Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Знаков В. В. Понимание субъектом трех реальностей человеческого бытия // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2014. Т. 3, вып. 4. С. 311-315. DOI: 10.18500/2304-9790-2014-3-4-311-315

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 65)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
159

Понимание субъектом трех реальностей человеческого бытия

Авторы: 
Знаков Виктор Владимирович, Институт психологии РАН
Аннотация: 

Анализируются три реальности, в которых живет человек, – эмпирическая, социокультурная  и  экзистенциальная.  Показано,  что  человек  одновременно  существует  в  разных  реальностях и понимает их на неодинаковых психологических основаниях. Психологическим основанием понимания суждений о фактах эмпирической реальности оказывается одинаковое для всех людей значение, а не индивидуальный личностный смысл. В этом случае понимание  основано  на  общеизвестном  достоверном  знании,  которое  М. Фуко  называл «познавательным»,  не  преобразующим  мир  понимающего  субъекта.  В  социокультурной реальности понимание фактов основано на мнениях субъектов общения и порождаемых ими смыслах событий и ситуаций. Обосновывается, что любое понимание многовариантно и потенциально содержит в себе несколько возможных интерпретаций одних и тех же событий и ситуаций. Интерпретации рассмотрены как конкретные способы понимания: чем их  больше,  тем  выше  степень  полноты  понимания.  Основаниями  понимания  событий  и ситуаций в экзистенциальной реальности являются переживание и опыт. Основания понимания – переживание и опыт – интегрируются, теоретически объединяются во введенном и проанализированном М. Фуко понятии и, соответственно, феномене «духовного знания». Результатом понимания событий и ситуаций оказывается не пониманиезнание, а пониманиепостижение. 

Список источников: 

1. Знаков В. В. Теоретические основания психологии человеческого бытия // Психол. журн. 2013. Т. 34, №  2. С. 29–38.

2. Рубинштейн С. Л. Человек и мир. М., 1997. 191 с.

3. Клочко В. Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности (введение в трансcпективный анализ). Томск, 2005. 174 с.

4. Петренко В. Ф. Многомерное сознание: психосемантическая парадигма. М., 2010. 440 с.

5. Субботский Е. В. Строящееся сознание. М., 2007. 423 с.

6. Chiari G., Nuzzo M. L. Psychological constructivisms : A metatheoretical differentiation // Journ. of Constructivist Psychol. 1996. Vol. 9, iss. 3. P. 163–184.

7. Raskin J. D. Defending constructivist ethics after September 11. The Humanistic Psychologist. 2002. Vol. 30, № 3. P. 282–291.

8. Феррарис М. Что такое новый реализм? // Вопр. философии. 2014. № 8. С. 145–159.

9. Менский М. Б., Сознание и квантовая механика: жизнь в параллельных мирах (Чудеса сознания – из квантовой механики). Фрязино, 2011. 320 с.

10. Петренко В. Ф., Супрун А. П. Человек в предметном и ментальном мире. Существует ли «объективная действительность»? Неоконченный спор Бора с Эйнштейном // Изв. Иркутск. гос. ун-та. Сер. Психология. 2013. Т. 2, № 2. С. 62–82.

11.Фуко М. Герменевтика субъекта: курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1981–1982 учебном году. СПб., 2007. 677 с.

12. Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991. 525 с.

Опубликована: 
17.12.2014
Краткое содержание:
(загрузок: 34)