Для цитирования:
Костина Л. М., Писаренко И. А., Николаева А. В. Модель организации образовательного процесса на основе идей индивидуализации и персонализации в условиях цифровой среды // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2025. Т. 14, вып. 3. С. 204-211. DOI: 10.18500/2304-9790-2025-14-3-204-211, EDN: FTZDML
Модель организации образовательного процесса на основе идей индивидуализации и персонализации в условиях цифровой среды
Актуальность определяется ключевой проблемой современной системы общего образования, связанной с его выстраиванием на основе идей персонализации образования. Анализ социально-политических изменений и результатов научных исследований позволил определить дефициты и проблемы в области моделирования образовательного процесса. Внедрение индивидуализации и персонализации образования определяется необходимостью соответствия современным реалиям, а также стремлением к обеспечению равных возможностей и повышения качества образования для всех участников образовательного процесса. Цель: разработка авторской модели организации образовательного процесса в школе с учетом идей индивидуализации и персонализации в условиях цифровой среды. Методы (инструменты): анализ научной литературы, контент анализ Интернет источников, педагогическое проектирование. Результаты: приставлена модели организации образовательного процесса в школе с учетом идей индивидуализации и персонализации в условиях цифровой среды. Модель содержит поддерживающий, основной, технологический, проектный и исследовательский блоки, выделенные на основе принципов и стратегий развития и организации педагогического процесса в образовательной организации общего образования. Раскрыты ключевые принципы реализации модели, к которым относятся принципы индивидуализации, персонализации и цифровизации. Содержательно представлены компоненты модели. Развернуто описаны предполагаемые позитивные эффекты внедрения модели в образовательный процесс современной школы, которые заключаются в улучшении вовлеченности учащихся, в повышении результатов их обучения, а также в подготовка учащихся к успеху в динамичной и персонализированной цифровой среде. Выводы: разработана и теоретически обоснована модель организации образовательного процесса в школе с учетом идей индивидуализации и персонализации в условиях цифровой среды. Представленная модель опирается на ведущие идеи современных научных исследований и является основой для проектирования учебного процесса современного образования в основной школе. Практическая значимость: результаты исследования могут быть внедрены в практику образовательной организации, реализующей идеи индивидуализации и персонализации образования, также цифровизации образовательной среды.
- Resnick M. Generative AI and creative learning: Concerns, opportunities, and choices. Massachusetts : Massachusetts Institute of Technology Press, 2024. 317 p. https://doi.org/10.21428/e4baedd9.cf3e35e5
- Blackwell L. S., Trzesniewski K. H., Dweck C. S. Implicit Theories of Intelligence Predict Achievement Across an Adolescent Transition: A Longitudinal Study and an Intervention // Child Development. 2007. Vol. 78, iss. 1. P. 246–263. https://doi.org/10.1111/j.1467-8624.2007.00995.x
- Perkins D. Making Learning Whole: How Seven Principles of Teaching can Transform Education. New York : John Wiley & Sons, 2010. 272 p.
- Hehir T. Effective Inclusive Schools: Designing Successful Schoolwide Programs. New York : John Wiley & Sons, 2012. 272 p.
- Ямбург Е. А., Курикалова Н. М. Возвращаясь к истокам // Народное образование. 2023. № 3 (1498). С. 165–168. https://doi.org/10.52422/0130-6928_2023_3_165, EDN: HGMQYB
- Анохин К. В., Семенов А. Л., Ефимов А. Р. Границы познания: беседы о сознании и об искусственном интеллекте // Образовательная политика. 2024. № 2 (98). С. 54–64. https://doi.org/10.22394/2078-838X-2024-2-54-64, EDN: QHZJCN
- Асмолов А. Г. Персонализация образования и антропология будущего // Народное образование. 2021. № 3 (1486). С. 75–82. EDN: YZZUQD
- Асмолов А. Г. Библия от Искусственного Интеллекта: нужны ли нам новые Поводыри? // Образовательная политика. 2024. № 1 (97). С. 6–7.
