Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Шустова И. Ю. Воспитание школьников: ресурс детско-взрослой общности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2019. Т. 8, вып. 1. С. 78-82. DOI: 10.18500/2304-9790-2019-8-1-78-82

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 16)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
373.5

Воспитание школьников: ресурс детско-взрослой общности

Авторы: 
Шустова Инна Юрьевна, Институт стратегии развития образования Российской академии образования
Аннотация: 

Цель исследования, представленного в статье, заключается в раскрытии понятия «детско-взрослая общность» как новой тенденции развития коллективного воспитания, показать ее роль в воспитании и развитии современного школьника, выделить направления и способы работы педагогов по проявлению и удержанию общности с воспитанниками. Изложены теоретические и методические основы функционирования детско-взрослой общности как условия и ресурса воспитания и развития современного школьника. Отмечено, что проблема общности является не столько социальной, сколько жизненной, личностно-смысловой проблемой развития современного ребенка. Детско-взрослая общность является тем необходимым внешним условием, которое задает эталон культурных норм и ценностей и в то же время поддерживает самоопределение и самореализацию школьника, проявление его субъектной позиции во взаимодействии со сверстниками и взрослыми. Описаны факторы влияния детско-взрослой общности на школьника, обозначены задачи воспитательной деятельности педагога в пространстве детско-взрослой общности, выделены оптимальные условия воспитания и развития школьника в детско-взрослой общности. Раскрыты событийность как качественный признак детско-взрослой общности, потенциал со-бытийной общности для развития школьника, действия педагога для проявлении и удержании со-бытийной детско-взрослой общности с воспитанниками.

Список источников: 

1. Tennies F. Community and Society / transl. and ed. by C. Loomis. N. Y., 1957. 298 p.
2. Макаренко А. С. Коллектив и воспитание личности. Челябинск, 1988. 186 с.
3. Сухомлинский В. А. Методика воспитания коллектива. М., 1981. 192 с.
4. Новикова Л. И. Педагогика воспитания : избр. пед. труды / под ред. Н. Л. Селивановой, А. В. Мудрика ; сост. Е. И. Соколова. М., 2010. 336 с.
5. Новикова Л. И. Педагогика детского коллектива : вопросы теории. М., 1978. 148 с.
6. Селиванова Н. Л. Воспитание в современной школе : от теории к практике. М., 2010. 168 с.
7. Селиванова Н. Л. Научный поиск в теории воспиания : приоритеты, достижения и проблемы // Отечественная и зарубежная педагогика. 2011. № 1. С. 103‒116.
8. Selivanova N. L., Stepanov P. V., Shakurova M. V. Novikova`s research school : main ideas and prospects for development // Russian Education and Society. 2016. Vol. 58, № 1. P. 1‒11.
9. Детская общность как объект и субъект воспитания / под ред. Н. Л. Селивановой, Е. И. Соколовой. М., 2012. 425 с.
10. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М., 1976. 306 с.
11. Слободчиков В. И., Цукерман Г. А. Интегральная периодизация общего психического развития // Вопр. психологии. 1996. № 5. С. 38‒50.
12. Buber M. I and Thou / transl. by R. G. Smith. Bloomsbury, 2013. 120 p.

Опубликована: 
28.02.2019