Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Капцов А. В., Некрасова Е. В. Внутренняя структура способов выполнения учебных действий и стадий становления субъектности студентов // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2021. Т. 10, вып. 4. С. 284-294. DOI: 10.18500/2304-9790-2021-10-4-284-294

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 86)
Полный текст в формате PDF(En):
(загрузок: 55)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
159.922

Внутренняя структура способов выполнения учебных действий и стадий становления субъектности студентов

Авторы: 
Капцов Александр Васильевич, Самарский филиал Московского городского педагогического университета
Некрасова Екатерина Владимировна, Тольяттинский государственный университет
Аннотация: 

Актуальной проблемой педагогической психологии является выявление условий и факторов становления субъектности студентов. Одним из путей решения проблемы является построение адекватных математических моделей. Цель исследования заключается в обосновании применения мультимедиаторного анализа в моделировании фрактальной психолого-педагогической системы для описания способов и стадий становления субъектности студентов в учебной деятельности. Предположительно способы выполнения учебных действий как элементы стадий становления субъектности обучающихся играют роль как предикторов стадий становления субъектности, так и медиаторов, опосредующих взаимосвязь между способами и стадиями становления субъектности. Апробация мультимедиаторного анализа осуществлена в ходе исследования в трех учебных группах студентов 2–4-го курсов вуза, очной формы обучения (57 человек, средний возраст 20,6 года, Sd = 2,4 года; все девушки) и двух учебных группах студентов второго курса колледжа (40 человек, из них 39 юношей, возраст 17,5 лет Sd = 0,71). Прикладной аспект исследования заключается в выявлении внутренней структуры способов выполнения учебных действий и стадий становления субъектности студентов. Показана перспективность применения мультимедиаторного анализа в условиях применения современных статистических пакетов.

 
 
