Для цитирования:
Данилов С. В., Шустова Л. П., Кузнецова Н. И. Затруднения педагогов в период адаптации к профессиональной деятельности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2019. Т. 8, вып. 2. С. 113-119. DOI: 10.18500/2304-9790-2019-8-2-113-119
Затруднения педагогов в период адаптации к профессиональной деятельности
Актуальность исследования обусловлена противоречием между потребностью общества в обновлении педагогических кадров и недостаточной изученностью проблем начинающих педагогов, разрешение которых требуется для закрепления молодых специалистов в образовательных организациях. Цель исследования, представленного в статье, заключается в выявлении затруднений, связанных с условиями и мотивами педагогической деятельности, проблемами педагогов в их взаимодействии с различными субъектами образовательных отношений в период адаптации и профессиональной деятельности. Предположительно наличие качественно-количественных различий профессионально-личностных затруднений педагогов, только начинающих свою профессиональную деятельность, и тех, кто имеет небольшой опыт работы в образовательной организации. Исследование выполнено на двух выборках педагогов (N = 70), отличающихся стажем педагогической деятельности (начинающие педагоги со стажем до 1 года и молодые педагоги со стажем от 1 года до 3 лет), с применением авторской методики «Анкета для экспресс-диагностики профессиональных затруднений молодых педагогов». Установлено, что наименьшие проблемы для педагогов представляют отношения с коллегами, обучающимися и их родителями; по мере профессиональной деятельности возрастает чувство успешности и улучшается восприятие своего места работы. Среди возрастающих затруднений выявлены: прогрессирующая неудовлетворённость уровнем заработной платы; проблемы обеспечения педагога рабочим местом и удовлетворенности условиями труда; снижение ощущения профессиональной компетентности; неопределенность в видении профессионального будущего. С целью оказания помощи и поддержки молодым педагогам в преодолении выявленных затруднений в период адаптации к профессиональной деятельности организована работа Центра сопровождения молодых педагогов, функционирующего на базе факультета образовательных технологий и непрерывного образования Ульяновского государственного педагогического университета им. И. Н. Ульянова. Раннее выявление профессионально-личностных затруднений и сопровождение молодых педагогов на начальном этапе профессиональной деятельности будут способствовать их профессионально-личностному росту и развитию, закреплению в образовательных организациях региона.
1. Виноградова А. П. Исследование профессиональных затруднений учителей в построении образовательного процесса в основной школе // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4. URL: http://www.science-education.ru/127-20976 (дата обращения: 06.07.2018).
2. Гринько М. Н., Самсоненко Л. С., Шавшаева Л. Ю. Преодоление профессиональных затруднений педагогов в условиях реализации персонифицированной модели повышения квалификации // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 5. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=21880 (дата обращения: 06.07.2018).
3. Данилов С. В., Шустова Л. П. Профессионально-личностные затруднения будущих и молодых педагогов: опыт сравнительного исследования // Поволжский педагогический поиск. 2018. № 2 (24). С. 75–80.
4. Шевченко О. А. Эмпирическое исследование профессионального развития молодых учителей в системе постдипломного педагогического образования // Концепт. 2014. № 7. URL: http://e-kon-cept.ru/2014/14176.htm (дата обращения: 06.07.2018).
5. Долгова В. И., Мельник Е. В., Моторина Ю. В. Адаптация молодых специалистов в образовательном учреждении // Концепт. 2015. Т. 31. С. 76–80. URL: http://e-koncept.ru/2015/95522.htm (дата обращения: 06.07.2018).
6. Котова С. А. Адаптация в должности и освоение профессии учителя // Народное образование. 2010. № 8. С. 121–127.
7. Данилов С. В., Шустова Л. П., Глебова З. В. Изучение затруднений педагогов на начальном этапе профессиональной карьеры // Новое поколение профессионалов : современный формат педагогической деятельности : сб. материалов науч.-практ. конф. / под ред. С. В. Данилова, Л. П. Шустовой, З. В. Глебовой. Ульяновск, 2017. С. 25–32.
8. Петренко Е. И. Профессиональная адаптация молодого учителя в общеобразовательном учреждении // Молодой ученый. 2017. № 50. С. 256–260. URL: https://moluch.ru/archive/184/47316/ (дата обращения: 16.07.2018).
9. Редлих С. М. Адаптация молодого педагога // Профессиональное образование. Столица. 2012. № 1. С. 19–21.
10. Сопровождение развития педагога на начальном этапе профессиональной карьеры : коллективная монография / под ред. С. В. Данилова, Л. П. Шустовой, З. В. Глебовой. Ульяновск, 2018. 292 с.
11. Андреева Л. Д. Психолого-педагогическое сопровождение молодого учителя в управленческой культуре // Успехи современного естествознания. 2011. № 1. С. 170–172.
12. Турлунова А. В. Психолого-педагогическое сопровождение молодого учителя в адаптационный период профессиональной деятельности // Методист. 2012. № 7. С. 20–26.
13. Александрова Е. А. Тьюторство как культурная профессиональная практика, совмещающая психологическое и педагогическое сопровождение обучающегося в современной образовательной системе // Образование. Наука. Инновации : Южное измерение. 2013. № 2 (28). С. 59–63.
14. Выдрина Н. Н. Программа работы специалиста по сопровождению молодых педагогов «Круг помощи»: [Сайт «Ресурсы образования»]. URL: http://www.resobr.ru/article/42800-programma-raboty-spetsialistapo-sopro... (дата обращения: 10.07.2017).
15. Данилов С. В., Шустова Л. П. Организация взаимодействия молодых педагогов и наставников в университете // Социальное партнерство : педагогическая поддержка субъектов образования : материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. Москва, 19–21 апреля 2018 г. / под ред. Н. Н. Михайловой и И. В. Хромовой. М., 2018. С. 256–265.
16. Ковалева Т. М., Кобыща Е. И., Попова С. Ю., Теров А. А., Чередилина М. Ю. Профессия «тьютор». Вып. 2. М., 2012. 303 с.