Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Саяпина Н. Н., Аль-Джазаери М. К. Теоретико-методические основания в развитии художественного образования обучающихся // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2023. Т. 12, вып. 3. С. 267-275. DOI: 10.18500/2304-9790-2023-12-3-267-275, EDN: JSNPXE

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 121)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
378
EDN: 
JSNPXE

Теоретико-методические основания в развитии художественного образования обучающихся

Авторы: 
Саяпина Наталия Николаевна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Аль-Джазаери Мохаммед Кадхим, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Аннотация: 

Актуальность исследования определяется потребностью педагогической теории и практики в исследованиях, освещающих вопросы художественного образования, касающиеся его теоретических и методических аспектов. Цель: изучение теоретических и методических оснований развития художественного образования обучающихся. Обращено внимание на содержание Концепции художественного образования как документа федерального уровня, вырабатывающего стратегию культурной политики Российского государства в обозначенной сфере и регламентирующего в системе художественного образования соответствующий процесс в образовательных организациях разного уровня. Результаты. Показано, что создание теорий художественного образования достаточно сложный процесс. Их поиск приводит к базовым научным теориям – теории художественного восприятия и теории художественного творчества, которые раскрываются через их прикладной аспект. Интересующее нас изобразительное искусство обусловливает рассмотрение теорий изобразительного искусства в разные исторические периоды. Данные теории выступают теоретическим основанием в области как художественного образования, так и изобразительного искусства. Представлены созданные разными авторами основные направления обучения изобразительному искусству в школе. Отмечено, что изучение обозначенных направлений и соответствующих им образовательных программ по изобразительному искусству позволит сделать выбор в пользу той программы, которая будет вписываться в Основную образовательную программу конкретной образовательной организации, и на основе представленных в ней идей, методик обучения изобразительному искусству будет отражать видение результатов развития изобразительной деятельности обучающихся, опора на которые и явится методическим основанием в развитии художественного образования. Основные выводы: подчеркивается необходимость проведения теоретических и методических изысканий в области художественного образования, преодоления проблем в создании «стройных» теорий художественного образования, теорий изобразительного искусства и методик обучения на основе накопленного отечественными и зарубежными теоретиками и практиками опыта.

Список источников: 
  1. О концепции художественного образования в Российской Федерации: приказ Минкультуры РФ от 28.12.2001 № 1403. URL: https://rulaws.ru/acts/Prikaz-Minkultury-RF-ot-28.12.2001-N-1403/ (дата обращения: 30.09.2022).
  2. Ломов С. П., Аманжолов С. А. Методология художественного образования: учеб. пособие. М. : Прометей ; МПГУ, 2011. 118 с.
  3. Рахимбаева И. Э. Художественное образование в современном мире и перспективы его развития // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 4. С. 101. EDN: YMGZFB
  4. Сальдаева О. В. Художественное образование студента как целостная педагогическая система: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Оренбург, 2008. 46 с.
  5. Колбышева С. И. Концептуальные основания художественно-эстетического образования (философский уровень осмысления) // Художественное образование и наука. 2021. № 4 (29). С. 6–16. https://doi.org/10.36871/hon.202104001
  6. Борев Ю. Б. Эстетика. М. : Высшая школа, 2002. 511 с.
  7. Кант И. Критика способности суждения. М. : Искусство, 1994. 367 с.
  8. Каган М. С. Проблемы методологии гуманитарного познания. М. : Юрайт, 2018. 321 с.
  9. Выготский Л. С. Психология искусства. М. : Педагогика, 1987. 344 с.
  10. Ананьев Б. Г. Задачи психологии искусства // Психология художественного творчества / сост. К. В. Сельченок. Минск : Харвест, 1999. С. 452‒464.
  11. Арнхейм Р. Новые очерки психологии искусства. М. : Прометей, 1994. 352 с.
  12. Петрушин В. И. Психология художественного творчества. М. : Юрайт, 2023. 180 с.
  13. Долгих Н. А., Лазарев С. П. Художественное образование как средство развития личности будущих художников-педагогов в процессе обучения основам композиции и цветоведения // Научно-педагогическое обозрение. 2020. Вып. 5 (33). С. 58‒67. https://doi.org/10.23951/2307-6127-2020-5-58-67
  14. Неменский Б. М. Педагогика искусства. Видеть, ведать и творить. М. : Просвещение, 2012. 240 с.
  15. Аль Шаммари А. Б. С. М., Колесник И. И. Изобразительное искусство Ирака XX века (по материалам Государственного музея Востока в Москве) // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. Серия 2: Искусствоведение. Филологические науки. 2018. № 2. С. 3‒10. EDN: YMJUZF
  16. Колбышева С. И. Эстетико-художественное образование как социокультурный феномен // Художественное образование и наука. 2020. № 2 (23). С. 6‒18. EDN: GNZDSH
  17. Рахимбаева И. Э. Художественное образование и пути его развития в эпоху цифровизации // Грани познания. 2022. № 2 (79). С. 30‒33.
  18. Прохоров С. А. Теория и история искусства – важнейшие компоненты художественного образования // Мир науки, культуры, образования. 2012. № 3 (34). С. 241–243. EDN: PCHYDN
  19. Фэнь Я. Теоретические акценты новой научной парадигмы в художественном образовании // Наука и школа. 2020. № 5. С. 211‒218. https://doi.org/10.31862/1819-463X-2020-5-211-218
  20. Жуковский В. И. Теория изобразительного искусства. СПб. : Алетейя, 2011. 496 с.
  21. Гильдебранд A. Проблема формы в изобразительном искусстве и собрание статей / пер. Н. Б. Розенфельда и В. А. Фаворского. М. : Мусагетъ, 1914. 140 с.
  22. Акишина Е. М. Художественное образование и эстетическое воспитание в Российской Федерации: стратегические ориентиры // Учитель музыки. 2020. № 4. С. 4‒8.
  23. Ермолинская Е. А. Современные концепции художественного образования // Евразийский союз ученых. 2015. № 4-5 (13). С. 133‒136. EDN: XDDZVJ
  24. Савенкова Л. Г. Борис Петрович Юсов выдающийся современный ученый: педагог, мыслитель, исследователь // Гуманитарное пространство. Международный альманах. 2012. Т. 1, № 1. C. 11‒23.
  25. Шпикалова Т. Я. Этнохудожественное образование студентов вузов культуры и искусств на основе деятельностной парадигмы // Международный журнал экспериментального образования. 2011. № 6. С. 52‒54. EDN: RAKWPP
  26. Ротмирова Е. А. Изобразительная культура учащихся как устойчивый гуманитарный компонент системы художественного образования // Художественное образование в России на современном этапе: научный поиск, обновление содержания и повышение качества: сборник научных материалов по итогам международного научно-практического кластера «Теория и практика непрерывного художественного образования в современных социокультурных условиях» (ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования», 19–20 июня 2018 г.) / сост. О. В. Гальчук. М. : ИХОиК РАО, 2018. C. 199 – 210.
  27. Кашекова И. Э. Векторы развития непрерывного общего художественного образования в контексте современной культуры // Художественное образование в России на современном этапе: научный поиск, обновление содержания и повышение качества: сборник научных материалов по итогам международного научно-практического кластера «Теория и практика непрерывного художественного образования в современных социокультурных условиях» (ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования», 19–20 июня 2018 г.) / сост. О. В. Гальчук. М. : ИХОиК РАО, 2018. С. 17–27. 
Поступила в редакцию: 
22.03.2023
Принята к публикации: 
15.06.2023
Опубликована: 
29.09.2023
Краткое содержание:
(загрузок: 70)