Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Леонова Е. Е. Социально-педагогические проблемы возврата детей из замещающих семей // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2017. Т. 6, вып. 3. С. 283-286. DOI: 10.18500/2304-9790-2017-6-3-283-286

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 123)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья

Социально-педагогические проблемы возврата детей из замещающих семей

Авторы: 
Леонова Елена Евгеньевна, Новосибирский государственный педагогический университет
Аннотация: 

В настоящее время число возвратов детей из приемных семей в государственные учреждения достигает 10%. В связи с этим одной из острейших проблем современной социально-педагогической науки и практики становится изучение феномена возврата детей из замещающих семей с педагогической и акмеологической точек зрения. Целью статьи является определение проблем, возникающих у возвращенных детей. Методами исследования являются теоретический анализ явления «возврата» и опрос специалистов государственных учреждений, принимающих детей после возврата. Уточнен термин «возврат», проведена дифференциация между возвращенными и возвращающимися детьми, выявлены причины отказов и показаны стадии развития возврата. Эмпирические данные получены на основе анализа возвратов в 13 государственных учреждениях из 5 регионов Российской Федерации, что позволяет говорить о репрезентативности исследования. Представлены результаты социально-педагогического опроса об образе ребенка, возращенного из замещающей семьи. Показано, что возвраты чаще осуществляются из приемных семей, точками возврата являются либо первые месяцы, либо при достижении ребенком подросткового возраста; гендерных различий возвратов не обнаружено. Данные результаты исследования могут быть положены в основу разработки программ по предотвращению возвратов и сопровождению замещающих семей в процессе возникновения риска возврата. 

Список источников: 

1. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд. доп. М., 1999. 944 с.

2. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 2009. 573 c.

3. Ефремова Т. Ф., Костомаров В. Г. Словарь грамматических трудностей русского языка. 5-е изд., стереотип. М., 2000. 347 c.

4. Ушаков Д. Н. Толковый словарь русского языка. М., 2013. 800 с.

5. Котли П. Новые приемные родители : первый опыт / пер. с англ. Н.И. Ивановой. Новосибирск, 2000. 200 с.

6. Буняк М. А. Чудо возможно // Укрепляя семейные связи. Из опыта регионов. М., 2015. С. 87–88.

7. Леонова Е. Е. Психологические особенности подростков, переживших вторичное сиротство // Педагогика в пространстве науки и практики : сб. ст. по итогам открытых педагогических чтений (Новосибирск, 8–10 апреля 2015 г.). Вып. 7 / под ред. З. И. Лаврентьевой, Т. А. Ромм. Новосибирск, 2015. 252 с.

8. Лаврентьева З. И. Риски воспитания детей в приемной семье // Педагогика в пространстве науки и практики : сб. студ. работ по итогам открытых педагогических чтений. Вып. 4 : в 2 ч. / под. ред. Е. В. Богдановой, З. И. Лаврентьевой. Новосибирск, 2012. Ч. 1. С. 83–90.

Опубликована: 
28.08.2017