Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Белых Т. В. Психологическая профилактика зависимости от социальных сетей как фактор формирования созидательной субъектности личности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2024. Т. 13, вып. 2. С. 160-168. DOI: 10.18500/2304-9790-2024-13-2-160-168, EDN: BMFSXS

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 15)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
159.923.2
EDN: 
BMFSXS

Психологическая профилактика зависимости от социальных сетей как фактор формирования созидательной субъектности личности

Авторы: 
Белых Татьяна Викторовна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Аннотация: 

Актуальность. Своевременная психологическая профилактика зависимости от социальных сетей с учетом возрастных особенностей позволяет создать условия для формирования и развития созидательной субъектности личности, что дает возможность осуществлять оптимальную регуляцию собственного поведения в условиях интернет-общения на основе доминирования общечеловеческих ценностей и ценностных ориентаций, характерных для культурных и нравственных основ российского общества. Цель: выявление психологических факторов формирования созидательной субъектности у представителей молодежи, имеющих высокие показатели зависимости от социальных сетей. Гипотеза: психологическая профилактика, направленная на развитие навыков рефлексии поведения в условиях коммуникации с целью противодействия манипулятивному влиянию участников интернет-взаимодействия и контенту, распространяемому в интернете, может быть фактором, определяющим созидательный вектор развития субъектности и самореализации молодежи в современном информационном обществе. Участники: 276 студентов 1–3-го курсов Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского в возрасте от 17 до 20 лет, средний возраст 19,2, SD = 0,67, юношей 32%, девушек 68%. Методы (инструменты): для выявления личностных и социально-психологических характеристик индивидуальности применялись: фрайбургский личностный опросник (модифицированная форма «В») (А. А. Крылов и Т. И. Ронгинская), методика диагностики уровня невротизации (Л. И. Вассерман), опросник «Восприятие Интернета» (Е. А. Щепилина); для измерения степени зависимости личности от использования социальных сетей использован «Опросник зависимости от социальных сетей» (В. П. Шейнов, А. С. Девицын); для изучения ценностных ориентаций применен «Тест исследования реальной структуры ценностных ориентаций личности» (С. С. Бубнова); для выявления уровня личностной рефлексивности использовался «Опросник рефлексивности» (А. В. Карпов); опросник «Оценка степени незащищенности индивида от манипулятивных воздействий» (НЗМ) (В. П. Шейнов) применен для анализа представлений человека о собственной защищенности / незащищенности от манипуляций. Результаты: обнаружены структурные особенности индивидуальности пользователей социальных сетей, проявляющих чрезмерную погруженность в интернет-коммуникацию, психологическая профилактика которых может оптимизировать процесс формирования и развития созидательной субъектности. Основные выводы: психологическая профилактика слабой личностной рефлексивности и высокой подверженности манипулятивному воздействию в сочетании с низкими показателями общительности позволяет создать оптимальные условия для проявления созидательной субъектности молодежи в условиях интернет-взаимодействия. Практическая значимость: данные могут быть применены в практике планирования и осуществления психопрофилактических и развивающих программ для студентов вузов с целью повышения способности к осознанию ими оснований оценки информации, распространяемой в социальных сетях, которая может оказывать существенное влияние на трансформацию их ценностных ориентаций, нравственных и социально-значимых смыслов. 

