Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Шувалов А. В. Психологическое здоровье и образование человека // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2012. Т. 1, вып. 1. С. 8-19. DOI: 10.18500/2304-9790-2012-1-1-8-19

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 269)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
316.6

Психологическое здоровье и образование человека

Авторы: 
Шувалов Александр Владимирович, Институт психологии РАН
Аннотация: 

В статье представлены результаты исследования, проведенного в рамках научного проекта «Антропология социально-психологического здоровья детства»; рассматривается проблема психологического здоровья в научном и мировоззренческом аспектах; приведен сравнительный анализ подходов к этой проблеме; сформулированы основные положения теории психологического здоровья; представлена его антропологическая модель.

Список источников: 
  1. См.: Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990. 220 с.
  2. См.: Рубинштейн С. Л. Человек и мир. М., 1997. 340 с.
  3. Братусь Б. С. Русская, советская, российская психология. М., 2000. С. 51.
  4. Слободчиков В. И. О перспективах построения христиански ориентированной психологии // Моск. психотерапевтич. журн. 2004. № 4. С. 11.
  5. См.: Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994. С. 237.
  6. См.: Братусь Б. С. Указ. соч. С. 58.
  7. См.: Практическая психология образования / под ред. И.В. Дубровиной. СПб., 2004. С. 52.
  8. «Субъективность» (по русски – «самость») – форма существования и способ организации человеческой реальности, её суть – самостоятельность духовной жизни.
  9. Термин «проприум» (буквально – «собственное») объединяет все, что человек ощущает как важную часть себя, о чем говорит: «Это – я» или «Это – мое».
  10. См.: Олпорт  Г. Становление личности. Избранные труды. М., 2002. 462 с.
  11. См.: Роджерс К. Р. Указ. соч.
  12. См.: Маслоу А. Г. Мотивация и личность. СПб., 1999. 478 с.
  13. Франкл В. Указ. соч. С. 58–59.
  14. Специализация 03.03.21 «Психология здоровья» утверждена приказом Министерства образования РФ от 10.03.2000.
  15. См.: Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология развития человека. М., 2000. 180 с. 
  16. Хамитов  Н. Философия человека : от метафизики к метаантропологии. Киев, 2002. С. 139–140.
  17. Заметим, что антропологическая модель психологического здоровья отнюдь не умаляет зорко подмеченные и описанные гуманистическими психологами аспекты человеческой экзистенции, органично вживляя их в единую картину действительности на новой методо- логической и мировоззренческой основе.
  18. Франкл В. Указ. соч. С. 48.
  19. См.: Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Указ. соч. С. 161– 164.
  20. Согласно Священному Писанию Бог создал человека по Своему Образу, дал ему бессмертную душу и призвал к богоподобию.
  21. Антропо-практика – это специальная работа в пространстве субъективной реальности человека, направленная на культивирование (выращивание) предель- ного (максимального) выражения «человеческого в человеке».
  22. По аналогии с состоянием ребенка – персонажа из сказки Г. Х. Андерсена «Снежная королева». Это мальчик, которому в глаз попал осколок разбитого дьявольского зеркала, и его сердце «оледенело», по сути, стало невосприимчивым к истинному, доброму и прекрасному, и его внутренний мир опустел.
  23. Среди психологов, допускающих существование высших уровней духовного развития при отсутствии «статистически надежных» свидетельств их существования, прослеживается единодушие в определении направления онтогенеза: универсализация, или выход за пределы сколь угодно развитой индивидуальности, есть одновременно вход в пространство обще– и сверхчеловеческих экзистенциальных ценностей, соучастником в построении которых и собеседником в осмыслении которых становится Богочеловечество.
  24. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Указ. соч. С. 203.
  25. Франкл В. Указ. соч. С. 24.
  26. Например, преждевременное вовлечение в учебную деятельность создает риски для здоровья и развития детей дошкольного возраста.
  27. Термин «антропогения» буквально означает – «обусловленный человеческим фактором».
  28. Имеются в виду крайние формы проявления безродности. «Синдром Маугли» – суровый клинический диагноз, фиксирующий одичание и необратимые изменения психического развития у детей, которые были вскормлены животными и росли в отрыве от человеческого общества. «Мауглизация» – термин, объединяющий аномальные тенденции в субъективном состоянии и поведении детей, которые развиваются в условиях дефицита человеческой заботы и воспитания.
  29. Возможность и актуальность введения отечественной психологии в нравственную систему координат обоснована в работах Б. С. Братуся (см.: Братусь Б. С. : 1) Рус- ская, советская, российская психология. М., 2000. 88 с. ; Психология и этика : опыт построения дискуссии / под ред. Б. С. Братуся. Самара, 1999. 128 с.).
  30. Буквально – упадок духа : слабохарактерный человек, легко поддающийся стороннему убеждению и своим мелочным расчетам.
  31. Недостойный человека, богопротивный и заслуживающий осуждения образ мыслей и поступков, ведущий к духовной гибели ; «окаянный» – по-церковнославянски каиноподобный, т. е. подобный первому человекоубийце.
  32. Погружение в не имеющие истинной ценности, пустые и бесплодные заботы.
  33. Бердяев Н. А. Царство Духа и Царство Кесаря. М., 1995. С. 21.
  34. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология человека. М., 1995. С. 171.
  35. См.: Шувалов А. В. Принцип симфонии в системе образования // Воспитательная работа в школе. М., 2010. № 8. С. 24–34.
Опубликована: 
20.03.2012