Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Саенко А. Ю. Социально-психологические детерминанты отношения личности к беспилотному транспорту // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2023. Т. 12, вып. 4. С. 315-323. DOI: 10.18500/2304-9790-2023-12-4-315-323, EDN: MNGWUK

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 34)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
159.99
EDN: 
MNGWUK

Социально-психологические детерминанты отношения личности к беспилотному транспорту

Авторы: 
Саенко Алексей Юрьевич, Российский государственный социальный университет
Аннотация: 

Актуальность исследования обусловлена тем, что технология беспилотного транспорта все более активно тестируется и постепенно внедряется в нашу жизнь, суля различные преимущества. Между тем отмечается, что беспилотный автомобиль вызывает недоверие в отличие от транспортного средства под управлением водителя. Цель: провести теоретический анализ отечественной и иностранной литературы, в области изучения отношения к инновационным технологиям и выявить социально-психологические детерминанты отношения личности к беспилотному транспорту. Методы исследования: теоретический анализ отечественной и иностранной литературы по проблеме изучения отношения к инновационным технологиям, технологиям искусственного интеллекта, а также беспилотному автомобильному транспорту. Результаты. Рассмотрен процесс становления концепции диффузии инноваций. Изучены современные модели принятия технологий. Выделен ряд социально-психологических детерминант отношения личности к беспилотному автомобилю. Основные выводы. Проведенное теоретическое исследование, позволило заключить, что отношение личности к технологиям беспилотного транспорта является многофакторным феноменом, который формируется под воздействием различных психосоциальных факторов. Делается вывод о необходимости структурирования процесса внедрения технологии беспилотного автомобиля с позиции социально-психологического отношения личности к такой технологии.

