Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Рягузова Е. В. Содержательная трансформация репрезентации «значимый Другой» в транзитивном обществе // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2020. Т. 9, вып. 3. С. 241-248. DOI: 10.18500/2304-9790-2020-9-3-241-248

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 152)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
316.6:159.9

Содержательная трансформация репрезентации «значимый Другой» в транзитивном обществе

Авторы: 
Рягузова Елена Владимировна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Аннотация: 

Целью исследования, представленного в статье, является теоретическая рефлексия содержательной трансформации репрезентации «значимый Другой» в транзитивном обществе. Описаны основные атрибуты переходного общества (нестабильность, неопределенность, проектность, разнонаправленность, многовариантность, инновационность и др.), обозначающие институциональные и ценностные перемены, их необратимость, а также единство сохранения и отрицания правил, норм и ценностей, старого и нового миропонимания и миропорядка, их конфликтность и альтернативность. Анализируются особенности социализации личности в транзитивном обществе, выделяются сходство и различия в содержании, механизмах и детерминантах социализации. Акцентируется внимание на качественных изменениях в репрезентациях значимого Другого, представляющих собой результат взаимодействия личности с Другими, основанный не столько на перцептивных процессах, сколько на проживании и переживании ею определенного опыта и конструировании экзистенциальных смыслов. Обосновывается увеличение количества репрезентаций «значимый Другой» в современном обществе, обусловленное расширением коммуникативного пространства за счет тотальных глобализационных процессов, развития и распространения различных информационных технологий. Утверждается, что смысловое содержание репрезентации «значимый Другой», с одной стороны, расширяется, включая в себя больший круг представлений о значимых фигурах (знакомых и незнакомых в повседневной жизни, символических и виртуальных), разнообразие оценок и формируемого отношения к миру, Другим и себе, а с другой – редуцируется и схематизируется, распадаясь на отдельные слагаемые значимости (референтность, аттракция, власть), а иногда и обезличивается, теряя дескриптивные и оценочные атрибуты индивидуальности и уникальности. Прикладной аспект исследуемой проблемы заключается в возможности использования полученных теоретических обобщений в практике социально-психологического сопровождения личности в процессе ее социализации (в том числе цифровой) в современном транзитивном обществе.

Список источников: 

1.   Our Common Future // Report of the World Commission on Environment and Development. Oxford, USA : Oxford University Press, 1987. 420 p.

2.   Norgaard R. B. Sustainable development: a coevolutionary view // Futures. 1988. Vol. 20, iss. 6. P. 606–620.

3.   Ермаков Д. С. Очерк психологии устойчивого развития // Экопсихологические исследования-5 : сб. науч. ст. участников 8-й Российской конференции по экологической психологии / ред.-сост. С. Ю. Жданова, М. О. Мдивани, В. И. Панов. Пермь : Пермский государственный национальный исследовательский университет, Изд-во «ОТ и ДО», 2018. С. 22–27.

4.   Ермаков Д. С. Экологическая психология в контексте устойчивого развития // Вестн. РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2012. № 2. С. 10–15.

5.   Transforming our world : the 2030 Agenda for sustainable development : resolution adopted by the General Assembly on 25 September 2015, A/RES/70. URL: http://www.un.org/ga/search/view_doc.asp?symbol=A/ RES/70/1&Lang=E (дата обращения: 30.04.20).

6.   Моисеев Н. Н. Собр. соч. : в 3 т. М. : Изд-во МНЭПУ, 1997. Т. 3 : Время определять национальные цели. 256 с.

7.   Устойчивое развитие : новые вызовы / под общ. ред. В. И. Данилова-Данильяна, Н. А. Пискуловой. М. : Аспект Пресс, 2015. 336 c.

8.   Снакин В. В. Путь к устойчивому развитию : мифы и реальность // Век глобализации. 2016. № 1–2. С. 80–86.

9.   McGregor S. L. T. Alternative communications about sustainability education // Sustainability. 2013. Vol. 5, iss. 8. P. 3562–3580. DOI: https://doi.org/10.3390/su5083562

10.  Selby D. ‘Go, go, go, said the Bird’ : Sustainability-related education in interesting times // Education and Climate Change / eds. F. Kawaga, D. Selby. N.Y. : Routledge, 2010. P. 35–54. DOI: https://doi.org/10.4324/9780203866399-9

11. Wals A. Message in a bottle: learning our way out of unsustainability. Wageningen : Wageningen University, 2010. 42 p.

12. Jickling B., Wals A. Debating education for sustainable development 20 Years after Rio : a conversation between Bob Jickling and Arjen Wals // Journal of Education for Sustainable Development. 2012. Vol. 6, № 1. P. 49–57. DOI: https://doi.org/10.1177/097340821100600111

13. Giddings B., Hopwood B., O’Brien G. Environment, economy and society : fi tting them into sustainable development // Sustainable Development. 2002. Vol. 10, № 4. P. 187–196. DOI: https://doi.org/10.1002/sd.199

14. Huckle J. Education for sustainable development. A briefi ng paper for the training and development agency for schools [Электронный ресурс]. URL: http://john.huckle.org.uk/(дата обращения: 30.04.20).

15. Ireland L. Educating for the 21st century : advancing an ecologically sustainable society : PhD Thesis. Stirling : University of Stirling, 2007. 539 p.

16. Болсуновская Л. М. Критический дискурс-анализ метадискурса «устойчивое развитие» // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия Гуманитарные науки. 2016. № 21 (242), вып. 31. С. 42–49.

17. Buckley J. Re-storing the Earth : a phenomenological study of living sustainably // Phenomenology & Practice. 2013. Vol. 7, № 2. P. 19–40. DOI: https://doi.org/10.29173/pandpr21166

18. Di Fabio A. The psychology of sustainability and sustainable development for well-being in organizations // Frontiers in Psychology. 2017. Vol. 8. Article 1534. P. 1–7. DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2017.01534

19.  Riggs L. W., Hellyer-Riggs S. Eco-psychological and phenomenological approach to sustainability // European Journal of Sustainable Development. 2019. Vol. 8, № 5. P. 262–269. DOI: https://doi.org/10.14207/ejsd.2019.v8n5p262

20.  Genov N. Challenges of individualization. L. : Palgrave Macmillan, 2018. 142 p. DOI: https://doi.org/10.1057/978-1-349-95828-3

21.  Панов В. И. Экологическая психология в контексте экологического кризиса и концепции устойчивого развития // Экопсихологические исследования-3 / под ред. В. И. Панова. М. : Психологический институт РАО ; СПб. : Нестор-История, 2013. С. 8–23.

22.  Wuelser G., Pohl C. How researchers frame scientific contributions to sustainable development : a typology based on grounded theory // Sustainability Science. 2016. Vol. 11, iss. 5. P. 789–800. DOI: https://doi.org/10.1007/s11625-0160363-7

 

Опубликована: 
30.09.2020