Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Азбель А. А., Пекун М. Е. Марафон «Двенадцать коллегий»: развивая агентность и университетские ценности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2025. Т. 14, вып. 4. С. 386-400. DOI: 10.18500/2304-9790-2025-14-4-386-400, EDN: TBAFTY

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 2)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
37.032
EDN: 
TBAFTY

Марафон «Двенадцать коллегий»: развивая агентность и университетские ценности

Авторы: 
Азбель Анастасия Анатольевна, Санкт-Петербургский государственный университет
Пекун Маргарита Евгеньевна, Санкт-Петербургский государственный университет
Аннотация: 

Актуальность исследования обусловлена противоречием между потребностью общества в специалистах среднего профессионального образования и сужением образовательных перспектив университетского образования для потенциально одаренных школьников (5–8 классы). Цель: описать модель вовлечения младших подростков в университетский контекст через образовательный проект для школьных команд по развитию агентной позиции в рамках ценностей классического университета. Гипотеза: задания марафона «Двенадцать коллегий» развивают агентность через проектирование школьных изменений и создание протоуниверситетского сообщества, способствуя осознанному восприятию университета как среды для реализации личностно значимой траектории. Участники: 50 команд (N = 350), состав которых представлен обучающимися 5–8 классов, их родителями, студентами и преподавателями университетов, наставниками; Nшкол = 30 из разных регионов (Санкт-Петербург, Ленинградская область, Республика Карелия, Калининградская область, Липецкая область, Краснодарский край и Приднестровье). Методы (инструменты): case study, количественный и качественный анализ данных. Результаты: подтвержден потенциал марафона как инструмента популяризации университетского образования, развития сообщества и навыков взаимодействия в этом сообществе. Гипотеза подтвердилась частично: задания стимулировали развитие преимущественно субъектности (самоопределение, рефлексия, формирование образовательной идентичности), а не преобразующей агентности. Выводы: задания формируют основу агентности через развитие субъектной позиции. Модель эффективна для формирования протоуниверситетской идентичности, которая проявляется в переходе от пассивного восприятия к осознанному выбору университета. Практическая значимость: разработанная технология может быть предложена к тиражированию для развития практик субъектности и профилактики образовательной пассивности абитуриентов классических университетов. 

