For citation:
Smirnova A. Y. Organizational stress in the context of job loss threat: The gender perspective. Izvestiya of Saratov University. Educational Acmeology. Developmental Psychology, 2025, vol. 14, iss. 1, pp. 48-61. DOI: 10.18500/2304-9790-2025-14-1-48-61, EDN: SWZRRY
Organizational stress in the context of job loss threat: The gender perspective
The relevance of studying stressors in organizational contexts is due to the changes in organizations and the transformation of women’s roles in modern society. The objective of the study is to analyze the stressors that affect modern employees, taking into account gender diff erences in stressor perception and existing threats. Hypothesis: the stressors of the organizational environment are specifi c for male and female employees, and the determinants of professional burnout diff er between men and women. Participants: employees of Saratov enterprises aged 18–35, with 277 males and 119 females (M = 27.3, SD = 5.8) participated in the study. Methods (tools): to diagnose current stressors, we used the technique of work stress diagnosing (by A. B. Leonova and S. B. Velichkovskaya); to determine professional burnout levels, we used the MBI C. Maslach, S. E. Jackson methodology (the Russian version N. E. Vodopyanova, E. S. Starchenkova); to identify threats of job loss we used the socio-psychological questionnaire (A. Yu. Smirnova). The results show signifi cant diff erences in how men and women respond to work-related stressors. Women were ess sensitive to certain stressors, such as overtime work, unfair pay or distribution of fi nancial incentives, and the struggle for promotion. By means of the factor analysis the analyzed stressors were grouped into two main factors: ‘fairness of organizational procedures and communication’, and ‘time and responsibility pressure’. No signifi cant diff erences have been found in the impact of the ‘time and responsibility pressure’ factor, but the ‘fairness of organizational procedures and communication’ factor was more prominent in the male group. The main conclusions. Overall, the study has found that organizational environment stressors diff er for men and women. Women are less sensitive to the eff ect of the ‘fairness of organizational procedures and communication’ factor, tend to perceive organizational procedures and communication as more satisfactory and fair, and demonstrate greater adaptability to these characteristics compared to men. Practical Significance. The data obtained can be used in the development of training programs for managing stress.
- Коновалова А. П. Тренды феминизма и российское общество // Вестник Бурятского государственного университета. Философия. 2022. № 1. С. 80–88. https://doi.org/10.18101/1994-0866-2022-1-80-88, EDN: ECJKBI
- Розенова М. И., Огнев А. С., Екимова В. И., Кокурин А. В. Современные антистресс-технологии в профессиях экстремального и помогающего типа // Современная зарубежная психология. 2023. Т. 12, № 3. С. 19–30. https://doi.org/10.17759/jmfp.2023120302, EDN: YAXMRI
- Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. От выгорания к обновлению: опыт и перспективы изучения синдрома выгорания в России // Национальный психологический журнал. 2006. № 1. С. 126–130. EDN: XJMLAP
- Кецко Т. В. Эмоциональное выгорание как фактор препятствия профессионального акме // Репозиторий БГПУ [электронный ресурс]. URL: http://elib.bspu.by/handle/doc/29973 (дата обращения: 20.01.2024).
- Василенко Е. А. Факторы, влияющие на интенсивность переживания личностью социального стресса // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2020. № 3. С. 263–289. https://doi.org/10.25588/CSPU.2020.156.3.016, EDN: ZIEKIA
- Молчанова Л. Н. Состояние психического выгорания у педагогов высшей школы в контексте профессиональной успешности // Педагогика и психология образования. 2011. № 4. С. 101–110. EDN: OORQKX
- Фёдоров А. В. Влияние личностных особенностей на профессиональное выгорание работников исправительных учреждений // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 72-2. С. 356–359. EDN: HONNMC
- Ярошенко Е. И. Применение технологии айтрекинга для выявления социально-психологических особенностей эмоционального выгорания личности // Организационная психология. 2019. Т. 9, № 1. С. 96–115. URL: http://orgpsyjournal.hse.ru, EDN: VGADMH
- Гофман О. О., Водопьянова Н. Е., Джумагулова А. Ф., Никифоров Г. С. Проблема профессионального выгорания специалистов в сфере информационных технологий: теоретический обзор // Организационная психология. 2023. Т. 13, № 1. С. 117–144. https://doi.org/10.17323/2312-5942-2023-13-1-117-144, EDN: DBSQVA
- Буянкина М. А., Онуфриева В. В. Проективные методы как средство исследования психического выгорания // Инновации в науке. 2012. № 14-1. C. 145–153. EDN: PGJHRF
