Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Ротмирова Е. А. Полисубъектность культуры деятельности учителя и учащихся в современном художественно-образовательном пространстве // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2018. Т. 7, вып. 1. С. 85-91. DOI: 10.18500/2304-9790-2018-7-1-85-91

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 146)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
373.6

Полисубъектность культуры деятельности учителя и учащихся в современном художественно-образовательном пространстве

Авторы: 
Ротмирова Елена Александровна, Минский областной институт развития образования
Аннотация: 

В настоящее время в период интенсивного развития различных мультикультурных, интеграционных процессов важно понимание, что от разрешения насущных социокультурных задач в настоящем, от выбора приоритетных направлений их решения, осознания их ак- сиологических ориентиров зависит состояние общества будущего, культуры деятельности его субъектов, способных сохранять, создавать и транслировать накопленные духовноценностные сбережения, культурные образцы миропонимания и деятельности. Актуальные концептуальные установки культурного развития социума предъявляют высокие требования к культуре профессиональной и образовательной деятельности. На примере образовательного взаимодействия в системе современного художественного образования раскрыта проблема специфики реализации культуры деятельности педагогом и учащимися. Раскрываются внутренние художественно-дидактические и художественно-изобразительные процессы организации взаимодеятельности субъектов; полисубъектный механизм реализации, адекватный постиндустриальной культуре, творчески ориентированной модели культурных практик сотворчества учителя и учащихся. Актуализируется проблема переосмысления художественно-дидактической культуры учителя, влияющей на развитие культуры художественно-изобразительных действий учащихся как творцов и трансляторов успешных образцов действий. Позиция учителя и учащегося в художественно-дидактическом процессе направлена на достижение основных задач педагогики, дидактики искусства, ориентированных на развитие значимых социокультурных ценностей – культуротворчества, культуродеятельности.

Список источников: 

1. Овсянников М. Ф. История эстетической мысли : учеб. пособие. М., 1978. 352 с.

2. Школяр Л. В. Стратегия художественного образова- ния детей и молодёжи в современной России // Художественное образование в пространстве современной культуры: сб. науч. тр. по материалам междунар. науч.-практ. конф. (Москва – Бойнице, октябрь 2011). М. ; Бойнице, 2011. С. 7–14.

3. Олесина Е. П. Художественная культура в системе гуманитарного знания // Художественное образование в пространстве современной культуры : сб. науч. тр. по материалам междунар. науч.-практ. конф. (Москва – Бойнице, октябрь 2011). М. ; Бойнице, 2011. С. 34–40.

4. Алиев Ю. Б. Дидактический пролегомен о современном художественном образовании школьников // Педагогика. 2013. № 5. С. 63–71.

5. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / сост. С. Г. Бочаров. М., 1979. 424 с.

6. Аринина Н. Л. Уроки прекрасного : из опыта работы. М., 1983. 128 с.

7. Неменский Б. М. Педагогика искусства. Видеть, ведать и творить : кн. для учител. общеобр. учреждений. М., 2012. 240 с.

8. Стёпин В. С. Цивилизация и культура. СПб., 2011. 408 с.

9. Печко Л. П. Форма культурно-эстетической толерантности и её потенциал в художественном образовании // Художественное образование в пространстве современной культуры : сб. науч. тр. по материалам междунар. науч.-практ. конф. (Москва – Бойнице, октябрь 2011). М. ; Бойнице, 2011. С. 15–23.

10. Громыко Ю. В. Мыследеятельностная педагогика : теоретико-практическое руководство по освоению высших образцов педагогического искусства. Минск, 2000. 376 с.

11. Перминова Л. М., Силивёрстова Е.Н. Дидактика на рубеже эпох (XX–XXI вв.) : курс лекций для систем высш. и постдиплом. пед. образования. Владимир, 2010. 428 с.

12. Сенько Ю. В., Шкунов В. Г. Герменевтика педагогического опыта // Педагогика. 2012. № 2. С. 21–29.

13. Вачков И. В. Полисубъектное взаимодействие в образовательной среде // Психология : журн. Высш. шк. экономики. 2014. Т. 11, № 2. С. 36–50.

14. Радугина О. А. Образовательная культура общества как целостный социальный феномен // Философия и общество. 2011. № 1. С. 130–141.

15. Прокофьева И. В. Формирование готовности студентов вузов искусств и культуры к художественнопедагогической деятельности : автореф. … дис. канд. пед. наук. Тюмень, 2002. 21 с.

Опубликована: 
28.02.2018