Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Фортова Л. К., Юдина А. М. Условия эффективности учебной деятельности в образовательном континууме школы // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2019. Т. 8, вып. 3. С. 210-216. DOI: 10.18500/2304-9790-2019-8-3-210-216

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 72)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
378

Условия эффективности учебной деятельности в образовательном континууме школы

Авторы: 
Фортова Любовь Константиновна, Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых
Юдина Анна Михайловна, Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых
Аннотация: 

Целью представленного в статье исследования является анализ информационно-коммуникативной культуры как одного из условий повышения эффективной деятельности в образовательном континууме школы. Исследованы особенности продуктивного образования в сравнении с традиционным и выявлена его взаимосвязь с деятельностью, творчеством, навыками работы с информацией. Продуктивная учебная деятельность в образовательном континууме школы будет эффективной при следующих условиях: если в основе продуктивного обучения будет лежать принцип продуктивности, обеспечивающий деятельностный характер и актуализирующий активность индивида; если продуктивная учебная деятельность будет ориентирована на объективный социально значимый продукт, лежащий в основе качественной оценки; если педагог будет осуществлять консультационную функцию, поддерживающую ученика в достижении продуктивности индивидуального образовательного пространства; если будет сформирована внутришкольная среда в образовательном континууме школы, направленная на самоактуализацию личности учеников; если будет сформирована информационно-коммуникативная культура, способствующая развитию когнитивного, эвристического, этического, нравственного, мотивационного компонентов. Установлено, что продуктивное обучение симбиотично социально-значимому результату деятельности школьников. Показано, что результатом продуктивной учебной деятельности школьников выступает ученик со своими интересами, опытом, образовательными идеями, что ценностью формирования опыта школьников является отражение не только своих личных потребностей, а осознанное их связывание с общими задачами педагогической практики. Необходимо усложнять продуктивную учебную деятельность школьников, поскольку это способствует развитию аналитических возможностей, актуализирует имеющиеся опыт и знания, а также предполагаемые проектные ситуации. Во всех образовательных организациях необходимо формировать информационно-коммуникативную культурную среду, способствующую продуктивному образованию, опираясь на корреляцию реальной и виртуальной среды, саногенное мышление, эвохомологический подход, теорию реактивного сопротивления. 

Список источников: 

1.  Александрова Е. А. Структура учебного плана продуктивного образования в берлинских школах // Школьные технологии. 2001. № 3. С. 90–121. 

2.  Фортова Л. К., Юдина А. М. Воспитание социокультурной толерантности старшеклассников посредством повышения уровня изучения региональной социокультурной среды // Молодой ученый. 2015. № 5 (85).  С. 549–551. 

3.  Фортова Л. К., Юдина А. М. К вопросу о нравственном образовательном диалоге в трудах В. С. Соловьева // Церковь, государство и общество в истории России и православных стран : религия, наука и образование : материалы VI Междунар. науч. конф., посвящ. памяти православ. просветителей св. равноапостольных Кирилла и Мефодия и 800-летию Владим. епархии (Владимир, 19–21 мая 2014 г.) / Владим. гос. ун-т имени А. Г. и Н. Г. Столетовых, Приход св. равноапостольных Кирилла и Мефодия Владим. епархии Рус. православной церкви. Владимир : Изд-во ВлГУ, 2014. Т. 10. С. 212–217. 

4.  Соловьев В. С. Оправдание добра : нравственная философия. М. : Республика, 2010. 671 с. 

5.  Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров. Человек – текст – семиосфера – история. М. : Языки русской культуры, 1996. 464 с. 

6.  Загвязинский В. И. Методология и методы психологопедагогического исследования : учеб. пособие. 6-е изд., стер. М. : ИЦ «Академия», 2010. 208 с. 

7. Межкультурная компетентность педагога в поликультурном образовательном пространстве : науч.-метод. материалы / под ред. О. В. Хухлаева, М. Ю. Чибисовой. СПб. : ООО «Книжный дом», 2008. 408 с. 

8.  Безрогов В. Г., Пичугина В. К. Эволюция идеи «заботы о себе» в западной культурной̆ традиции (невыносимая легкость дополнения Фуко) // Человек.ru. 2017. Вып. 12. С. 34–47. 

9.  Овчинников О. М. Противоправное поведение дезадаптированных подростков. Владимир : ВИТ-принт, 2012. 155 с. 

10. Мудрик А. В. Социальная педагогика : учебник для студ. пед. вузов / под ред. В. А. Сластенина. 3-е изд., испр. и доп. М. : Издательский центр «Академия», 2000. 200 с. 

11.  Фортова Л. К. Нравственно-правовое воспитание учащейся молодежи : избр. тр. Владимир : Изд-во «Шерлок-пресс», 2018. 202 с. 

12. Щедровицкий Г. П. Система педагогических исследований. Методологический анализ. Педагогика и логика. М. : Касталь, 1992. С. 10–200. 

13. Бычкова А. М., Раднаева Э. Л. Доведение до самоубийства посредством использования интернет-технологий : социально-психологические, криминологические и уголовно-правовые аспекты // Всероссийский криминологический журнал. 2018. Т. 12, № 1. С. 111. 

14. Клейберг Ю. А. Деструктивная интернет-игра «Синий кит» как девиантологический феномен : постановка 
проблемы // Электронный научный журнал «Пензенский психологический вестник, PSYCHOLOGYNEWS.RU». 2017. Вып. 1. С. 70–82.

15. Варламова C. Н., Гончарова E. Р., Соколова И. В. Интернет-зависимость молодежи мегаполисов : критерии и типология [Электронный ресурс]. URL: https://wciom.ru/ (дата обращения: 11.05.2018).

 

Опубликована: 
30.09.2019