Для цитирования:
Уварина Н. В., Горелова Л. И. Трансформация педагогического сопровождения в эпоху цифровизации // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2024. Т. 13, вып. 2. С. 178-190. DOI: 10.18500/2304-9790-2024-13-2-178-190, EDN: FILHCM
Трансформация педагогического сопровождения в эпоху цифровизации
Актуальность исследования обусловлена объективной необходимостью изучения процессов цифровой трансформации и, как следствие, педагогического сопровождения как явления, которое в последние годы претерпело значительную эволюцию вследствие повсеместной интеграции цифровых технологий в образовательные контексты. Цель: обобщение и анализ исследований, представление опыта, выявление изменений и тенденций в организации педагогического сопровождения с учетом применения цифровых технологий в современном образовании. Методы (инструменты): сопоставительный анализ данных научно-библиографических источников. Результаты. Современная научно-педагогическая школа представлена через призму исследований Е. А. Александровой, В. С. Басюка, Е. Г. Врублевской, Е. О. Воробчиковой, Н. Д. Вьюн, Е. И. Казаковой, А. М. Моисеева, И. П. Тихоновецкой и др., в которых раскрываются стратегические идеи организации педагогического сопровождения в образовательном процессе. В ретроспективном и перспективном аспектах проанализированы работы А. А. Андреева, В. П. Беспалько, В. В. Гриншкуна, И. О. Петрищева, В. А. Плешакова и др., свидетельствующие об инновационном потенциале применения цифровых ресурсов в современном образовании. Данный анализ позволяет раскрыть проблемы и ограничения, присущие процессу цифровизации, включая цифровой разрыв, инфраструктурные и финансовые ограничения, а также проблемы, связанные с конфиденциальностью данных и кибербезопасностью. Заключение. Представлено обобщение исследований, посвященных проблеме педагогического сопровождения в цифровом образовании, с предложением цифровой трансформации в организации педагогического сопровождения. Практическая значимость. Выявлены определенные тенденции, которые могут способствовать принятию обоснованных решений и стратегическому планированию в стремлении к улучшению результатов организации образовательного процесса.
- Казакова Е. И., Басюк В. С., Врублевская Е. Г. Проблема развития педагогической культуры школьников в условиях модернизации педагогического образования в России // Психолого-педагогические исследования. 2019. Т. 11, № 3. С. 143‒154. https://doi.org/10.17759/psyedu.2019110312, EDN: OTNWAT
- Груздев М. В., Тарханова И. Ю. Становление «новой дидактики» педагогического образования в условиях глобального технологического обновления и цифровизации // Ярославский педагогический вестник. 2019. № 3 (108). С. 47‒53. https://doi.org/10.24411/1813-145X-2019-10415 , EDN: ZYESAP
- Грязнова Ю. Б. Как новое поколение воспринимает информацию // Российская школа связей с общественностью. 2017. № 9. С. 189‒198. EDN: XXIHML
- Андреев А. А. Педагогика в информационном обществе, или электронная педагогика // Высшее образование в России. 2011. № 11. С. 113‒117. EDN: OJLRPD
- Беспалько В. П. Киберпедагогика – вызов XXI века // Народное образование. 2016. № 7-8 (1458). С. 109‒118. EDN: YLNYBV
- Илалтдинова Е. Ю., Беляева Т. К., Лебедева И. В. Цифровая педагогика: особенности эволюции термина в категориально-понятийном аппарате педагогики // Перспективы науки и образования. 2019. № 4 (40). С. 33‒43. https://doi.org/10.32744/pse.2019.4.3, EDN: MGIPPA
- Петришев И. О. Цифровая педагогика как фактор повышения качества образовательных услуг в РФ // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 6 (79). С. 339‒341. https://doi.org/10.24411/1991-5497-2019- 10147
- Плешаков В. А., Маркова В. К., Воинова О. И. Киберпедагогика: методология, теория и практика // Вестник МГОУ. Серия: Педагогика. 2021. № 4. С. 6–21. https://doi.org/10.18384/2310-7219-2021-4-6- 21, EDN: LHZXJT
- Гриншкун В. В. Цифровые инструменты в профессиональной подготовке педагогов // Альманах Института коррекционной педагогики. 2021. № 43 (1). С. 1‒10. EDN: RIKODX
- Корчемкина Ю. В., Уварина Н. В. Структура и содержание социально-информационной культуры студентов в виртуальном образовательном пространстве современного вуза // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2023. Т. 15, № 3 (61). С. 128‒137.
- Siemens G. Knowing Knowledge. Publisher Creative Commons / Lulu.com, 2006. 176 p.
- Theory and Practice of Online Learning / ed. by T. Anderson. Athabasca, AB : Athabasca University Press, 2008. 472 p.
- Bates A. W. (Tony). Teaching in a Digital Age: Guidelines for Designing Teaching and Learning. 2nd ed. Vancouver, B.C. : Tony Bates Associates Ltd., 2019. 520 р.
- November A. Who Owns the Learning? Preparing Students for Success in the Digital Age. Hawker Brownlow Education, 2012. 96 p.
- Selwyn N. Education and Technology: Key Issues and Debates. Bloomsbury Academic, 2021. 232 p.