Список источников: 
  1. Об утверждении Концепции развития регулирования отношений в сфере технологий искусственного интеллекта и робототехники до 2024 года: распоряжение Правительства РФ от 19.08.2020 № 2129-р // Консультант Плюс. 2023. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_360681/ (дата обращения: 11.05.2023).
  2. Пишняк А., Халина Н. Восприятие новых технологий населением как показатель открытости к инновациям // Форсайт. 2021. Т. 15, № 1. С. 39–54. https://doi.org/10.17323/2500-2597.2021.1.39.54
  3. Малышев К. Жители Сан-Франциско начали борьбу с роботакси ‒ их обездвиживают с помощью конусов. URL: https://auto.ru/mag/article/vsanfrancisko-opolchilis-na-robotaksi-i-prid... (дата обращения: 08.07.2023).
  4. Buckley L., Kaye S.-A., Pradhan A. K. A qualitative examination of drivers’ responses to partially automated vehicles // Transportation Research Part F: Traffi c Psychology and Behaviour. 2018. Vol. 56. P. 167–175. https://doi.org/10.1016/j.trf.2018.04.012
  5. Нестик Т. А., Журавлев А. Л. Психология глобальных рисков. М. : Институт психологии РАН, 2018. 402 с. EDN: YNOGIH
  6. Сунгуров А. Ю. Нововведение и среда: на пути к политическим инновациям : учеб. пособие. СПб. : Отдел оперативной полиграфии НИУ ВШЭ – СанктПетербург, 2012. 186 с.
  7. Алексеева Е. В. Глава 12. Фактор диффузии инноваций // Теория и методология истории : учебник для вузов / отв. ред. В. В. Алексеев, Н. Н. Крадин, А. В. Коротаев, Л. Е. Гринин. Волгоград : Учитель, 2014. С. 234–249. EDN: SLVEFP
  8. Фирсова Н. Ю. Предвестник исследований диффузии инноваций Габриэль Тард: «Общество ‒ это подражание» // Социология власти. 2012. № 6-7. С. 298‒313. EDN: RNIFJR
  9. Шумпетер Й. А. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия. М. : Эксмо, 2008. 864 с.
  10. Hägerstrand T. Innovation Diffusion as a Spatial Process. Chicago : University of Chicago Press, 1967. 334 р.
  11. Rogers E. M. Diffusion of Innovations. 3rd ed. New York : Free Press a Division of Macmillan Publishing Co., Inc., 1983. 453 р.
  12. Fishbein M., Ajzen I. Belief, Attitude, Intention and Behavior: An Introduction to Theory and Research. London ; Amsterdam : Addison-Wesley Publishing Company, 1975. 578 р.
  13. Ajzen I. The theory of planned behavior // Organizational Behavior and Human Decision Processes. 1991. Vol. 50, iss. 2. Р. 179–211. https://doi.org/10.1016/0749-5978(91)90020-T
  14. Sohn K., Kwon O. Technology acceptance theories and factors influencing artificial intelligence-based intelligent products // Telematics and Informatics. 2019. Vol. 47. Article number 101324. https://doi.org/10.1016/j.tele.2019.101324
  15. Davis F. D., Bagozzi R. P., Warshaw P. R. User acceptance of computer technology: A comparison of two theoretical models // Management Science. 1989. Vol. 35, iss. 8. P. 982–1003. https://doi.org/10.1287/mnsc.35.8.982 
  16. Venkatesh V., Morris M. G., Davis G. B., Davis F. D. User acceptance of information technology: Toward a unifi ed view // MIS Quarterly. 2003. Vol. 27, iss. 3. P. 425–478. https://doi.org/10.2307/30036540
  17. Акимова А. Ю. Доверие и недоверие человека технике: Социально-психологический подход. М. : Институт психологии РАН, 2020. 287 с. EDN: KCUUCG 1
  18. Обознов А. А., Акимова А. Ю. Условия проявления доверия и недоверия человека технике // Человеческий фактор в сложных технических системах и средах: труды Второй международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 06–09 июля 2016 г. СПб. : Межрегиональная эргономическая ассоциация, 2016. С. 434–439. EDN: WLMXLF
  19. Ou C. X., Sia C. L. Consumer trust and distrust: An issue of website design // International Journal of HumanComputer Studies. 2010. Vol. 68, iss. 12. P. 913–934. https://doi.org/10.1016/j.ijhcs.2010.08.003
  20. Нестик Т. А. Социально-психологические предикторы отношения личности к новым технологиям // Информационное общество: образование, наука, культура и технологии будущего. 2018. Вып. 2. С. 309–319. EDN: YZEVOH
  21. Кондаурова К. И., Овчарук Е. Р. Технооптимизм и технопессимизм в эпоху цифровых технологий. М. : Научная библиотека, 2019. С. 333–334. EDN: MRADOZ
  22. Li Y., Yu M., Li S. Technology or content: Which factor is more important in people’s evaluation of artifi cial intelligence news? // Telematics and Informatics Reports. 2022. Vol. 8, iss.1. Article number 100031. https://doi.org/10.1016/j.teler.2022.100031
  23. Солдатова Г. У., Нестик Т. А., Рассказова Е. И., Дорохов Е. А. Психодиагностика технофобии и технофилии: разработка и апробация опросника отношения к технологиям для подростков и родителей // Социальная психология и общество. 2021. Т. 12, № 4. C. 170–188. https://doi.org/10.17759/sps.2021120410