Благодарности: 
The study was carried out with the financial support of Russian Foundation for Basic Research grant No. 20-013-00238 “Fractal Psychological and Pedagogical Model of Students’ Agency Formation”.
Список источников: 
  1. Капцов А. В. Принцип фрактальности при моделировании стадий становления субъектности: определение и сущность // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». 2020. № 1 (27). С. 88–96
  2. Капцов А. В., Панов В. И. Развитие способности как стадии становления субъектности (в контексте принципа фрактальности) // Способности и ментальные ресурсы человека в мире глобальных перемен / отв. ред. А. Л. Журавлёв, М. А. Холодная, П. А. Сабадош. М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2020. С. 52–61. DOI: 10.38098 /proc.2020.59.34.001
  3. Капцов А. В., Колесникова Е. И. Взаимосвязь внешних и внутренних факторов со стадиями становления субъектности обучающихся // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». 2019. № 1 (25). С. 53–73.
  4. Капцов А. В., Колесникова Е. И. Освоение предметных компетенций студентами с различной выраженностью стадий становления субъектности // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». 2017. № 2 (22). С. 85–93.
  5. Капцов А. В., Колесникова Е. И. Становление субъектности студента технического вуза при формировании компетенций // Герценовские чтения : психологические исследования в образовании : материалы I Междунар. науч.-практ. конф. : в 2 ч. (Санкт-Петербург, 10–11 октября 2018 г.). СПб. : Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2018. Ч. 1. С. 186–191.
  6. Капцов А. В., Колесникова Е. И. Становление субъектности студентов в вузе в аспекте компетентностного подхода // ВестникСамарской гуманитарной академии. Серия «Психология». 2018. № 1 (23). С. 16–33.
  7. Капцов А. В., Колесникова Е. И. Факторы становления субъектности студентов вуза // Психология человека как субъекта познания, общения и деятельности / ред. В. В. Знаков, А. Л. Журавлев. М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2018. С. 301–307.
  8. Капцов А. В., Колесникова Е. И., Некрасова Е. В. Способы выполнения учебных действий как предикторы динамики стадий становления субъектности студентов вуза // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». 2020. № 2 (28). С. 60–70.
  9. Акимов И. Б. Взаимосвязь стадий становления субъектности и способов выполнения учебных действий обучающихся среднего профессионального образования // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». 2020. № 2 (28). С. 39–47.
  10. Baron R. M., Kenny D. A. The Moderator-Mediator Variable Distinction in Social Psychological Research: Conceptual, Strategic, and Statistical Considerations // Journal of Personality and Social Psychology. 1986. Vol. 51, no. 6. P. 1173–1182. DOI: 10.1037//0022-3514.51.6.1173
  11. Кондратюк Н. Г., Моросанова В. И. Медиаторные эффекты регуляторных ресурсов при остром и хроническом стрессе // Психология стресса и совладающего поведения: вызовы, ресурсы, благополучие: материалы V Междунар. науч. конф. (Кострома, 26–28 сентября 2019 г.): в 2 т. / отв. ред. М. В. Сапоровская, Т. Л. Крюкова, С. А. Хазова. Кострома : Изд-во Костром. гос. ун-та, 2019. Т. 1. С. 195–200.
  12. Моросанова В. И., Фомина Т. Г. Осознанная саморегуляция в системе психологических предикторов достижения учебных целей // Вопросы психологии. 2016. № 2. С. 124–135.
  13. Фомина Т. Г., Ефтимова О. В., Моросанова В. И. Медиаторные эффекты влияния осознанной саморегуляции на взаимосвязь академической успеваемости и субъективного благополучия учащихся // Личность, интеллект, метакогниции: исследовательские подходы и образовательные практики : материалы III Международной научно-практической конференции. Калуга : ИП Якунин А. В., 2018. С. 78–86.
  14. Фомина Т. Г., Моросанова В. И. Медиаторная роль саморегуляции как метаресурса в системе когнитивных и личностных предикторов математической успешности // Личность, интеллект, метакогниции: исследовательские подходы и образовательные практики : материалы II Международной научно-практической конференции. Калуга : АКФ «Политоп», 2017. С. 133–140.
  15. Фомина Т. Г., Моросанова В. И., Макушина Л. Н. Осознанная саморегуляция как медиатор взаимосвязи личностных диспозиций и психологического благополучия младших школьников // Психология стресса и совладающего поведения : вызовы, ресурсы, благополучие: материалы V Междунар. науч. конф. (Кострома, 26–28 сентября 2019 г.) : в 2 т. / отв. ред. М. В. Сапоровская, Т. Л. Крюкова, С. А. Хазова. Кострома : Изд-во Костром. гос. ун-та, 2019. Т. 1. С. 262–266.
  16. Memon M. A., Cheah J. H., Ramayah T., Ting H., Chuah F. Mediation analysis: issues and recommendations // Journal of Applied Structural Equation Modeling. 2018. Vol. 2, iss. 1. P. 1–9. DOI: 10.47263/JASEM.2(1)01
