Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Бочарова Е. Е. Удовлетворенность профессиональной деятельностью учителей городских и сельских школ // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2017. Т. 6, вып. 3. С. 253-260. DOI: 10.18500/2304-9790-2017-6-3-253-260

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 97)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья

Удовлетворенность профессиональной деятельностью учителей городских и сельских школ

Авторы: 
Бочарова Елена Евгеньевна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Аннотация: 

В условиях современной модернизации российского образова- ния, связанной с формированием устойчивой потребности в «но- вом» учителе, способном принять объективные социальные изме- нения и соответствовать изменяющимся требованиям в системе образования, осуществлять профессиональную «мобильность» в своей педагогической деятельности, удовлетворенность про- фессиональной деятельностью является одним из индикаторов инициации процесса раскрытия потенциала личности учителя, актуализации ее «Я» в профессиональной деятельности. Целью исследования, представленного в статье, выступает изучение удовлетворенности профессиональной деятельностью учителей сельских и городских школ. Предполагается наличие качествен- ных и количественных различий структурно-содержательных характеристик удовлетворенности профессиональной деятель- ностью учителей сельских и городских школ. Эмпирическое ис- следование предпринято на выборке учителей городских (n = 42) и сельских (n = 42) школ; средний возраст учителей городских школ составляет 51,6 года; женщин – 95%; средний возраст учи- телей сельских школ – 52,8 года; женщин – 95%. Применялся психодиагностический инструментарий: тест-опросник «Рейтинг ценностно-потребностных ориентаций персонала» (Л. Г. Лапте- ва); методика диагностики уровня социальной фрустрированно- сти (Л. И. Вассермана в модификации В. В. Бойко). Установлено, что удовлетворенность профессиональной деятельностью го- родских учителей существенно выше, нежели сельских, и свя- зана, прежде всего, с пpизнaниeм администрации школы личных уcилий учитeля в дocтижeнии выcoких peзультaтoв тpудa, а также с возможностью поддержания cтaбильных дoбpoжeлaтeльных взaимooтнoшeний нa paбoтe. Выявлено, что учитeля cельских школ испытывают чувство нeудoвлeтвopeннoй пoтpeбнocти в мaтepиaльнoм дocтaткe, чтo вызывaeт нeувepeннocть в oбecпeчeннoм будущeм. Отмечено жeлaниe пoмeнять paбoту нa бoлee пpecтижную и выcoкooплaчивaeмую у сельских учи- телей, нo cтpeмлeния к пoвышeнию квaлификaции, пoлучeнию (пpoдoлжeнию) дополнительного образования нe нaблюдaeтcя.

Список источников: 

1. Давыдова И. А., Козьмина Я. Я. Профессиональный стресс и удовлетворенность работой преподавателей российских вузов // Вопр. образования. 2014. № 4. С. 169–183.

2. Данзанов П. Г. Трансформация социального самочувствия учительства как критерий эффективности реформы школы // Вестн. Бурят. гос. ун-та. 2010. № 14. С. 155–160.

3. Захарова Е. В. Профессиональная педагогическая деятельность как фактор профессиональной деформации личности учителей и преподавателей // Изв. Самар. науч. центра РАН. 2015. № 2. С. 465–472.

4. Митина Л. М. Психология труда и профессиональное развитие учителя. М., 2004. 320 с.

5. Гpишинa Н. В. Пoмoгaющиe oтнoшeния : пpo- фeccиoнaльныe и экзиcтeнциaльныe пpoблeмы // Пcихoлoгичecкиe пpoблeмы caмopeaлизaции личнocти. Вып. 1 / пoд peд. A. A. Кpылoвa, Л. A. Кopocтылeвoй. CПб., 1998. C. 143–156.

6. Кудинов С. С., Архипочкина К. В. Самореализация личности педагогов с разным уровнем удовлетворен- ности профессиональной деятельностью // Вестник РУДН. Сер. Психология и педагогика. 2013. № 1. С. 19–27.

7. Митина Л. М. Психология личностно-профессионального развития учителя. СПб., 2014. 376 с.

8. Панова Н. В. Профессиональное развитие личности педагога // Вестн. Том. гос. пед. ун-та. 2012. № 2. С. 101–106.

9. Маркова А. К. Психология профессионализма. М., 1996. 308 с.

10. Пряжников Н. С. Психологический смысл труда. М., 1997. 113 с.

11. Толочек В. А., Тимашкова Н. А., Денисова В. Г. Профессиональное становление субъектов педагогической деятельности : позитивные и негативные измене- ния // Вестн. МГУ. Сер 14. Психология. 2014. № 1. С. 16– 32.

12. Молчанова Л. Н. Критериально-функциональное содержание профессиональной идентичности у педагогов высшей школы с учетом удовлетворенности профессиональной деятельностью // Вестн. Том. гос. ун-та. 2011. № 6. С. 139–143.

13. Лактионова Е. Б. Образовательная среда как условие развития личности и ее субъектов // Изв. Рос. гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена. 2010. № 128. URL: http:// cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnaya-sreda-kakuslovie-razvitiya-lichnosti-i-ee-subektov (дата обраще- ния: 21.03.2017).

14. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социаль- но-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., 2005. 490 с.

15. Вассерман Л. И. Психодиагностическая шкала для оценки уровня социальной фрустрированности // Обозрение Института психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. 1995. № 2. С. 73–79.

Опубликована: 
28.08.2017