Для цитирования:
Смирнова А. Ю. Организационный стресс в ситуации угрозы потери работы: гендерный аспект // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2025. Т. 14, вып. 1. С. 48-61. DOI: 10.18500/2304-9790-2025-14-1-48-61, EDN: SWZRRY
Организационный стресс в ситуации угрозы потери работы: гендерный аспект
Актуальность исследования стрессоров в организационном контексте обусловлена изменениями в организациях, трансформацией роли женщин в современном социуме. Цель: анализ стрессоров, воздействующих на современного работника с учетом гендерных особенностей восприятия стрессоров, а также в контексте существующих угроз. Гипотеза: стрессоры организационной среды специфичны для мужской и женской групп работников, детерминанты профессионального выгорания у мужчин и женщин различаются. Участники: работники предприятий Саратова в возрасте от 18 до 35 лет, 277 мужчин и 119 женщин (M = 27,3; SD = 5,8). Методы (инструменты): для диагностики актуальных стрессоров применена методика диагностики трудового стресса (С. Б. Величковская); уровень профессионального выгорания определен посредством методики «MBI» C. Maslach, S. E. Jackson в адаптации Н. Е. Водопьяновой, Е. С. Старченковой; использована социально-психологическая анкета для выявления в рабочей среде угроз увольнения (А. Ю. Смирнова). Результаты: обнаружены значимые различия в действии факторов-стрессоров в мужской и женской выборках. Женщины менее чувствительны к стрессам: сверхурочная работа, несправедливость в оплате труда или распределении материальных поощрений, борьба за продвижение по службе. Стрессоры, проанализированные посредством факторного анализа, сгруппированы в два фактора: «справедливость организационных процедур и коммуникации» и «пресс времени и ответственности», в действии фактора-стрессора «пресс времени и ответственности» различий в мужской и женской выборках нами не обнаружено, в мужской выборке фактор «справедливость организационных процедур и коммуникации» более выражен. Основные выводы. Стрессоры организационной среды специфичны для мужчин и женщин. Женщины менее чувствительны к действию фактора «справедливость организационных процедур и коммуникации», склонны оценивать организационные процедуры и коммуникацию как более удовлетворительную и справедливую. Практическая значимость. Полученные данные могут быть использованы в разработке тренинговых программ формирования навыков управления стрессом.
- Коновалова А. П. Тренды феминизма и российское общество // Вестник Бурятского государственного университета. Философия. 2022. № 1. С. 80–88. https://doi.org/10.18101/1994-0866-2022-1-80-88, EDN: ECJKBI
- Розенова М. И., Огнев А. С., Екимова В. И., Кокурин А. В. Современные антистресс-технологии в профессиях экстремального и помогающего типа // Современная зарубежная психология. 2023. Т. 12, № 3. С. 19–30. https://doi.org/10.17759/jmfp.2023120302, EDN: YAXMRI
- Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. От выгорания к обновлению: опыт и перспективы изучения синдрома выгорания в России // Национальный психологический журнал. 2006. № 1. С. 126–130. EDN: XJMLAP
- Кецко Т. В. Эмоциональное выгорание как фактор препятствия профессионального акме // Репозиторий БГПУ [электронный ресурс]. URL: http://elib.bspu.by/handle/doc/29973 (дата обращения: 20.01.2024).
- Василенко Е. А. Факторы, влияющие на интенсивность переживания личностью социального стресса // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2020. № 3. С. 263–289. https://doi.org/10.25588/CSPU.2020.156.3.016, EDN: ZIEKIA
- Молчанова Л. Н. Состояние психического выгорания у педагогов высшей школы в контексте профессиональной успешности // Педагогика и психология образования. 2011. № 4. С. 101–110. EDN: OORQKX
- Фёдоров А. В. Влияние личностных особенностей на профессиональное выгорание работников исправительных учреждений // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 72-2. С. 356–359. EDN: HONNMC
- Ярошенко Е. И. Применение технологии айтрекинга для выявления социально-психологических особенностей эмоционального выгорания личности // Организационная психология. 2019. Т. 9, № 1. С. 96–115. URL: http://orgpsyjournal.hse.ru, EDN: VGADMH
- Гофман О. О., Водопьянова Н. Е., Джумагулова А. Ф., Никифоров Г. С. Проблема профессионального выгорания специалистов в сфере информационных технологий: теоретический обзор // Организационная психология. 2023. Т. 13, № 1. С. 117–144. https://doi.org/10.17323/2312-5942-2023-13-1-117-144, EDN: DBSQVA
- Буянкина М. А., Онуфриева В. В. Проективные методы как средство исследования психического выгорания // Инновации в науке. 2012. № 14-1. C. 145–153. EDN: PGJHRF
- Барабанщикова В. В., Климова О. А., Ковалёв А. И., Меньшикова Г. Я. Использование параметров глазодвигательной активности в диагностике синдрома эмоционального выгорания // Организационная психология, 2019. Т. 9, № 4. С. 18–29. EDN: XMRFWU