- Барабанщикова В. В., Климова О. А., Ковалёв А. И., Меньшикова Г. Я. Использование параметров глазодвигательной активности в диагностике синдрома эмоционального выгорания // Организационная психология, 2019. Т. 9, № 4. С. 18–29. EDN: XMRFWU
- Семенков В. Е., Черноиванова А. С. Профилактика выгорания как условие повышения качества работы сотрудников: факторы формирования, симптомы и методы профилактики // Территория новых возможностей. Вестник ВГУЭС. 2021. № 2. C. 34–46. https://doi.org/10.24866/VVSU/2073-3984/2021-2/034-047, EDN: ZSIZJS
- Богдан Н. Н., Масилова М. Г. Методологические основы изучения эмоционального выгорания как основа профилактической работы // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2022. Т. 11, № 3 (40). С. 43–47. https://doi.org/10.57145/27128474_2022_11_03_09, EDN: RDHOJV
- Астраханцева Е. Ю., Кучумов А. В., Печеная Л. Т., Цыганов А. А. Профессиональное выгорание: критерии оценки и способы своевременного предотвращения // Социально-трудовые исследования. 2023. № 2 (51). C. 141–151. https://doi.org/10.34022/2658-3712-2023-51-2-141-151, EDN: DITUES
- Журавлева Л. А., Ручкин А. В., Симачкова Н. Н., Чупина И. П. Профессиональное выгорание преподавателей вузов в период пандемии COVID-19 // Образование и право. 2021. № 7. С. 300–306. https://doi.org/10.24412/2076-1503-2021-7-300-306, EDN: LSGMKE
- Верна В. В., Иззетдинова А. А. Профилактика профессионального выгорания медицинских работников в период распространения пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2020. Т. 9, № 4 (33). C. 91–94. https://doi.org/10.26140/anie-2020-0904-0019, EDN: SAQNMB
- Хасина А. В., Хачатурова М. Р., Василёнок А. В., Буянова Н. М. Копинг-Стратегии и ресурсы совладания с профессиональным выгоранием и посттравматическим стрессом у среднего медицинского персонала в условиях пандемии COVID-19 // Организационная психология. 2021. Т. 11, № 4. С. 129–164. EDN: GYOSWF
- Амбалова С. А. Синдром психического выгорания как следствие профессионального кризиса у педагогов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9, № 1 (30). C. 321–324. https://doi.org/10.26140/anip-2020-0901-0079, EDN: SCNSBN
- Ожогова Е. Г. Профессиональные стрессы и синдром «психического выгорания» // Омский психиатрический журнал. 2018. № 1 (15). C. 38–40. EDN: YMBLZZ
- Ожогова Е. Г., Малютина Т. В., Лонская Л. В., Лалов Ю. В. Профессиональные стрессы и их роль в развитии синдрома психического выгорания // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2018. № 4 (34). С. 143–147. https://doi.org/10.17238/issn1998-5320.2018.34.143, EDN: MJXPTV
- Колачев Н. И., Осин Е. Н., Шауфели В., Дезарт Ш. Личностные ресурсы и выгорание у сотрудников библиотек Московской области // Организационная психология. 2019. Т. 9, № 2. С. 129–147. EDN: TITGLJ
- Мерзлякова Д. Р., Семкова М. П. Факторы профессионального стресса, влияющие на психологическую безопасность сотрудников «Скорой помощи» // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». 2011. № 2. С. 56–60. EDN: OIRIJD
- Толочек В. А. Terra incognita проблемы жизнеспособности: открытые вопросы. Часть 1 // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2021. Т. 10, вып. 2 (38). С. 108–117. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2021-10-2-108-117, EDN: WPFLCS
- Толочек В. А. Профессиональная карьера: синергетический подход. Часть 1 // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2020. Т. 9, вып. 1 (33). С. 13–24. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2020-9-1-13-24, EDN: WEGMCB
- Толочек В. А. Профессиональная карьера: синергетический подход. Часть 2 // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2020. Т. 9, вып. 2 (34). С. 126–139. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2020-9-2-126-139, EDN: OFYUQC
- Булгаков И. А. Взаимосвязь выгорания и удовлетворённости браком у сотрудников российских организаций // Организационная психология. 2023. Т. 13, № 1. С. 145–160. https://doi.org/10.17323/2312-5942-2023-13-1-145-160, EDN: HKIPIC
- Карпов А. В. Метакогнитивные детерминанты психического выгорания в профессиональной деятельности // Перспективы науки и образования. 2019. № 6 (42). С. 322–337. https://doi.org/10.32744/pse.2019.6.27, EDN: PLIHQM
- Грабе М. Синдром выгорания – болезнь нашего времени. Почему люди выгорают и что можно против этого предпринять / пер. с нем. СПб. : Речь, 2008. 96 с.
- Ронгинская Т. И. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психологический журнал. 2002. Т. 23, № 3. С. 85–95. EDN: HTKJNB
- Величковская С. Б. Зависимость возникновения и развития стресса от факторов профессиональной деятельности педагогов: дис. … канд. психол. наук. M., 2005. 171 c.
- Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса. СПб. : Питер, 2009. 336 с.
- Смирнова А. Ю. Методика диагностики адекватности профессионального самоопределения: психометрические характеристики // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2023. Т. 23, вып. 3. С. 336–342. https://doi.org/10.18500/1819-7671-2023-23-3-336-342, EDN: RICACS