Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Кашапов М. М., Лоскутова М. Е., Огородова Т. В. Ведущие мотивы спортсмена на восходящей стадии профессионального развития // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2016. Т. 5, вып. 2. С. 174-179. DOI: 10.18500/2304-9790-2016-5-2-174-179

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 119)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
159.9

Ведущие мотивы спортсмена на восходящей стадии профессионального развития

Авторы: 
Кашапов Мергаляс Мергалимович, Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова
Лоскутова Мария Евгеньевна, Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова
Огородова Татьяна Вячеславовна, Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова
Аннотация: 

Представлены результаты эмпирического исследования мотивационной сферы личности спортсменов. В группах спортсменов допрофессионального, профессионального и суперпрофессионального этапов профессионализации установлены ведущие мотивы занятия спортом – общая активность, комфорт, социальный статус, социальная полезность, общение, а также описана их значимость. Проанализированы и обобщены различия выраженности мотивов между группами. Максимального уровня развития на допрофессиональном и суперпрофессиональном этапах достигает мотив социальной полезности, в то время как наибольшей значимости – мотив общения. Выделены ведущие мотивационные факторы занятия спортом в зависимости от возраста. Основным для всех групп респондентов 15–25, 26–40 и 41–60 лет стал «оздоровительный мотивационный фактор», немаловажным является «социальный мотивационный фактор». «Соревновательный мотивационный фактор» превалирует у спортсменов 15–25-летнего возраста.

Список источников: 

1. Психология : учебник для гуманитарных вузов. 2-е изд. / под общ. ред. В. Н. Дружинина. СПб., 2009. 656 с.
2. Бодров В. А. Профессиональная зрелость человека. Феномен и категория зрелости в психологии / под ред. А. Л. Журавлева, Е. А. Сергиенко. М., 2007. С. 174–197.
3. Огородова Т. В. Психология спорта : учеб. пособие. Ярославль, 2013. 120 с.
4. Поваренков Ю. П. Психология профессионального становления личности. М., 2000. 98 с.
5. Маркова А. К. Психология профессионализма. М., 1996. 312 с.
6. Огородова Т. В. Принятие ответственности как фактор профессионального становления спортсмена // Когнитивно-акмеологические основы профессионального становления субъекта / под ред. М. М. Кашапова, Ю. В. Пошехоновой. Ярославль, 2013. С. 265–272.
7. Кашапов М. М., Воскресенский А. А. Акмеологический подход к пониманию связей стратегий поведения в конфликте с индивидуальными особенностями спортсменов // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2014. Т. 3, вып. 4 (12). С. 307–310.
8. Кашапов М. М., Воскресенский А. А. Связь стратегий поведения в конфликте с индивидуальными особенностями спортсменов // Вестн. Ярослав. гос. ун-та им. П. Г. Демидова. Сер. Гуманитарные науки. 2013. № 3 (25). С. 71–75.
9. Мильман В. Э. Метод изучения мотивационной сферы личности. Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. М., 1990. С. 23–43.
10. Огородова Т. В., Лоскутова М. Е. Динамика развития «образа Я» спортсмена-любителя // Научные перспективы ХХI века. Достижения и перспективы нового столетия : IX междунар. науч.-практ. конф. (Новосибирск, 13–14 марта 2015). Новосибирск, 2015. № 2 (9), ч. 6. С. 133–135.

Опубликована: 
25.06.2016
Краткое содержание:
(загрузок: 61)