Для цитирования:
Арендачук И. В. Ценностно-смысловые факторы социальной активности молодежи в разных условиях жизнедеятельности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2018. Т. 7, вып. 4. С. 346-358. DOI: 10.18500/2304-9790-2018-7-4-346-358
Ценностно-смысловые факторы социальной активности молодежи в разных условиях жизнедеятельности
Актуальность исследования связана с недостаточной изученностью ценностно-смысловой обусловленности форм социальной активности личности. Его цель – выявление ценностно-смысловых факторов, определяющих особенности проявления форм социальной активности молодежи, жизнедеятельность которой осуществляется в городах разного типа (областной центр и малый город). Гипотеза исследования – особенность влияния смысложизненной, жизненной, ценностной ориентации личности и характеристик экзистенциальной исполненности жизни на разные формы социальной активности молодежи зависит от условий ее жизнедеятельности. Выборка исследования – 173 человека (42% юноши и 58% девушки в возрасте 15–25 лет), из них 52% проживают в областном центре (г. Саратов), 48% – в малом городе (г. Балаково Саратовской области). Использовались методики: анкета для изучения проявления форм и характеристик социальной активности молодежи; «Шкала экзистенции» А. Лэнгле и К. Орглера; «Жизненное предназначение» О. И. Моткова; «Тест смысложизненных ориентаций» Д. А. Леонтьева; «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности» С. С. Бубновой. Установлено, что доминирующими формами социальной активности молодых людей являются досуговая, интернет-сетевая и образовательно-развивающая, более выраженные у проживающих в малом городе. У молодежи областного центра в большей степени выражена активность, проявляющаяся в деятельности религиозной и протестной направленности. Показано, что ценностно-смысловые факторы в большей мере обусловливают образовательно-развивающую и досуговую формы активности у молодежи областного центра и субкультурную, образовательно-развивающую и интернет-сетевую активность у молодежи малого города. Наиболее значимыми по влиянию на проявление форм социальной активности у молодых людей, проживающих в областном центре, являются факторы экзистенциальной исполненности жизни, смысложизненная и жизненная ориентация (87,4% значимых корреляционных связей); у проживающих в малом городе увеличивается влияние ценностной ориентации (37,8% значимых корреляционных связей). Полученные результаты могут быть использованы при планировании и организации деятельности молодежи, связанной с проявлением ее социальной активности.
1. Крупнов А. И. Психологические проблемы исследования активности человека // Вопр. психол. 1984. № 3. С. 25–33.
2. Белан Е. А. Общая характеристика феномена активности в отечественной психологии // Изв. Пенз. гос. пед. ун-та им. В. Г. Белинского. 2012. № 28. С. 1148–1151.
3. Лисовской В. Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. СПб., 2000. 519 с.
4. Вылегжанина С. Ю. О соотношении категорий «активность» и «деятельность» в психолого-педагогических исследованиях // Экономика образования. 2013. № 3. С. 112–116.
5. Ситаров В. А., Маралов В. Г. Социальная активность личности (уровни, критерии, типы и пути ее развития) // Знание. Понимание. Умение. 2015. № 4. С. 164–176. DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2015.4.15
6. Шатыр Ю. А., Мулик И. Г., Улесикова И. В., Булатецкий С. В., Мулик А. Б. Оптимизация оценки выраженности и направленности социальной активности человека // Наука молодых (Eruditio Juvenium). 2017. Т. 5, № 4. С. 393–405. DOI: http://dx.doi.org/10.23888/HMJ20174393-405
7. Грибанова В. А. Содержание понятия «активность» в научной литературе // Вестн. Таганрог. гос. пед. ин-та имени А. П. Чехова. 2012. Специальный выпуск № 1. С. 15–19.
8. Нам М. В. Формирование социальной активности старших школьников // Модернизация педагогического образования : проблемы, поиски, решения. Уфа, 2003. С. 105–108.
9. Баранова Г. В., Баранов А. А. Социальная активность (опыт методологического анализа) // Вестн. РГГУ. Сер. Философия. Социология. Искусствоведение. 2013. № 2 (103). С. 232–242.
10. Кузнецов А. А., Кузнецова Л. Б. Социально-психологические условия развития социальной активности курсантов в процессе профессионального обучения // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2014. № 3 (58). С. 25–27.
11. Мулик А. Б., Антонов В. Г., Мулик И. Г. Социальная активность как феномен проявления фенотипических признаков человека // Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер. 7. Философия. Социология и социальные технологии. 2015. № 4 (30). С. 158–167. DOI: http://dx.doi.org/10.15688/jvolsu7.2015.4.21
12. Бочарова Е. Е., Тарасова Л. Е. Субъективное благополучие и социальная активность личности в различных социокультурных условиях // Современные исследования социальных проблем. 2012. № 8 (16). С. 16.
13. Бочарова Е. Е. Этнопсихологические детерминанты социальной активности студенческой молодежи // Психология обучения. 2012. № 11. С. 124–132.
14. Леонтьев Д. А. Психология смысла : природа, строение и динамика смысловой реальности. М., 2003. 487 с.
15. Дружинин В. Н. Варианты жизни : очерки экзистенциальной психологии. М. ; СПб., 2000. 135 с.
16. Федосова И. В. Проблема ценностных ориентаций в научной литературе // Ценности и смыслы. 2009. № 2. С. 75–92.
17. Сахарова Т. Н. Возрастная динамика смысложизненных ориентаций личности // Вестн. Воронеж. гос. техн. унта. 2012. Т. 8, № 10. С. 156 –160.
18. Лихачева Э. В., Турчина Т. Ю, Липиухова О. В. Экзистенциальная исполненность, смысложизненные ориентации и уровень субъективного контроля у мужчин и женщин // Инновацинная наука. 2015. № 8. С. 156–160.
19. Кривцова С. В., Лэнгле А., Орглер К. «Шкала экзистенции (Existenzskala)» // Экзистенциальный анализ. 2009. № 1. С. 141–170.
20. Мотков О. И. Методика «Жизненное предназначение» // Школьный психолог. 1998. № 36. С. 8–9.
21. Курышева О. В. Психологическая характеристика молодежи как возрастной группы // Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер. 7. Философия. Социология и социальные технологии. 2014. № 1 (21). С. 67–75.
22. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М., 2000. 18 с.
23. Бубнова С. С. Методика диагностики ценностных ориентаций личности. М., 1995. 49 с.