  24. Martínez-Córcoles M., Teichmann M., Murdvee M. Assessing technophobia and technophilia: Development and validation of a questionnaire // Technology in Society. 2017. Vol. 51, iss. 3. P. 183–188. https://doi.org/10.1016/j.techsoc.2017.09.007
  25. Шевченко В. Н. Инновационная личность как социальный тип // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. 2010. Вып. 11, № 2 (73). С. 37–51. EDN: MVMDHT
  26. Пантелеева В. В. Мотивационные механизмы, опосредствующие гармоничную самореализацию личности в профессиональной деятельности // Концепт: научно-методический электронный журнал. 2019. № 4. С. 93–101. URL: http://e-koncept.ru/2019/192013. htm, https://doi:10.24411/2304-120X-2019-12013
  27. Краснорядцева О. М., Баланев Д. Ю., Щеглова Э. А. Диагностические возможности опросника «Психологическая готовность к инновационной деятельности» // СПЖ. 2011. № 40. С. 164–175. EDN: OFFWAD 
  28. Venkatesh V., Thong J. Y. L., Xu X. Consumer acceptance and use of information technology: Extending the unifi ed theory of acceptance and use of technology // MIS Quarterly. 2012. Vol. 36, iss. 1. P. 157–178. https://doi.org/10.2307/41410412
  29. Cabrera-Sanchez J. P., Villarejo-Ramos A. F., LiebanaCabanillas F., Shaikh A. A. Identifying relevant segments of AI applications adopters – expanding the UTAUT2’s variables // Telematics and Informatics. 2021. Vol. 58, iss. 2. Article number 101529. https://doi.org/10.1016/j.tele.2020.101529
  30. Schuitema G., Anable J., Skippon S., Kinnear N. The role of instrumental, hedonic and symbolic attributes in the intention to adopt electric vehicles // Transportation Research Part A: Policy and Practice. 2013. Vol. 48. P. 39–49. https://doi.org/10.1016/j.tra.2012.10.004
  31. Fleischmann C., Cardon P., Aritz J. Smart collaboration in global virtual teams: The infl uence of culture on technology acceptance and communication effectiveness // Proceedings of the 53rd Hawaii International Conference on System Sciences. 2020. P. 363–372. https://doi.org/10.24251/HICSS.2020.045
  32. Мальцева О. Е. Ценностные основания учебной мотивации личности на разных этапах непрерывного образования // Теория и методика профессионального образования. 2017. Вып. 4, ч. 1. С. 232–238. EDN: ZIYADB
  33. Vu H. T., Lim J. Effects of country and individual factors on public acceptance of artifi cial intelligence and robotics technologies: A multilevel SEM analysis of 28-country survey data // Behaviour & Information Technology. 2021. Vol. 41, iss. 7. P. 1515–1528. https://doi.org/10.1080/0144929X.2021.1884288
  34. Atwal G., Bryson D., Williams A. An exploratory study of the adoption of artifi cial intelligence in Burgundy’s wine industry // Strategic Change-Brief. Entrepreneurial Finance. 2021. Vol. 30, iss. 3. P. 299–306. https://doi.org/10.1002/jsc.2413
  35. Tran K., Nguyen T., Kimura T. Preliminary research on the social attitudes toward AI’s involvement in Christian education in Vietnam: Promoting AI technology for religious education // Religions. 2021. Vol. 12, iss. 3. Article number 208. https://doi.org/10.3390/rel12030208
  36. Журавлев А. Л., Нестик Т. А. Психологические факторынегативного отношения россиян к новым технологиям // Психологические исследования глобальных процессов: предпосылки, тенденции, перспективы / ред. А. Л. Журавлев, Д. А. Китова. М. : Институт психологии РАН, 2018. С. 36–48. EDN: ZWWRYJ
  37. Shariff A., Bonnefon J.-F., Rahwan I. Psychological roadblocks to the adoption of self-driving vehicles // Nature Human Behaviour. 2017. Vol. 1. P. 694–696. https://doi.org/10.1038/s41562-017-0202-6
  38. Upadhyay N., Upadhyay S., Dwivedi Y. K. Theorizing artifi cial intelligence acceptance and digital entrepreneurship model // International Journal of Entrepreneurial Behavior & Research. 2021. Vol. 28, iss. 5. P. 1138–1166. https://doi.org/10.1108/IJEBR-01-2021-0052
  39. Сычев А. С., Почебут Л. Г. Отношение к новым технологиям людей с технической и гуманитарной специальностью // Психология XXI века: психология как наука, искусство и призвание: в 2 т. / под ред. А. В. Шаболтас, С. Д. Гуриевой. СПб. : Издательство ВВМ, 2018. Т. 2. С. 95–102. EDN: YRHDUL
  40. Karami H., Karami A., Mehdizadeh M. The role of psychological factors on the choice of different driving controls: On manual, partial, and highly automated controls // Transportation Research Part F: Traffic Psychology and Behaviour. 2022. Vol. 86. P. 316–332. https://doi.org/10.1016/j.trf.2022.03.005
  41. Hudson J., Orviska M., Hunady J. People’s attitudes to autonomous vehicles // Transportation Research Part A: Policy and Practice. 2019. Vol. 121. P. 164–176. https://doi.org/10.1016/j.tra.2018.08.018 
Поступила в редакцию: 
09.07.2023
Принята к публикации: 
15.09.2023
Опубликована: 
25.12.2023
Краткое содержание:
(загрузок: 28)