Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Мишин А. А. Анализ тенденций выбора педагогами защитно-совладающих стратегий поведения // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2019. Т. 8, вып. 3. С. 270-277. DOI: 10.18500/2304-9790-2019-8-3-270-277

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 106)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
159.9:37.015.32

Анализ тенденций выбора педагогами защитно-совладающих стратегий поведения

Авторы: 
Мишин Антон Александрович, Севастопольский педагогический колледж имени П. К. Менькова
Аннотация: 

Актуальность исследования особенностей защитно-совладающих стратегий педагогов обусловлена наличием негативных и небезопасных проявлений в их поведении, связанных с большим количеством стрессовых и трудных ситуаций в их профессиональной деятельности и повседневной жизни. Цель представленного в статье исследования состоит в изучении и анализе тенденций предпочтений защитно-совладающих стратегий поведения педагогов, находящихся на разных этапах профессионального развития. Предположительно работающие педагоги, по сравнению с будущими специалистами, склонны к выбору более эффективных копинг-стратегий и к более конструктивной психологической защите. Исследование выполнено на выборках студентов педагогического колледжа (n = 46) и работающих учителей общеобразовательных школ (n = 46) с применением психодиагностических методик «Способы совладающего поведения» (Р. Лазарус, С. Фолкман в адаптации Т. Л. Крюковой, Е. В. Куфтяк, М. С. Замышляевой), «Индекс жизненного стиля» (Р. Плутчик, Г. Келлерман, Х. Конт в адаптации Е. С. Романовой и Л. Р. Гребенникова). Установлено наличие у учителей тенденции к выбору эффективных проблемно ориентированных копинг-стратегий на фоне как конструктивной, так и примитивной психологической защиты; будущие педагоги выбирают менее эффективные защитно-совладающие стратегии с выраженной тенденцией к дистанцированию и отрицанию. Результаты исследования имеют практическую значимость для разработки программ формирования и развития навыков осознанного и безопасного защитно-совладающего поведения у практикующих учителей и будущих педагогов.

Список источников: 

1.  Кружкова О. В. Психологическая защита и совладание : феноменологическое соотношение и структура // Вестн. ЛГУ имени А. С. Пушкина. Сер. Психология. 2012. Т. 5, № 1. С. 36–49. 

2.  Романова Е. С., Гребенников Л. Р. Механизмы психологической защиты : генезис, функционирование, диагностика. Мытищи : Талант, 1996. 144 с. 

3.  Lazarus R., Folkman S. Cognitive theories of stress and the issue of circularity // Dynamics of Stress. Springer, Boston, MA. 1986. Р. 63–80.DOI: https://doi.org/https://doi.org/10.1007/978-14684-5122-1_4 

4.  Folkman S., Lazarus R. Ways of Coping Questionnaire. Palo Alto, CA : Consulting, Psychological Press, 1988. 40 р. 

5.  Крюкова Т. Л., Куфтяк Е. В. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) // Журнал практического психолога. 2007. № 3. С. 93–112. 

6.  Amirkhan J. H. A Factor Analytically Derived Measure of Coping : The Coping Strategy Indicator // Journal of Personality and Social Psychology. 1990. Vol. 59, № 5. P. 1066– 1074.DOI: https://doi.org/http://dx.doi.org/10.1037/0022-3514.59.5.1066 

7.  Amirkhan J. H. Seeking Person-Related Predictors of Coping : Exploratory Analyses // European Journal of Personality. 1999. № 4. P. 13–30.DOI: https://doi.org/http://dx.doi.org/10.1002/per.2410080103 

8.  Weber H. Breaking the Rules : Personal and Social Responses to Coping Norm-Violations // Anxiety, Stress and Coping : An International Journal. 2003. Vol. 16, № 2. P. 133–153.DOI: https://doi.org/http://dx.doi.org/10.1080/106158 06.2003.10382969 

9.  Skinner E. A., Zimmer-Gembeck M. J. The Development of Coping // Annual Review of Psychology. 2007. Vol. 58. Р. 119–144.DOI: https://doi.org/http://dx.doi.org/10.1007/978-3-319-41740-0 

