Для цитирования:
Быкова Е. А. Психологические механизмы формирования готовности обучающихся к инновационной деятельности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2017. Т. 6, вып. 4. С. 294-299. DOI: 10.18500/2304-9790-2017-6-4-294-299
Психологические механизмы формирования готовности обучающихся к инновационной деятельности
Изложены результаты теоретико-методологического анализа проблемы психологических механизмов формирования готовности обучающихся к инновационной деятельности. Ин- новационная деятельность является неотъемлемой частью любой организации и пред- приятия и обеспечивает конкурентоспособность и выживание человека в современном изменчивом мире. Показано, что готовность к инновационной деятельности выступает важным условием её эффективного выполнения, применения имеющихся знаний, реали- зации личных качеств, сохранения самоконтроля и способности своевременно реагиро- вать на требования ситуации. Установлено, что проблема инновационной деятельности в образовании на сегодняшний день остаётся одной из самых актуальных, однако форми- рование готовности к инновационной деятельности обучающихся недостаточно изучено. Целью представленного в статье исследования является определение психологических механизмов – саморегуляции, рефлексии, идентификации как ключевых при формирова- нии готовности обучающихся к инновационной деятельности. Саморегуляция позволяет осуществлять контроль и осознание выполняемой деятельности, рефлексия является не- обходимым условием её планомерного анализа и корректировки действий. Идентифика- ция обеспечивает отождествление себя с наставником, педагогом, имеющим опыт ин- новационной деятельности и владеющего необходимыми навыками. Предполагается, что прикладной аспект проблемы может быть использован при организации условий системы психолого-педагогического сопровождения процесса формирования готовности обучаю- щихся к инновационной деятельности.
1. Барболин М. П. Методологическая концепция инновационного развития образовательных систем // Философия образования. 2011. № 1 (34). С. 85–94.
2. Баулина Н. А. Формирование инновационного мышления школьников – задача современной школы // Педагогика. 2011. № 9. С. 116–121.
3. Репина Е. Я., Гаффорова Е. Б. К вопросу об определении понятия «инновация» // Инновации в образовании. 2014. № 2. С. 25–33.
4. Кларин М. В. Инновации в обучении : метафоры и модели : анализ зарубежного опыта. Рига, 1995. 176 с.
5. Зеер Э. Ф. Институциональное обеспечение образовательных инноваций // Инновационные проекты и программы в образовании. 2012. № 3. С. 17–24.
6. Зеер Э. Ф. Саморегулируемое учение как психологодидактическая технология формирования компетенции у обучаемых // Психологическая наука и образование. 2004. № 3. С. 5–11.
7. Конопкин О. А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно-функциональный аспект) // Вопр. психологии. 1995. № 1. С. 5–12.
8. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М., 1980. 480 с.
9. Хараман О. Ф. Формирование в педагогическом колледже готовности к инновационной деятельности будущих воспитателей дошкольных учреждений : дис. … канд. пед. наук. Краснодар, 2001. 206 c.
10. Сластенин В. А., Подымова Л. С. Педагогика : инновационная деятельность. М., 1997. 224 с.
11. Чернова Л. Т. Формирование профессионально-личностной готовности учителя к инновационной деятель- ности в системе повышения квалификации : дис. … канд. пед. наук. Казань, 1997. 159 c.
12. Попова И. Эффективное управление инновационными процессами // Воспитательная работа в школе. 2014. № 5. С. 69–77.