Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Дейч Б. А. Разновозрастное взаимодействие как педагогическое условие организации дополнительного образования (внешкольной работы с детьми) в России в конце ХIХ – начале ХХ века // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2017. Т. 6, вып. 3. С. 273-277. DOI: 10.18500/2304-9790-2017-6-3-273-277

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 71)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья

Разновозрастное взаимодействие как педагогическое условие организации дополнительного образования (внешкольной работы с детьми) в России в конце ХIХ – начале ХХ века

Авторы: 
Дейч Борис Аркадьевич, Новосибирский государственный педагогический университет
Аннотация: 

Представлены данные теоретического анализа первого опыта использования разновоз- растного взаимодействия во внешкольной работе с детьми в начале ХХ в. Проблема раз- новозрастного взаимодействия нашла широкое освещение в психолого-педагогических исследованиях с начала прошлого столетия и остается актуальной и сегодня, в то же вре- мя можно говорить о возросшем интересе ученых к истории и современному состоянию системы дополнительного образования детей. Существенной особенностью исследова- ния является изучение развития внешкольной работы с детьми в нашей стране, которое осуществляется в контексте развития теории и практики использования разновозрастного взаимодействия – одного из условий формирования сознания и самосознания личности, средства вхождения в общество (социализации). На протяжении всего периода зарожде- ния системы дополнительного образования в России активно апробировались и исполь- зовались различные формы разновозрастного взаимодействия детей. Показано, что, с одной стороны, внешкольная работа с детьми, осуществляемая в специально создавае- мых детских объединениях вне рамок общеобразовательных учреждений, имела для этого объективные условия; с другой стороны, педагоги внешкольного образования постепенно открывали для себя воспитательный потенциал такого взаимодействия.

Список источников: 

1. Толстой Л. Н. Пед. соч. М., 1989. 544 с.

2. Вентцель К. Н. Новые пути воспитания и образования детей. М., 1923. 152 с.

3. Шацкий С. Т. Дети – работники будущего. М., 1922. 76 с.

4. Медынский Е. Н. Методы внешкольной просве- тительской работы. 3-е изд. Екатеринбург, 1919. 136 с.

5. Обухов А. М. Клубы для учащихся и вообще молодежи. М., 1909. 74 с.

6. Шацкий С. Т. Что такое клуб? // Шацкий С. Т. Собр. соч. : в 2 т. М., 1980. Т. 1. С. 256–267.

7. Иорданский Н. Н. Кружковая и клубная работа в школе // Клубная и кружковая работа в школе : хрестоматийный сб. М. ; Л., 1926. C. 4–19.

8. Макаренко А. С. Методика организации воспитатель- ного процесса // Макаренко А. С. Пед. соч. : в 8 т. М., 1983. Т. 1. С. 216–300.

Опубликована: 
28.08.2017