Для цитирования:
Бригадиренко Н. В. Процесс акмеологизации субъектов образования в интегративной креативной среде // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2013. Т. 2, вып. 4. С. 373-380. DOI: 10.18500/2304-9790-2013-2-4-373-380
Процесс акмеологизации субъектов образования в интегративной креативной среде
Представлен теоретический анализ процесса акмеологизации субъектов образования в интегрированной креативной среде Музыкально-эстетического лицея им. А. Г. Шнитке (г. Энгельс). Рассмотрены проблемы построения нелинейной модели интегративной креативной среды в инновационном образовательном учреждении. Показана перспективность изучения темы в связи с внедрением в образовательную практику Федерального Закона «Об образовании в РФ». Отмечено, что критериями оценки акмеологизации у педагогов является педагогическое мастерство, а у обучающихся – уровень личностной зрелости как интегративный фактор, позволяющий оценить успешность процессов психогенеза, социогенеза и культурогенеза. Применение психодиагностического инструментария позволяет оценить эффективность процесса акмеологизации в интегрированной креативной среде у одаренных школьников лицея. Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован в инновационных образовательных учреждениях, реализующих интегративные планы обучения.
1. Кузьмина Н. В. Профессионализм личности препо давателя и мастера производственного обучения. М., 1990. 84 с.
2. Максимова В. Н. Акмеологический подход в педагогике. СПб., 2007. 195 с.
3. Джига Н. Д. Преподаватель как субъект и объект педагогической деятельности : учеб.-метод. пособие. Минск, 2008. 308 с.
4. Румянцева З. В. Акмеология музыкально-педагогического образования. Кострома, 2011. 258 с.
5. Мануйлов Ю. С. Средовой подход в воспитании. 2-е изд., перераб. М. ; Н. Новгород, 2002. 157 с.
6. Селиванова Н. Л. Развитие личности школьника в воспитательном пространстве : проблемы управления. М., 2001. 84 с.
7. Гаврилин А. В. Развитие отечественных гуманистических воспитательных систем. Владимир, 1998. 208 с.
8. Степанов Е. Н., Лузина Л. М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. М., 2002. С. 5–18.
9. Маркова А. К. Психология труда учителя. М., 1993. 192 с.
10.Реан А. А. Акмеология личности // Психол. журн. 2000. Т. 21, № 3. С. 88–95.
11.Субетто А. И. Онтология и феноменология педагогического мастерства. Тольятти, 1999. 208 с.
12.Молодиченко Т. А. О типологии акме-личностей. Акмеология в образовательных процессах / отв. ред. А. А. Понукалин. Саратов, 2000. С. 45–49.
13.Андриенко Е. В. Феномен профессиональной зрелости учителя // Педагогика. 2002. № 6. С. 67–71.
14.Вербина Г. Г. Акмеологическое здоровье и акмеологическая зрелость специалиста // Альманах современной науки и образования. № 7. Тамбов, 2010. С. 105–106.
15.Деркач А. А., Зазыкин В. Г. Акмеология. СПб., 2003. 256 с.
16.Психология и педагогика : учеб. пособие / под ред. К. А. Абульхановой, Н. В. Васиной, Л. Г. Лаптева, В. А. Сластенина. М., 1998. 320 с.
17.Молодиченко Т. А. Акмеологическая ориентация вузов ского образования (социологический аспект) . Саратов, 2005. 280 с.
18.Лысенко Е. М. Акмеологический подход к формиро ванию культуры жизни в образовании // Акмеология 2012. Методические и методологические проблемы. Вып. 18 / под ред. Н. В. Кузьминой, Е. Н. Жариновой. СПб., 2012. 152 с.
19.Культура жизни одаренных детей : созидание и самосозидание / под ред. Е. М. Лысенко. Саратов, 2012. 214 с.