., Петрова В. С. Формирование цифровых компетенций в профессиональном образовании // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2019. № 1. С. 17–24. EDN: MYFAJE
- Вашукова И. С. Особенности сетевого взаимодействия в образовании // Отечественная и зарубежная педагогика. 2022. Т. 1, № 1. С. 141–152. https://doi.org/10.24412/2224-0772-2022-82-141-152, EDN: DMEZAY
- Глубокова Е. Н., Кондракова Е. Н. Сетевое взаимодействие в сфере образования как развивающийся процесс в теории и практике // Педагогика в современном мире : сборник статей Всероссийской научной конференции (Санкт-Петербург, 1 января 2011 г.). Санкт-Петербург : Лема, 2011. С. 123–129. EDN: SFOMPP
- Петрова Н. П., Бондарева Г. А. Цифровизация и цифровые технологии в образовании // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 5 (78). С. 353–355. https://doi.org/10.24411/1991-5497-2019-00138, EDN: UMLEAB
- Сахарчук Е. И., Чандра М. Ю. Направления и тенденции сетевого научного взаимодействия педагогических вузов в развитии практик общего образования // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2021. № 10 (163). С. 29–34. EDN: ZLJYKY
- Карпов А. В. Сущность и содержание метасистемного подхода // Научные подходы в современной отечественной психологии / под ред. А. Л. Журавлева, Е. А. Сергиенко, Г. А. Виленской, М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2023. С. 314–349. https://doi.org/10.38098/thry_23_0465, EDN: IAKYDO
- Карпов А. В. Метасистемная организация субъектных детерминант профессиональной деятельности // Вестник Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова. Сер. Гуманитарные науки. 2022. Т. 16. № 2 (60). С. 312–325. https://doi.org/10.18255/1996-5648-2022-2-212-325, EDN: AWWVOA
- Карпов А. В. Методологические основы психологического анализа деятельности субъектно-информационного класса (статья третья) // Ярославский психологический вестник. 2022. № 2 (53). С. 7–23. EDN: RVMHON