  17. Банщикова Т. Н., Моросанова В. И. Медиаторная роль аккультурационных установок во взаимосвязи компонентов осознанной саморегуляции и социокультурной адаптации // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. Т. 7, № 6. URL: https://mir-nauki.com/ PDF/61PSMN619.pdf (дата обращения: 01.06.2021).
  18. Львова Е. Н. Личностное опосредование выбора стратегий совладания в ситуации неопределенности : автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2017. 33 с.
  19. Львова Е. Н., Митина О. В., Шлягина Е. И. Личностные предикторы совладающего поведения в ситуации неопределенности // Психологические исследования. 2015. Т. 8, № 40. С. 4. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 01.08.2021).
  20. Пархоменко Е. А. Мотивационная направленность как предиктор социально-психологической адаптируемости личности в социуме // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2018. № 12 (166). С. 335–339.
  21. Акимов И. Б. Способности становления студента субъектом в профессиональном обучении // Способности и ментальные ресурсы человека в мире глобальных перемен / отв. ред. А. Л. Журавлёв, М. А. Холодная, П. А. Сабадош. М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2020. С. 1206–1216. DOI: 10.38098/proc. 2020. 59.34. 001
  22. Акимов И. Б. Роль личностных ценностей в стадии становления субъектности «Творец» обучающихся колледжа // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2020. Вып. 3. С. 23–31. DOI: 10.33910 /herzenpsyconf-2020-3-4
  23. Капцов А. В., Колесникова Е. И. Медиаторный подход в развитии саморегуляции студентов // Материалы Всерос. науч.-практ. конф. «Эффективность личности, группы и организации: проблемы, достижения и перспективы» (Ростов-на-Дону; Курск, 21–22 апреля 2017 г.). М. : Кредо, 2017. С. 262–264.
  24. Капцов А. В., Колесникова Е. И. Личностные ценности как медиатор осознанной саморегуляции студентов // Актуальные проблемы фасилитации межличностных отношений в образовательном процессе : материалы Всерос. науч.-практ. конф. / ред. Ю. А. Малюшина. Курган, 2017. С. 74–79.
  25. Aguinis H., Edwards J. R., Bradley K. J. Improving our understanding of moderation and mediation in strategic management research // Organizational Research Methods. 2017. Vol. 20, iss. 4. P. 665–685. DOI: 10.1177/1094428115627498
  26. Aguinis H., Ramani R., Alabduljader N. What You See is What You Get? Enhancing Methodological Transparency in Management Research // Academy of Management Annals. 2017. Vol. 12, no. 1. P. 83–110. DOI: 10.5465/ annals.2016.0011
  27. Green J. P., Tonidandel S., Cortina J. M. Getting Through the Gate: Statistical and Methodological Issues Raised in the Reviewing Process // Organizational Research Methods. 2016. Vol. 19, iss. 3. P. 402–432. DOI: 10.1177/1094428116631417
  28. MacKinnon D. P., Luecken L. J. Statistical analysis for identifying mediating variables in public health dentistry // Journal of Public Health Dentistry. 2011. Vol. 71, iss. s1. P. s37–s46. DOI: 10.1111/j.1752-7325.2011.00252.x
  29. Memon M. A., Ting H., Ramayah T., Chuah F., Cheah J. H. A review of the methodological misconceptions and guidelines related to the application of structural equation modeling: A Malaysian scenario // Journal of Applied Structural Equation Modeling. 2017. Vol. 1, no. 1. P. I–XIII. DOI: 10.47263/JASEM.1(1)01
  30. Капцов А. В., Колесникова Е. И. Факторная валидность опросника стадий становления субъектности студентов // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». 2021. № 1 (29). С. 77–91.
  31. Капцов А. В., Колесникова Е. И. Диагностика способов выполнения учебных действий // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». 2020. № 1 (27). С. 134–149.
  32. MacKinnon D. P., Fairchild A. J., Fritz M. S. Mediation Analysis // Annual Review of Psychology. 2007. Vol. 58. P. 593–614. DOI: 10.1146/annurev.psych.58.110405. 085542
  33. Артеменков С. Л. Упорядоченные сети частных корреляций в психологических исследованиях // Моделирование и анализ данных. 2021. Т. 11, № 2. C. 31–50. DOI: 10.17759/mda.2021110202
  34. Орлова И. В. Подход к решению проблемы мультиколлинеарности при анализе факторов на результирующую переменную в моделях регрессии // Фундаментальные исследования. 2018. № 3. С. 58–63. DOI: 10.17513/fr.42103 
  35. Erisen C. Sequential Mediation Analysis in Experimental Research // APSA Annual 2010 Meeting Paper. URL: https://www.researchgate.net/publication/228162340 (дата обращения: 01.06.2021).
  36. Abu-Bader S. H., Jones T. V. Statistical mediation analysis using the Sobel test and hayes SPSS process macro // International Journal of Quantitative and Qualitative Research Methods. 2021.Vol. 9, iss.1. P. 42–61. 
Поступила в редакцию: 
07.08.2021
Принята к публикации: 
09.09.2021
Опубликована: 
24.12.2021
Краткое содержание:
(загрузок: 51)