Список источников: 
  1. Власова О. А. «Дискурс университета в работах К. Ясперса и его историко-биографический контекст» // Философия образования. 2015. № 6. С. 29–40. https://doi.org/10.15372/PHE20150603, EDN VKWRMR
  2. Антоновский А. Ю. Социальная философия науки: Немецкая версия. Фридрих Шлейермахер о реформе немецкого университета и роли философского факультета // Эпистемология и философия науки. 2018. Т. 55, № 1. С. 204–214. https://doi.org/10.5840/eps201855117, EDN: YUCEIS
  3. Аксенов Г. П. В. И. Вернадский: университет vs специальные школы // Ноосферные исследования. 2020. № 1. С. 8–18. https://doi.org/10.46724/NOOS.2020.1.08-18, EDN: NUIOXA
  4. Панькова Н. М. Миссия университета в современных концепциях высшего университетского образования // Известия Томского политехнического университета. 2008. Т. 312, № 6. С. 185–189. EDN: JUULGN
  5. Сабиров А. Г. Реальное и иллюзорное в проктопии Э. Тоффлера о будущем образования // Тенденции развития науки и образования. 2020. № 62, ч. 11. С. 79–82. https://doi.org/10.18411/lj-06-2020-246, EDN: IJIERY
  6. Пригожин И. Р. Конец определенности. Время, хаос и новые законы природы. Ижевск : НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика». 2000. 208 c.
  7. Асмолов А. Г., Шехтер Е. Д., Черноризов А. М. Преадаптация к неопределенности как стратегия навигации развивающихся систем: маршруты эволюции // Вопросы психологии. 2017. № 4. С. 3–26. EDN: YMQFAE
  8. Малошонок Н. Г. Студенческая вовлеченность как инструмент оценки качества образования в российских университетах // Университетское управление: практика и анализ. 2023. Т. 27, № 2. С. 45–58. https://doi.org/10.15826/umpa.2023.02.012, EDN: ICKUEJ
  9. Фатенков А. Н., Ситникова И. В. Профессионально-образовательные ориентации студентов как индикатор субъектности в сфере высшего образования (на примере вузов Нижнего Новгорода) // Вестник Института социологии. 2024. Т. 15, № 2. C. 132–150. https://doi.org/10.19181/vis.2024.15.2.9, EDN: GDNIPL
  10. Шмелева Е. Д., Фрумин И. Д. Факторы отсева студентов инженерно-технического профиля в российских вузах // Вопросы образования. 2020. № 3. С. 110–136. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2020-3-110-136, EDN: PLGUIG
  11. Мироненко И. А., Сорокин П. С. Проблема проактивности личности во взаимодействии со средой в современном международном дискурсе // Психологический журнал. 2022. Т. 43, № 4. С. 79–89. https://doi.org/10.31857/S020595920021483-7, EDN: OVDDVF
  12. Кузьминов Я. И., Фрумин И. Д., Абанкина И. В., Алашкевич М. Ю., Болотов В. А., Добрякова М. С., Дудырев Ф. Ф., Зиньковский К. В., КорешниковаЮ. Н., Коршунов И. А., Косарецкий С. Г., Мерцалова Т. А., Овакимян А. Г., Одоевская Е. В., Платонова Д. П., Семенов А. Л., Семенов Д. С., Сергоманов П. А., Сорокин П.С., Уваров А. Ю. и др. Как сделать образование двигателем социально-экономического развития? М. : Издательский дом Высшей школы экономики, 2019. 288 с. https://doi.org/10.17323/978-5-7598-2444-2, EDN: YWBAJX
  13. Browning P. A new approach to pupil agency: A collaborative evaluation study // Special Educational Needs: The Current Landscape, Challenges and Opportunities. 2024. Vol. 39, iss. 4. P. 173–182. https://doi.org/10.1111/1467-9604.12507
  14. Поливанова К. Н., Бочавер А. А. Детство: парадоксы самостоятельности // Вопросы образования. 2024. № 1. С. 214–235. https://doi.org/10.17323/vo-2024-17304, EDN: DOGSHW
  15. Чернобай Е. В., Холманская М. В. Возможности воздействия на самостоятельность учащихся через организацию обратной связи // Педагогика и психология образования. 2023. № 2. С. 23–43. https://doi.org/10.31862/2500-297X-2023-2-23-43, EDN: JANSIP
  16. Карастелев В. Е., Данилова В. Л. Рефлексивная коммуникация как условие проявления и развития образовательной агентности студентов магистратуры // Вектор науки Тольяттинского гос. ун-та. Серия: Педагогика, психология. 2022. № 4 (51). С. 17–24. https://doi.org/10.18323/2221-5662-2022-4-17-24, EDN: OOTJUV
  17. Гошин М. Е., Сорокин П. С. Проявления и факторы проактивного поведения у детей, занимающихся в кружковом движении НТИ России» // Вопросы образования. 2024. № 1. С. 73– 99. https://doi.org/10.17323/vo-2024-19791, EDN: LWYNNC
  18. Vossen T. E., Henze I., Rippe R. C. A., Van Driel J. H., De Vries M. J. Attitudes of secondary school students towards doing research and design activities // International Journal of Science Education. 2018. Vol. 40. July. P. 1–24. https://doi.org/10.1080/09500693.2018.1494395
  19. Евсеева А. М., Поздеева С. И. Образовательная коммуникация, вовлеченность и агентность как педагогические феномены // Научно-педагогическое обозрение. 2024. Вып. 1 (53). С. 79–89. https://doi.org/10.23951/2307-6127-2024-1-79-89, EDN: AGBIWI
  20. Сорокин П. С., Редько Т. Д. Современные исследования агентности в сфере образования: систематизация ключевых понятий и разработок // Вопросы образования. 2024. № 1. С. 236–264. https://doi.org/10.17323/vo-2024-18131. EDN: VUHDOK
  21. D’Italia M., Okulicz-Kozaryn A. Constructing General Human Agency Indicators (GHAIs) and a General Personal Agency Scale (GPAS) // Social Indicators Research. 2024. Vol. 176. November. P. 337–411. https://doi.org/10.1007/s11205-024-03458-w
  22. Обухов А. С., Керша Ю. Д., Самодерженков А. Н. Шкала агентности: разработка, апробация, психометрический анализ качества и оценка валидности // Мир психологии. 2024. № 4 (119). С. 59–77. https://doi.org/10.51944/20738528_2024_4_59, EDN: XSNMHI
  23. Леонтьев Д. А. От феномена самостоятельности к механизмам самодетерминации // Вопросы образования. 2024. №. 1. С. 142–161. https://doi.org/10.17323/vo-2024-17626, EDN: PFHLDU
  24. Сорокин П. С., Поливанова К. Н., Бочавер А. А. Развитие самостоятельности и способности к созидательному действию через образование: теоретические подходы, полидисциплинарные дискуссии и практические решения. Вступительное слово редактора спецвыпуска // Вопросы образования. 2024. № 1. С. 8–10. https://vo.hse.ru/article/view/21496, EDN: DCVLCG
  25. Azbel A. A. Ilyushin L. S., Samoylova E. S. Values and meanings that the interior of a school conveys to a student // Education & Pedagogy Journal. 2022. № 2 (4). P. 42–52. https://doi.org/10.23951/2782-2575-2022-2-42-52
  26. Борисова Л. Г. Педагогика общей заботы (К 80-летию со дня рождения отечественного педагога-гуманиста И. П. Иванова) // Сибирский педагогический журнал. 2004. № 1. С. 228–238. EDN: PLTLML
  27. Ясвин В. А. Школьная среда как предмет измерения: экспертиза, проектирование, управление. М. : Народное образование, 2019. 448 с. EDN: BHGICT
Поступила в редакцию: 
23.06.2025
Принята к публикации: 
17.09.2025
Опубликована: 
28.11.2025
Краткое содержание:
(загрузок: 1)