Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Горина Л. В., Тасеменова М. Современные модели женского образования в России и Казахстане // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2023. Т. 12, вып. 2. С. 185-191. DOI: 10.18500/2304-9790-2023-12-2-185–191, EDN: ABNWBG

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 116)
Полный текст в формате PDF(En):
(загрузок: 37)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
378 .005
EDN: 
ABNWBG

Современные модели женского образования в России и Казахстане

Авторы: 
Горина Любовь Вячеславовна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Тасеменова Мария, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Аннотация: 

Актуальность работы обусловлена необходимостью реализации прав женщин в получении высшего и послевузовского образования и самореализации в профессиональной сфере, а также сохранения доступа женщин к качественному высшему и послевузовскому образованию на основе единого образовательного пространства России и Казахстана. Цель: выявление преимуществ и недостатков моделей женского образования в Казахстане и России. Предпринята попытка частично восполнить историографический пробел на основе сопоставительного анализа моделей образования для женщин в России и Казахстане. Результаты. На основе анализа статистических данных выявлены доли мужчин и женщин, имеющих вузовское и послевузовское образование, в России и Казахстане. Предлагается рассматривать модели женского образования в России и Казахстане как системы, включающие в себя пять основных элементов – вход в систему высшего образования, финансовые возможности для обучения, возможность послевузовского образования, уровень интеграции обучения и производства, спектр возможностей последующего трудоустройства женщин с высшим и послевузовским образованием. Определен ряд препятствий неюридического, неформального характера для получения женщинами высшего образования в Республике Казахстан. Установлено, что около половины занятых казахстанских женщин, имеющих высшее образование, проходили обучение в российских вузах. Рассмотрены возможности трудоустройства, профессиональной самореализации и научной карьеры в отношении женщин, имеющих высшее образование. Основные выводы: главным препятствием для развития модели женского образования в Казахстане являются социальные стереотипы о гендерных ролях, проблемы трудоустройства с карьерный ростом для женщин с высшим образованием, конкуренция российских вузов по качеству высшего образования. Практическая значимость: предлагается концепция сопоставительного анализа моделей образования разных стран. Материалы могут служить основой для формирования стратегии и политики управления в сфере образования женщин.

Список источников: 
  1. Конституция Республики Казахстан. URL: https:// www.akorda.kz/ru/official_documents/constitution (дата обращения: 01.02.2023).
  2. UNESCO. Global education monitoring report. Gender Report. 2019 Building bridges for gender equality. URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000368753 (дата обращения: 01.02.2023).
  3. Countrymeters. Население Казахстана. URL: https:// countrymeters.info/ru/Kazakhstan (дата обращения: 01.02.2023).
  4. Росстат. Образование. Статистика 2022 г. URL: https://rosstat.go v.ru/statistics/education (дата обращения: 01.02.2023). 5. UNESCO. Global Education Monitoring Report 2020. URL: https://gem-report-2020.unesco.org/ (дата обращения: 01.02.2023).
  5. UNESCO. Global Education Monitoring Report 2021. URL: https://en.unesco.org/gem-report/ta xonomy/ term/238 (дата обращения: 01.02.2023).
  6. UNESCO. Gender Transformative Education. https:// www.unicef.org/media/113166/file/Gender%20 Transformative%20Education.pdf (дата обращения: 01.02.2023).
  7. Воденко К. В., Дегтярев А. К. Гендерные стереотипы в сфере высшего образования: академическое лидерство как способ нейтрализации социальных рисков // Женщина в российском обществе. 2021. № 3. С. 72‒85. https://doi.org/10.21064/WinRS.2021.3.6
  8. Жилбаев Ж. О. Кризис образования или «Ищите женщину! ‒ Cherchez la femme!» // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 5. С. 4‒10. EDN: TVPDUV
  9. Калабихина И. Е. Рецессия гендерного развития на постсоветском пространстве // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2009. № 3. С. 125‒141.
  10. Лукинская Л. А., Чупина В. А. Преодоление гендерных противоречий в системе высшего профессионального образования // Образование и наука. 2012. № 1. С. 106‒114. https://doi.org/10.17853/1994-5639- 2012-1-106-114
  11. Bailey L. E. Gender and education // Review of Research in Education. 2016. Vol. 40, iss. 1. P. 68 2‒722. https:// doi.org/10.3102/0091732X16680193
  12. Carrington M., Tymms P., Merrell C. Role models, school improvement and the ʼgender gapʼ ‒ do men bring out the best in boys and women the best in girls? // British Educational Research Journal. 2018. Vol. 34, iss. 3. P. 315‒327. https://doi.org/10.1080/01411920701532202
  13. Cao C., Duan H., NG L. L. The impact of gender inequality in higher education on female employment // Journal of Education, Humanities and Social Sciences. 2023. Vol. 8. P. 2355‒2361. https://doi.org/ 10.54097/ ehss.v8i.4718
  14. Winner J. Gender equality in education and learning // International Humanitarian Bulletin. 2023. Vol. 4. P. 202‒234.
  15. Yang W. Gender perspective on education process quality // Proceedings of the 3rd International Conference on Education, Culture and Social Development (ICECSD). 2019. Guilin ; Guangxi (China), 2019. P. 358‒370. https://doi.org/10.2991/icecsd-19.2019.46
  16. Варавва М. Ю. Оренбургский Николаевский женский институт во второй половине XIX ‒ начале XX в. // Вопросы образования. 2020. Вып. 4. С. 250‒272. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2020- 4-250-272
  17. Косетченкова Е. А. История становления женского профессионального образования в России во второй половине XIX ‒ начале ХХ в. // Известия Алтайского государственного университета. 2018. 2008, № 4-3 (60). С. 129‒136. EDN: KXMQUD
  18. Косетченкова Е. А. Становление системы женского образования в России // Вестник Поморского университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2008. № 3. С. 17‒26. EDN: JTYBNX
  19. Лубков А. В., Литвинова И. В., Гончаров М. А. К методологии изучения истории московских высших женских курсов // Наука и Школа. 2022. № 3. С. 57‒70. https://doi.org/10.31862/1819-463X-2022-3-57-70
  20. Матросов В. Л. Классическое и педагогическое университетское образование: истоки и традиции взаимодействия // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. 2009. № 2. С. 52‒55. https://doi.org/10.51314/2073-2635- 2009-2-52-55
  21. Шевченко Л. Я., Назарова С. В. Эволюция системы образования Республики Казахстан в условиях глобализации // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2012. № 1. С. 41‒48. EDN: OYFZLF
  22. Садырова М. С. Ценностные предпочтения и стратегии адаптации выпускников вузов России и Казахстана к современному рынку труда // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 9. С. 2‒7. https://doi.org/10.24158/spp.2022.9
  23. Симонова А. А., Швецова А. В. Международные женские проекты как фактор формирования гендерной культуры университета // Вестник Казахского национального женского педагогического университета. 2019. № 2. С. 157‒162.
  24. Тогайбаева Л. И., Вечкинзова Е. А., Байкенова Д. Х. Современные тенденции гендерного равенства занятости и бедности в Казахстане // Экономика труда. 2020. Т. 7, № 12. С. 1202‒1216.
Поступила в редакцию: 
03.02.2023
Принята к публикации: 
15.03.2023
Опубликована: 
30.06.2023
Краткое содержание:
(загрузок: 27)