10. Zimmer-Gembeck M. J., Skinner E. A. The Development of Coping Across Childhood and Adolescence : an Integrative Review and Critique of Research // International Journal of Behavioral Development. 2011. Vol. 35, № 1. P. 1–17.DOI: https://doi.org/10.1177/0165025410384923 

11.  Carver C., Connor-Smith J. Personality and Coping // Annual Review of Psychology. 2010. Vol. 61, № 1. P. 679–704.DOI: https://doi.org/http://dx.doi.org/10.1146/annurev. psych.093008.100352 

12. Бочарова Е. Е. Стратегии совладающего поведения личности различных возрастных групп // Современные исследования социальных проблем. 2015. № 5. С. 580–689.DOI: https://doi.org/10.12731/2218-7405-2015-5-46 

13. Балакшина Е. В., Башилов Р. Н., Башилова С. М., Антоновский А. В. Исследование совладающего поведения педагогов общеобразовательных школ как фактора профессиональной деятельности // Вестн. ТвГУ. Сер. Педагогика и психология. 2016. № 4. С. 15–20. 

14. Калинина Н. В., Володина Т. В. Психологические факторы жизнестойкости педагога // Изв. Самар. науч. центра РАН. 2009. Т. 11, № 4. С. 398–403. 

15. Брагина В. Д., Поникарова В. Н. Особенности копингповедения педагогов-дефектологов на разных этапах профессионального становления личности // Вестн. ЛГУ имени А. С. Пушкина. 2008. № 6. С. 94–102. 

16. Мишин А. А. Исследование копинг-стратегий у студентов психолого-педагогического направления // Общество, наука, образование : тенденции и перспективы развития. Уфа : Аэтерна, 2018. С. 265–270. 

17. Шубникова Е. Г. Развитие жизнеспособности в период ранней взрослости : анализ моделей совладающего поведения будущих педагогов // Горизонты зрелости : сб. тезисов участников Пятой всерос. науч.-практ. конф. по психологии развития / ред. Л. Ф. Обухова, И. В. Шаповаленко, М. А. Одинцова. М. : МГППУ, 2015. С. 118–122. 

18. Никифорова Д. М. К вопросу о безопасности защитного и совладающего поведения студентов в образовательной среде // Сибирский психол. журн. 2016. № 62. С. 113–126.DOI: https://doi.org/10.17223/17267080/62/9 

19. Никифорова Д. М., Бойко А. А. Модель безопасного защитного и совладающего поведения педагогов // Педагогическое образование в России. 2017. № 3. С. 90–96. 

20. Бовть О. Б., Мишин А. А. Эмпирическое изучение связи стратегий совладания и психологических защит с разными типами виктимного поведения будущих педагогов // Учен. записки Крымского инженернопедагогического ун-та. Сер. Педагогика. Психология. 2017. № 4. С. 30–34. 

21. Мишин А. А. Актуальные направления развития виктимологии совладания // Психологическое обеспечение деятельности силовых структур : материалы межведомств. науч.-практ. конф. (Севастополь, 22 ноября 2017 г.) / под ред. А. В. Гришиной, З. З. Екимовой. Севастополь : РИБЕСТ, 2017. С. 37–40. 

22. Мишин А. А. Задачи виктимологии совладания в профессиональном развитии педагога // Личность в культуре и образовании : психологическое сопровождение, развитие, социализация : материалы V Всерос. науч.-практ. конф. (Ростов-на-Дону, 14–15 декабря 2017 г.) / под общ. ред. А. В. Черной. Ростов н/Д ; Таганрог : Изд-во ЮФУ, 2017. С. 565–569. 

23. Дементий Л. И. К вопросу об определении эффективности копинг-поведения // Ресурсы и антиресурсы личности в современных копинг-исследованиях : материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием / под ред. Л. И. Дементий. Омск : Изд-во Омск. гос. ун-та, 2012. С. 18–23. 

24. Долгова В. И., Кондратьева О. А. Развитие конструктивной психологической защиты студентов-волонтеров // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 8. С. 53–58. 

 

Опубликована: 
30.09.2019