Список источников: 
  1. Казаков М. Ю. Социально-коммуникативные основы формирования социальной солидарности в сетевом (со)обществе : дис. … канд. филос. наук. Н. Новгород, 2014. 131 с.
  2. Юдина Е. Н., Алексеенко И. В. Солидарность в социальных сетях // Коммуникология. 2020. Т. 8, № 1. С. 114‒127. https://doi.org/10.21453/2311-3065-2020- 8-1-114-127, EDN: VAYWIJ
  3. Бабошин А. К. Влияние культуры информационного общества на стадиальные трансформации личности : автореф. дис. … канд. социол. наук. Тамбов, 2011. 24 с. EDN: QHLHUN
  4. Войскунский А. Е., Солдатова Г. У. Эпидемия одиночества в цифровом обществе: хикикомори как культурно-психологический феномен // Консультативная психология и психотерапия. 2019. Т. 27, № 3. С. 22‒43. https://doi.org/10.17759/cpp.2019270303, EDN: GCHXNZ
  5. Семенова Л. О. Феномен хикикомори или добровольная самоизоляция от общества // СКИФ. Вопросы студенческой науки. 2020. № 4 (44). С. 712‒716. EDN: BWLJBL
  6. Казаков М. П. Коммуникативные практики современной молодежи: перспективы и вызовы / под общ. ред. З. Х. Саралиевой. Н. Новгород : Нижегородский госуниверситет им. Н. И. Лобачевского, 2022. С. 217‒221. EDN: MPPGWH
  7. Фатьянов В. М., Картавцев Д. А. Особенности влияния сетевых интернет-сообществ на ценностные ориентации студенческой молодёжи // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2018. № 5 (56). C. 58‒67. https://doi.org/10.26105/SSPU.2019.56.5.007, EDN: VVMRHG
  8. Гимадеева Д. Р. Интернет-коммуникация как канал социальной мобильности в информационном обществе : автореф. дис. … канд. социол. наук. Казань, 2022. 23с.
  9. Seigfried-Spellar K. C., Lankford C. M. Personality and online environment factors differ for posters, trolls, lurkers, and confessors on Yik Yak // Personality and Individual Differences. 2018. Vol. 124. P. 54–56. https:// doi.org/10.1016/j.paid.2017.11.047
  10. Savrasova-V’un T. Social networks and their role in development of civic activity of the Ukrainian youth // Communication Today. 2017. Vol. 8, no. 1. P. 104–113. EDN: UXUUIP
  11. Шаров А. А. Особенности девиантной активности в реальной и виртуальной средах у представителей молодежных субкультур // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2019. № 3 (169). С. 450‒453. EDN: PCTCEL
  12. Статистика интернета и соцсетей на 2023 год ‒ цифры и тренды в мире и в России. URL: https://www. web-canape.ru/business/statistika-interneta-i-socsetejna-2023-god-cifry-i-trendy-v-mire-i-v-rossii/ (дата обращения: 16.02.2023). 
  13. Белых Т. В. Интегральная индивидуальность и проблема изучения ее аутентичности в информационном обществе // Психология интегральной индивидуальности в информационном обществе : сб. ст. II междунар. науч.-практ. конф. (Саратов, 23 апреля 2021 г.) / под ред. Т. В. Белых, Г. В. Грачева. Саратов : Наука, 2021. С. 7‒10. EDN: NAUSIU
  14. Шаповаленко А. А. Психологическая суверенность личности в интернет-среде (на примере студентов ‒ участников социальной сети ВКонтакте) : автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2016. 24 с. EDN: ZQBEWL
  15. Самсонова Н. Н. Взаимосвязь интернет-коммуникаций и социального поведения молодёжи : автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2018. 28 с.
  16. Лисенкова А. А. Трансформация идентичности в цифровую эпоху // Вопросы философии. 2020. № 3. С. 65‒74. https://doi.org/10.21146/0042-8744-2020-3- 65-74, EDN: DPAULB
  17. Лисенкова А. А. Формирование и репрезентация социокультурной идентичности российской городской молодежи в пространстве социальных медиа : автореф. дис. … д-ра культурол. наук. СПб., 2021. 45с.
  18. Белых Т. В. Типы субъектной самореализации личности в условиях цифрового взаимодействия // Человеческий капитал. 2023. № 10 (178). С. 153‒159. https://doi.org/10.25629/HC.2023.10.14, EDN: KPDWKL
  19. Крылов А. А., Ронгинская Т. И. Исследование личности с помощью модифицированной формы В опросника FPI // Практикум по экспериментальной и прикладной психологии / под ред. А. А. Крылова. Л., 1990. С. 51‒60.
  20. Вассерман Л. И., Щелкова О. Ю. Психологическая диагностика расстройств эмоциональной сферы и личности. СПб. : СПбГУ, 2014. 405 с. EDN: YPFXED
  21. Щепилина Е. А. Опросник «Восприятие интернета». URL: http://psylist.net/praktikum/00121.htm (дата обращения: 16.02.2023).
  22. Шейнов В. П., Девицын А. С. Разработка надежного и валидного опросника зависимости от социальных сетей // Системная психология и социология. 2021. № 2 (38). С. 41–55. https://doi.org/10.25688/2223-6872.2021. 38.2.04, EDN: HWKGVM
  23. Фетискин Н. И., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М. : Институт психотерапии и клинической психологии, 2002. С. 26‒28. EDN: YVTRLV
  24. Карпов А. В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал. 2003. № 5. С. 45‒57. EDN: OOYBSN
  25. Шейнов В. П., Девицын А. С. Короткая версия опросника «Незащищенность от манипуляций» // Системная психология и социология. 2022. № 1 (41). С. 70–80. https://doi.org/10.25688/2223-6872.2022.41.1.6, EDN: EGABJY  
  26. Everson H., Tobias S. The ability to estimate knowledge and performance in college: A metacognitive analysis // Instructional Science. 1998. Vol. 26, iss. 1. P. 65‒79. https://doi.org/10.1023/A:1003040130125
  27. Белых Т. В. Практикум по методам когнитивных исследований. М. : Перо, 2020. 192 с. EDN: BQTMSO 
Поступила в редакцию: 
07.01.2024
Принята к публикации: 
15.03.2024
Опубликована: 
28.06.2024
Краткое содержание:
(загрузок: 9)