Для цитирования:
Кашапов М. М., Лоскутова М. Е., Огородова Т. В. Ведущие мотивы спортсмена на восходящей стадии профессионального развития // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2016. Т. 5, вып. 2. С. 174-179. DOI: 10.18500/2304-9790-2016-5-2-174-179
Ведущие мотивы спортсмена на восходящей стадии профессионального развития
Представлены результаты эмпирического исследования мотивационной сферы личности спортсменов. В группах спортсменов допрофессионального, профессионального и суперпрофессионального этапов профессионализации установлены ведущие мотивы занятия спортом – общая активность, комфорт, социальный статус, социальная полезность, общение, а также описана их значимость. Проанализированы и обобщены различия выраженности мотивов между группами. Максимального уровня развития на допрофессиональном и суперпрофессиональном этапах достигает мотив социальной полезности, в то время как наибольшей значимости – мотив общения. Выделены ведущие мотивационные факторы занятия спортом в зависимости от возраста. Основным для всех групп респондентов 15–25, 26–40 и 41–60 лет стал «оздоровительный мотивационный фактор», немаловажным является «социальный мотивационный фактор». «Соревновательный мотивационный фактор» превалирует у спортсменов 15–25-летнего возраста.
1. Психология : учебник для гуманитарных вузов. 2-е изд. / под общ. ред. В. Н. Дружинина. СПб., 2009. 656 с.
2. Бодров В. А. Профессиональная зрелость человека. Феномен и категория зрелости в психологии / под ред. А. Л. Журавлева, Е. А. Сергиенко. М., 2007. С. 174–197.
3. Огородова Т. В. Психология спорта : учеб. пособие. Ярославль, 2013. 120 с.
4. Поваренков Ю. П. Психология профессионального становления личности. М., 2000. 98 с.
5. Маркова А. К. Психология профессионализма. М., 1996. 312 с.
6. Огородова Т. В. Принятие ответственности как фактор профессионального становления спортсмена // Когнитивно-акмеологические основы профессионального становления субъекта / под ред. М. М. Кашапова, Ю. В. Пошехоновой. Ярославль, 2013. С. 265–272.
7. Кашапов М. М., Воскресенский А. А. Акмеологический подход к пониманию связей стратегий поведения в конфликте с индивидуальными особенностями спортсменов // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2014. Т. 3, вып. 4 (12). С. 307–310.
8. Кашапов М. М., Воскресенский А. А. Связь стратегий поведения в конфликте с индивидуальными особенностями спортсменов // Вестн. Ярослав. гос. ун-та им. П. Г. Демидова. Сер. Гуманитарные науки. 2013. № 3 (25). С. 71–75.
9. Мильман В. Э. Метод изучения мотивационной сферы личности. Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. М., 1990. С. 23–43.
10. Огородова Т. В., Лоскутова М. Е. Динамика развития «образа Я» спортсмена-любителя // Научные перспективы ХХI века. Достижения и перспективы нового столетия : IX междунар. науч.-практ. конф. (Новосибирск, 13–14 марта 2015). Новосибирск, 2015. № 2 (9), ч. 6. С. 133–135.