Для цитирования:
Арендачук И. В. Психологические риски образовательной среды вуза // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2014. Т. 3, вып. 1. С. 48-53. DOI: 10.18500/2304-9790-2014-3-1-48-53
Психологические риски образовательной среды вуза
Рассмотрены теоретические подходы к определению понятия «образовательная среда», ее структурные компоненты и специфика в системе высшего профессионального образования; содержательно описаны группы психологических рисков в образовательной среде вуза. Показано, что внешние риски связаны с организационной культурой и с особенностями учебновоспитательного процесса в вузе; социальнопсихологические риски обусловлены педагогическими взаимодействиями субъектов образовательной среды; в основе формирования собственно психологических рисков лежат их индивидуальные характеристики.
- Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М., 2001. 365 с.
- Рубцов В. В., Ивошина Т. Г. Проектирование развивающей образовательной среды школы. М., 2002. 272 с.
- Слободчиков В. И. О понятии образовательной среды в концепции развивающего образования. М., 2000. 230 с.
- Регуш Л. А., Орлова А. В. Педагогическая психология. СПб., 2010. 414 с.
- Рубцов В. В., Баева И. А. Психологическая безопасность образовательной среды как условие психосоциального благополучия школьника// Безопасность образовательной среды. М., 2008. С. 5–11.
- Лактионова Е. Б. Образовательная среда как условие развития личности и ее субъектов// Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2010. №128. С. 40–54.
- Леонтьева О. В. Культурнообразовательная среда вуза как психологопедагогическая проблема// Образование и общество. 2009. №6. С. 106–111.
- Панов В. И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика. СПб., 2007. 352 с.
- Лактионова Е. Б. Психологические риски в образовательной среде: типология, классификация, факторы формирования// Экопсихологические исследования. М., 2009. С. 197–212.
- Арендачук И. В. Профессионализм личности в научнопедагогической деятельности: структурнофункциональная организация. Саарбрюкен, 2010. 192 с.
- Бочарова Е. Е. Границы социальной активности и субъективное благополучие молодежи// Вестн. Моск. гос. обл. унта. Сер.: Психологические науки. 2012. №3 . С. 5–11.
- Вагапова А. Р. Экопсихологические характеристики процесса адаптации студентов первого курса к образовательной среде вуза// Учён. зап. пед. инта Сарат. гос. унта. Сер. Психология. Педагогика. 2011. Т. 4, №2 (14). С. 37–41.
- Бедрина В. В., Личутин А. В. Психологическая безопасность образовательной среды: формирование понятия// Вестник практической психологии образования. 2010. №1(22). С. 33–41.