Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Акименко А. К. Взаимосвязь стратегий совладающего поведения и социально-психологических характеристик личности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2016. Т. 5, вып. 2. С. 151-156. DOI: 10.18500/2304-9790-2016-5-2-151-156

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 150)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
316.6

Взаимосвязь стратегий совладающего поведения и социально-психологических характеристик личности

Авторы: 
Акименко Анастасия Константиновна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Аннотация: 

Представлены результаты эмпирического исследования стратегий совладающего поведения, выполненного на выборке современной молодежи (n = 220; 19–30 лет). Применение опросников «Адаптивные стратегии поведения» Н. Н. Мельниковой, «Индикатор копинг-стратегий» Д. Амирхана, «Шкалы копинг-стратегий» Р. Лазаруса, «Мотивация к успеху» и «Мотивация к избеганию неудачи» Т. Элерса, многофакторного личностного опросника Р. Кеттелла, «Шкалы личностной тревоги» Дж. Тейлора, методики «Личностный дифференциал», «Тест-опросника уровня субъективного контроля» позволило выявить взаимозависимость между стратегиями совладающего поведения и такими характеристиками личности, как уровень субъективного контроля (интернальный/экстернальный), тревожности, самооценки и притязаний, активности личности, мотивационной установки достижения цели или избегания неуспеха, уверенности в себе и др. Полученные данные позволяют прояснить возможные детерминанты поведенческих паттернов молодежи и могут быть использованы в практике консультативной терапии.

Список источников: 

1. Кудинов С. И., Хаммад С. М. Психологическая устойчивость личности как основа самореализации субъекта // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. Психология и педагогика. 2015. № 1. С. 26–31.

2. Кудинов С. И., Кудинов С. С. Проблемы толерантности и адаптивности личности в поликультурном обществе // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. Психология и педагогика. 2014. № 1. С. 42–48.

3. Крюкова Т. Л. Психология совладающего поведения. Кострома, 2004. 343 с.

4. Петунс О. В. Особенности адаптационных стратегий личности младших школьников в стрессовых ситуациях : дис. … канд. психол. наук. М., 2005. 252 с.

5. Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л., 1988. 270 с.

6. Vitaliano P. P. [et al]. Coping profiles associated with psychiatric, physical health, work and family // Problems Health Psychology. 1990. Vol. 9, № 3. P. 348–376.

7. Lazarus R. S. Patterns of adjustment. New York, 1976. 680 p.

8. Lazarus R. S., Folkman S. Stress, appraisal, and coping. New York, 1988. 463 p.

9. Муздыбаев К. Жизненные стратегии современной молодежи : межпоколенческий аспект // Журн. социологии и социальной антропологии. 2004. Т. 7, № 1. С. 175–189.

10. Реан А. А. Психология адаптации личности // Анализ. Теория. Практика. СПб., 2006. 479 с.

11. Анцыферова Л. И. Личность в трудных жизненных условиях : переосмысливание, преобразование жизненных ситуаций и психологическая защита // Психол. журн. 1994. Т. 15, № 1. С. 3–18.

12. Мельникова Н. Н. Стратегии поведения в процессе социально-психологической адаптации : дис. … канд. психол. наук. СПб., 1999. 194 с.

13. Акименко А. К. Взаимосвязь представлений о лжи и стратегий поведения современной молодежи в процессе социально-психологической адаптации // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2010. Т. 10, вып. 3. С. 56–61.

14. Каменева Г. Н. Особенности социально-психологической адаптации студентов // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. Психология и педагогика, 2015, № 1. С. 67–71.

15. Бочарова Е. Е. Стратегии совладающего поведения личности различных возрастных групп // Современные исследования социальных проблем. 2015. № 5 (49). С. 580–589. URL: http://dx.doi.org/10.12731/2218-7405-2015-5-46 (дата обращения: 22.11.2015).

Опубликована: 
25.06.2016
Краткое содержание:
(загрузок: 88)