- Бодина Е. А. Телышева Н. Н. Индивидуализация и персонализация в современном образовании // Искусство и образование. 2021. № 3 (131). С. 9–14. https://doi.org/10.51631/2072-0432_2021_131_3_9, EDN: ORNQRF
- Медкова А. К. Индивидуализация и персонализация в обучении: сравнительный анализ // Вестник экспериментального образования. 2022. № 4 (33). С. 43–51. EDN: JEVGYQ
- Озарнов Р. В., Казанчян К. П. Индивидуализация и персонализация обучения в высшей школе в современных условиях // Международный научный журнал. 2022. № 3 (84). С. 110–117. https://doi.org/10.34286/1995-4638-2022-84-3-110-117, EDN: NPZCWD
- Писаренко И. А., Костина Л. М., Карпова М. А. Проблема индивидуализации и персонализации образования в научных исследованиях // Гуманитарная парадигма. 2024. № 3 (30). С. 6–13. EDN: WZJAEG
- Лопанова Е. В., Савина Н. В. Соотношение понятий персонализация, персонификация и кастомизация образования // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 72–4. С. 181–184. EDN: XSDTWR
- Хромина А. С. Индивидуализация образования // Тенденции развития науки и образования. 2022. № 92–2. С. 147–148. https://doi.org/10.18411/trnio-12-2022-94, EDN: MHBFAP
- Жданова Т. А., Карнаухова М. А. Образование: индивидуализация vs социализация // Управление образованием: теория и практика. 2023. № 4 (62). С. 218–224. https://doi.org/10.25726/t8840-8199-5430-a, EDN: PEDTPT
- Мыцикова А. М. Роль руководителя в персонализации школьного образования // Преемственность в образовании. 2023. № 34 (03). С. 95–99. EDN: IUQQMV
- Стародубцев В. А. Персонализация образования в новых условиях // Информация и образование: границы коммуникаций. 2024. № 16 (24). С. 60–61. EDN: RZXTRH
- Иванова О. А. Свобода студента и индивидуализация образования // Экономика образования. 2022. № 3 (130). С. 27–33. EDN: RNOTBG.
- Каитов А. П. Формирование позитивной профессиональной мотивации бакалавров педагогического образования в условиях индивидуализации образовательного процесса // Научно-педагогическое обозрение. 2024. № 3 (55). С. 25–34. https://doi.org/10.23951/2307-6127-2024-3-25-34, EDN: KLSEZI
- Хатанзейская О. В. Образовательные потребности и интересы учеников как основа персонализации школьного образования // Преемственность в образовании. 2023. № 34 (03). С. 162–167. EDN: HHVWTJ
- Ефремова И. В. Персонализация образования в контексте целостного подхода к сложным образовательным системам // Педагогика современности. 2024. № 3–1 (30). С. 52–55. EDN: STHMUM
- Жаугашева С. К., Пивень Л. И., Ким Т. В., Карабаева К. У., Асмагамбетова М. Т., Романова А. Р., Николаева Т. Л., Дилдабекова Н. Т., Кудеринова М. К. Особенности дистанционного обучения как инструмента оптимизации и индивидуализации образования в медицинском университете // Медицина и экология. 2022. № 2 (103). С. 72–75. EDN: DQZXCI
- Рего Г. Э., Рего Е. В. Использование технологий искусственного интеллекта для решения проблемы индивидуализации образования // StudArctic Forum. 2024. Т. 9, № 1. С. 87–94. EDN: QTHLBX
- Хаджиева Л. К., Садаева А. С. Педагогические технологии индивидуализации профессионального образования в рамках цифровой трансформации // Вестник ГГНТУ. Гуманитарные и социально-экономические науки. 2023. Т. 19, № 2 (32). С. 83–92. https://doi.org/10.26200/GSTOU.2023.68.11.010, EDN: VNLGPH
- Акимова Л. Н. Персонализация обучения в условиях цифровизации образования // Информационно-компьютерные технологии в экономике, образовании и социальной сфере. 2023. № 3 (41). С. 16–22. EDN: IHJJGE
- Тимофеев И. С. Искусственный интеллект: новые перспективы в персонализации дополнительного образования подростков // Научный аспект. 2024. Т. 24, № 1. С. 3022–3033. EDN: SCEHTJ
- Ракутина Т. М. Комплекс Организационно-педагогических условий оценки качества и индивидуализации образовательных результатов в начальной школе на основе мониторинговых процедур // Источник. 2024. № 1 (121). С. 37–40. EDN: EIBRDU
- Махмудов Р. Г. Оценка эффективности реализации принципов персонализации образования в коллаборативном обучении посредством LXP-платформ (на примере когнитивных процессов познания) // Концепт. 2024. № 6. С. 166–186. https://doi.org/10.24412/2304-120X-2024-11089, EDN: NAVKZR