Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Данилов С. В., Шустова Л. П., Кузнецова Н. И. Затруднения педагогов в период адаптации к профессиональной деятельности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2019. Т. 8, вып. 2. С. 113-119. DOI: 10.18500/2304-9790-2019-8-2-113-119

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 187)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
37.082

Затруднения педагогов в период адаптации к профессиональной деятельности

Авторы: 
Данилов Сергей Вячеславович, Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова
Шустова Любовь Порфирьевна, Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова
Кузнецова Надежда Ильинична, Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова
Аннотация: 

Актуальность исследования обусловлена противоречием между потребностью общества в обновлении педагогических кадров и недостаточной изученностью проблем начинающих педагогов, разрешение которых требуется для закрепления молодых специалистов в образовательных организациях. Цель исследования, представленного в статье, заключается в выявлении затруднений, связанных с условиями и мотивами педагогической деятельности, проблемами педагогов в их взаимодействии с различными субъектами образовательных отношений в период адаптации и профессиональной деятельности. Предположительно наличие качественно-количественных различий профессионально-личностных затруднений педагогов, только начинающих свою профессиональную деятельность, и тех, кто имеет небольшой опыт работы в образовательной организации. Исследование выполнено на двух выборках педагогов (N = 70), отличающихся стажем педагогической деятельности (начинающие педагоги со стажем до 1 года и молодые педагоги со стажем от 1 года до 3 лет), с применением авторской методики «Анкета для экспресс-диагностики профессиональных затруднений молодых педагогов». Установлено, что наименьшие проблемы для педагогов представляют отношения с коллегами, обучающимися и их родителями; по мере профессиональной деятельности возрастает чувство успешности и улучшается восприятие своего места работы. Среди возрастающих затруднений выявлены: прогрессирующая неудовлетворённость уровнем заработной платы; проблемы обеспечения педагога рабочим местом и удовлетворенности условиями труда; снижение ощущения профессиональной компетентности; неопределенность в видении профессионального будущего. С целью оказания помощи и поддержки молодым педагогам в преодолении выявленных затруднений в период адаптации к профессиональной деятельности организована работа Центра сопровождения молодых педагогов, функционирующего на базе факультета образовательных технологий и непрерывного образования Ульяновского государственного педагогического университета им. И. Н. Ульянова. Раннее выявление профессионально-личностных затруднений и сопровождение молодых педагогов на начальном этапе профессиональной деятельности будут способствовать их профессионально-личностному росту и развитию, закреплению в образовательных организациях региона.

Список источников: 

1. Виноградова А. П. Исследование профессиональных затруднений учителей в построении образовательного процесса в основной школе // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4. URL: http://www.science-education.ru/127-20976 (дата обращения: 06.07.2018).
2. Гринько М. Н., Самсоненко Л. С., Шавшаева Л. Ю. Преодоление профессиональных затруднений педагогов в условиях реализации персонифицированной модели повышения квалификации // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 5. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=21880 (дата обращения: 06.07.2018).
3. Данилов С. В., Шустова Л. П. Профессионально-личностные затруднения будущих и молодых педагогов: опыт сравнительного исследования // Поволжский педагогический поиск. 2018. № 2 (24). С. 75–80.
4. Шевченко О. А. Эмпирическое исследование профессионального развития молодых учителей в системе постдипломного педагогического образования // Концепт. 2014. № 7. URL: http://e-kon-cept.ru/2014/14176.htm (дата обращения: 06.07.2018).
5. Долгова В. И., Мельник Е. В., Моторина Ю. В. Адаптация молодых специалистов в образовательном учреждении // Концепт. 2015. Т. 31. С. 76–80. URL: http://e-koncept.ru/2015/95522.htm (дата обращения: 06.07.2018).
6. Котова С. А. Адаптация в должности и освоение профессии учителя // Народное образование. 2010. № 8. С. 121–127.
7. Данилов С. В., Шустова Л. П., Глебова З. В. Изучение затруднений педагогов на начальном этапе профессиональной карьеры // Новое поколение профессионалов : современный формат педагогической деятельности : сб. материалов науч.-практ. конф. / под ред. С. В. Данилова, Л. П. Шустовой, З. В. Глебовой. Ульяновск, 2017. С. 25–32.
8. Петренко Е. И. Профессиональная адаптация молодого учителя в общеобразовательном учреждении // Молодой ученый. 2017. № 50. С. 256–260. URL: https://moluch.ru/archive/184/47316/ (дата обращения: 16.07.2018).
9. Редлих С. М. Адаптация молодого педагога // Профессиональное образование. Столица. 2012. № 1. С. 19–21.
10. Сопровождение развития педагога на начальном этапе профессиональной карьеры : коллективная монография / под ред. С. В. Данилова, Л. П. Шустовой, З. В. Глебовой. Ульяновск, 2018. 292 с.
11. Андреева Л. Д. Психолого-педагогическое сопровождение молодого учителя в управленческой культуре // Успехи современного естествознания. 2011. № 1. С. 170–172.
12. Турлунова А. В. Психолого-педагогическое сопровождение молодого учителя в адаптационный период профессиональной деятельности // Методист. 2012. № 7. С. 20–26.
13. Александрова Е. А. Тьюторство как культурная профессиональная практика, совмещающая психологическое и педагогическое сопровождение обучающегося в современной образовательной системе // Образование. Наука. Инновации : Южное измерение. 2013. № 2 (28). С. 59–63.
14. Выдрина Н. Н. Программа работы специалиста по сопровождению молодых педагогов «Круг помощи»: [Сайт «Ресурсы образования»]. URL: http://www.resobr.ru/article/42800-programma-raboty-spetsialistapo-sopro... (дата обращения: 10.07.2017).
15. Данилов С. В., Шустова Л. П. Организация взаимодействия молодых педагогов и наставников в университете // Социальное партнерство : педагогическая поддержка субъектов образования : материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. Москва, 19–21 апреля 2018 г. / под ред. Н. Н. Михайловой и И. В. Хромовой. М., 2018. С. 256–265.
16. Ковалева Т. М., Кобыща Е. И., Попова С. Ю., Теров А. А., Чередилина М. Ю. Профессия «тьютор». Вып. 2. М., 2012. 303 с.

Опубликована: 
30.05.2019