Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Попов Н. И., Калимова А. В. Выявление специальных способностей будущих учителей математики, физики и информатики // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2019. Т. 8, вып. 1. С. 12-18. DOI: 10.18500/2304-9790-2019-8-1-12-18

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 93)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
378.4+378.14

Выявление специальных способностей будущих учителей математики, физики и информатики

Авторы: 
Попов Николай Иванович, Марийский государственный университет
Калимова Анна Валерьевна, Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина
Аннотация: 

Цель представленного в статье исследования заключалась в определении уровня специальных способностей будущих учителей математики, физики и информатики. В ходе педагогического эксперимента проверялась гипотеза о том, что в процессе предметной и методической подготовки формируются и явно выделяются некоторые специальные способности будущих педагогов. На основе анализа образовательных стандартов нового поколения и трудов разных ученых выделены профессионально важные качества будущего учителя. С целью построения профиля способностей обучаемых в процессе педагогического эксперимента исследовались пространственное воображение и логическое мышление студентов, а также их умение выполнять вычислительные математические операции, проводить анализ различной информации, представленной в текстовой и графической форме. Исследование выполнено на выборке (N = 120) студентов высшего учебного заведения с применением комплекса методик, направленных на выявление специальных способностей («Числовой тест», «Словарный тест», «Арифметический тест», «Фигурный тест», «Словесный тест», «Три проекции»), зарекомендовавших себя в практической психодиагностике и позволяющих определить профессионально значимые качества обучаемых на основе тестов. Представлены данные сравнительного анализа профилей способностей будущих учителей математики и информатики – студентов второго и пятого курсов университета. Установлено, что в процессе обучения некоторые из исследуемых способностей, а именно навыки критического анализа ситуаций и быстрого оперирования числами, становятся более устойчивыми и наблюдаются у подавляющего большинства обучаемых, незначительная часть студентов не владеет умениями и навыками анализа графической информации. Перспективы исследования связаны с из- учением развития вышеупомянутых способностей студентов на протяжении всего периода обучения в вузе в рамках двухступенчатой системы образования.

Список источников: 

1. Шмелева С. А. Модель профессиональной подготовки выпускника педагогического вуза // Вестн. Томск. гос. пед. ун-та. 2012. № 5 (120). С. 16‒22.
2. Концепция развития математического образования в Российской Федерации (утв. распоряжением Правительства РФ от 24 декабря 2013 г. № 2506-р). URL: https://минобрнауки.рф/документы/3894/файл/2730/Концепция развития математического образования в РФ.pdf (дата обращения: 29.01.2018).
3. Игошин В. И. О подготовке бакалавров и магистров педагогического образования по профилю «Математическое образование» // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2014. Т. 14, вып. 3. C. 103‒106.
4. Попов Н. И. Профессионально важные качества математика как основа профессиональной пригодности // Вестн. Чуваш. гос. пед. ун-та им. И. Я. Яковлева. 2010. Т. 2, № 3 (67). С. 153‒158.
5. Попов Н. И. Фундаментализация университетского математического образования // Вестн. Томск. гос. пед. ун-та. 2009. № 9 (87). С. 11‒13.
6. Игошин В. И. Математическая логика в обучении математике. Логико-дидактическая подготовка учителя математики. Саарбрюкен, 2012. 517 с.
7. Игошин В. И. Подготовка будущих учителей математики и информатики в области дисциплин дискретной ма тематики в условиях бакалавриата и магистратуры // Образование и наука. 2013. № 7 (106). С. 85‒100. DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2013-7-86-101
8. Саранцев Г. И. Учителю – современное методическое мышление // Наука и школа. 2014. № 2. С. 12‒16.
9. Саранцев Г. И. Исследование структуры профессиональной подготовки бакалавра по направлению «Педагогическое образование» // Интеграция образования. 2015. Т. 19, № 4. С. 16‒22. DOI: https://doi.org/10.15507/1991-9468.081.019.201504.016
10. Лебедева О. В. Формирование методической компетентности учителя в области организации исследовательской деятельности // Вестн. Нижегор.ун-та им. Н. И. Лобачевского. 2010. № 5 (2). С. 403‒406.
11. Ставринова Н. Н. Формирование и оценка готовности будущего педагога к исследовательской деятельности // Омский науч. вестн. 2009. № 5 (81). С. 138‒142.
12. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата) : приказ Министерства образования и науки РФ от 09.02.2016 № 91 (Зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ 02.03.2016 № 41305). URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440305.pdf (дата обращения: 29.01.2018).
13. Попов Н. И., Калимова А. В., Шашева Н. С. Об уровне специальных способностей будущих педагогов // Вестн. Омск. гос. пед. ун-та. Гуманитарные исследования. 2017. № 3 (16). С. 163‒165.
14. Баррет Дж. Проверь себя. Тесты / пер. с англ. Е. Трифонова. СПб., 2007. 256 с.

Опубликована: 
28.02.2019