- Тарханова И. Ю. Социализация молодежи средствами интернет-коммуникаций // ВестникКостромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2017. Т. 23, № 4. С. 169‒171. EDN: YOSOPB
- Александрова Е. А. Форматы педагогического сопровождения в цифровой образовательной среде // Сибирский педагогический журнал. 2022. № 2. С. 30‒43. https://doi.org/10.15293/1813-4718.2202.03, EDN: LGTSFI
- Александрова Е. А., Ахметов С. И., Аттиа М. Р. Преимущества и направленность электронного взаимодействия в веб-обучении // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2020. Т. 9, вып. 4 (36). С. 385‒391. https://doi.org/10.18500/2304- 9790-2020-9-4-385-391, EDN: GSCEII
- Александрова Е. А., Аттиа М. Р., Ахметов С. И. Классификация стратегий электронного взаимодействия в web-обучении // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2020. Т. 20, вып. 3. С. 329‒333. EDN: OTCVFW. https://doi.org/10.18500/1819-7671-2020-20- 3-32 9-333
- Вайндорф-Сысоева М. Е., Чекалина Т. А. Развитие системы непрерывного наставничества учителя в условиях цифровой образовательной среды // Журавлевские чтения. Общепрофессиональная подготовка будущих педагогов к реализации обновленных ФГОС общего образования : материалы VIII Междунар. науч.-практ. конф. в рамках VIII Междунар. фестиваля науки (Москва, 08 февраля 2023 года). Москва : Государственный университет просвещения, 2023. С. 22‒29. EDN: SJISWM.
- Вайндорф-Сысоева М . Е., Субочева М. Л. Дидактика цифровой эпохи: некоторые аспекты развития // Вестник Томского государственного университета. 2023. № 490. С. 160‒168. https://doi.org/10.17223/15617793/490/18, EDN: JASQVC
- Блинов В. И., Дулинов М. В., Сергеев И. С., Есенина Е. Ю., Кондаков А. М., Сергеев И. С. Педагогическая концепция цифрового профессионального образования и обучения / под науч. ред. В. И. Блинова. М. : Дело, 2020. 112 с.
- Петрова Н. П., Бондарева Г. А. Цифровизация и цифровые технологии в образовании // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 5 (78). С. 353‒355. https://doi.org/10.24411/1991-5497-2019-00138, EDN: UMLEAB
- Малыгина Л. Е. «Виртуальные собеседники»: перспективы развития телевизионного промодискурса // Верхневолжский филологический вестник. 2018. № 4. С. 63‒70. https://doi.org/10.24411/2499- 9679-2018-10198
- Воробчикова Е. О. Особенности построения модели профессиональной поддержки педагога в условиях глобальных изменений // Научный поиск. 2019. № 2. С. 25‒28. EDN: JEZKPI
- Чекалина Т. А., Лебеденко А. В. Дистанционное наставничество педагогов в цифровой среде // Профессиональное образование и занятость молодежи: XXI век. Цифровое образование: от прогнозов к реальности : материалы Междунар. науч.-практ. конф.: в 2 ч. (Кемерово, 21–22 апреля 2021 года). Ч. 1. Кемерово : Кузбасский региональный институт развития профессионального образования, 2021. С. 52‒53. EDN: EWTAAP
- Моисеев А. М. Модель системы дистанционного наставничества и методической поддержки (НИМП) студентов и молодых учителей в педагогическом университете // Педагогика: вчера, сегодня, завтра. 2019. Т. 2, № 3. С. 20–40. EDN: HLKXKS
- Аймалетдинов Т. А., БаймуратоваЛ. Р., Зайцева О. А., Имаева Г. Р., Спиридонова Л. В. Цифровая грамотность российских педагогов. Готовность к использованию цифровых технологий в учебном процессе. М. : Аналитический центр НАФИ, 2019. 84 с.
- Аржаных Е. В. Роль института наставничества в профессиональном становлении молодых педагогов // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22, № 4. C. 27–37. https://doi.org/110.17759/pse. 2017220405
- Константиновский Д. Л., Пинская М. А., Звягинцев Р. С. Профессиональное самочувствие учителей: от энтузиазма до выгорания // Социологические исследования (Социс). 2019. Т. 10, № 22. С. 14‒25. https://doi.org/10.31857/S013216250004949-6
- Вахрушев А. Учителям нужен цифровой наставник. URL: https://vogazeta.ru/articles/2020/4/13/quality_ of_education/12516-uchitelyam_nuzhen_tsifrovoy_ nastavnik (дата обращения: 25.01.2024).
- Моисеев А. М. Потребности молодых педагогов в наставничестве и методической поддержке // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: «Педагогика и психология». 2019. № 4 (50). С. 8–24. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2019.50.4.01 EDN: COCXBX
- Солдатова Г. У., Войскунский А. Е. Социально-когнитивная концепция цифровой социализации: новая экосистема и социальная эволюция психики // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2021. Т. 18, № 3. С. 431–450. https://doi.org/10.17323/1813- 8918-2021-3-431-450
- Шитова В. А. О готовности современного учителя к инновационной деятельности // Вестник Владимирского государственного университета им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. 2021. № 47 (66). С. 106‒114. EDN: JNPOFG
- Ходоровская А. Л. Перестать отрицать и начать учить онлайн // Профессиональное образование и рынок труда. 2020. № 2. С. 39‒41. https://doi. org/10.24411/2307-4264-2020-10204 , EDN: SRBNAI