- Семенков В. Е., Черноиванова А. С. Профилактика выгорания как условие повышения качества работы сотрудников: факторы формирования, симптомы и методы профилактики // Территория новых возможностей. Вестник ВГУЭС. 2021. № 2. C. 34–46. https://doi.org/10.24866/VVSU/2073-3984/2021-2/034-047, EDN: ZSIZJS
- Богдан Н. Н., Масилова М. Г. Методологические основы изучения эмоционального выгорания как основа профилактической работы // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2022. Т. 11, № 3 (40). С. 43–47. https://doi.org/10.57145/27128474_2022_11_03_09, EDN: RDHOJV
- Астраханцева Е. Ю., Кучумов А. В., Печеная Л. Т., Цыганов А. А. Профессиональное выгорание: критерии оценки и способы своевременного предотвращения // Социально-трудовые исследования. 2023. № 2 (51). C. 141–151. https://doi.org/10.34022/2658-3712-2023-51-2-141-151, EDN: DITUES
- Журавлева Л. А., Ручкин А. В., Симачкова Н. Н., Чупина И. П. Профессиональное выгорание преподавателей вузов в период пандемии COVID-19 // Образование и право. 2021. № 7. С. 300–306. https://doi.org/10.24412/2076-1503-2021-7-300-306, EDN: LSGMKE
- Верна В. В., Иззетдинова А. А. Профилактика профессионального выгорания медицинских работников в период распространения пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2020. Т. 9, № 4 (33). C. 91–94. https://doi.org/10.26140/anie-2020-0904-0019, EDN: SAQNMB
- Хасина А. В., Хачатурова М. Р., Василёнок А. В., Буянова Н. М. Копинг-Стратегии и ресурсы совладания с профессиональным выгоранием и посттравматическим стрессом у среднего медицинского персонала в условиях пандемии COVID-19 // Организационная психология. 2021. Т. 11, № 4. С. 129–164. EDN: GYOSWF
- Амбалова С. А. Синдром психического выгорания как следствие профессионального кризиса у педагогов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9, № 1 (30). C. 321–324. https://doi.org/10.26140/anip-2020-0901-0079, EDN: SCNSBN
- Ожогова Е. Г. Профессиональные стрессы и синдром «психического выгорания» // Омский психиатрический журнал. 2018. № 1 (15). C. 38–40. EDN: YMBLZZ
- Ожогова Е. Г., Малютина Т. В., Лонская Л. В., Лалов Ю. В. Профессиональные стрессы и их роль в развитии синдрома психического выгорания // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2018. № 4 (34). С. 143–147. https://doi.org/10.17238/issn1998-5320.2018.34.143, EDN: MJXPTV
- Колачев Н. И., Осин Е. Н., Шауфели В., Дезарт Ш. Личностные ресурсы и выгорание у сотрудников библиотек Московской области // Организационная психология. 2019. Т. 9, № 2. С. 129–147. EDN: TITGLJ
- Мерзлякова Д. Р., Семкова М. П. Факторы профессионального стресса, влияющие на психологическую безопасность сотрудников «Скорой помощи» // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». 2011. № 2. С. 56–60. EDN: OIRIJD
- Толочек В. А. Terra incognita проблемы жизнеспособности: открытые вопросы. Часть 1 // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2021. Т. 10, вып. 2 (38). С. 108–117. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2021-10-2-108-117, EDN: WPFLCS
- Толочек В. А. Профессиональная карьера: синергетический подход. Часть 1 // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2020. Т. 9, вып. 1 (33). С. 13–24. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2020-9-1-13-24, EDN: WEGMCB
- Толочек В. А. Профессиональная карьера: синергетический подход. Часть 2 // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2020. Т. 9, вып. 2 (34). С. 126–139. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2020-9-2-126-139, EDN: OFYUQC
- Булгаков И. А. Взаимосвязь выгорания и удовлетворённости браком у сотрудников российских организаций // Организационная психология. 2023. Т. 13, № 1. С. 145–160. https://doi.org/10.17323/2312-5942-2023-13-1-145-160, EDN: HKIPIC
- Карпов А. В. Метакогнитивные детерминанты психического выгорания в профессиональной деятельности // Перспективы науки и образования. 2019. № 6 (42). С. 322–337. https://doi.org/10.32744/pse.2019.6.27, EDN: PLIHQM
- Грабе М. Синдром выгорания – болезнь нашего времени. Почему люди выгорают и что можно против этого предпринять / пер. с нем. СПб. : Речь, 2008. 96 с.
- Ронгинская Т. И. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психологический журнал. 2002. Т. 23, № 3. С. 85–95. EDN: HTKJNB
- Величковская С. Б. Зависимость возникновения и развития стресса от факторов профессиональной деятельности педагогов: дис. … канд. психол. наук. M., 2005. 171 c.
- Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса. СПб. : Питер, 2009. 336 с.
- Смирнова А. Ю. Методика диагностики адекватности профессионального самоопределения: психометрические характеристики // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2023. Т. 23, вып. 3. С. 336–342. https://doi.org/10.18500/1819-7671-2023-23-3-336-342, EDN: RICACS