Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Василенко В. Е., Сергуничева Н. А. Параметры семейного взаимодействия у дошкольников с разным уровнем интерперсональной эмоциональной компетентности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2020. Т. 9, вып. 1. С. 58-68. DOI: 10.18500/2304-9790-2020-9-1-58-68

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 123)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
159.922

Параметры семейного взаимодействия у дошкольников с разным уровнем интерперсональной эмоциональной компетентности

Авторы: 
Василенко Виктория Евгеньевна, Санкт-Петербургский государственный университет
Сергуничева Надежда Александровна, Центр социальной реабилитации и речевого развития «Иначе»
Аннотация: 

Цель исследования, представленного в статье, – сравнительный анализ семейного взаимодействия в семьях старших дошкольников с разным уровнем интерперсональной эмоциональной компетентности, включающей идентификацию эмоций, эмпатию и экспрессию. Предположительно в семьях дошкольников с высокой интерперсональной эмоциональной компетентностью матери обладают большей зрелостью стилевых характеристик воспитания, наблюдается более благополучная картина эмоционального взаимодействия матерей с детьми, оптимальны параметры семейной адаптации и сплоченности. В то же время в формировании интерперсональной эмоциональной компетентности возможны компенсаторные механизмы. Выборка: 160 человек – 80 дошкольников 5–6 лет (38 мальчиков и 42 девочки) и 80 их матерей (Санкт-Петербург). С помощью психодиагностических методик выявлено, что 58% дошкольников демонстрируют средний уровень интерперсональной эмоциональной компетентности, 29% высокий и 14% – низкий. Сравнительный анализ параметров семейного взаимодействия в группах детей с разным уровнем интерперсональной эмоциональной компетентности обнаружил значимые различия, демонстрирующие изменения от низкого уровня к среднему и от среднего к высокому. В семьях дошкольников с высокой сформированностью эмоциональной компетентности, по сравнению с низкой и средней, матери отличаются большей зрелостью стилевых характеристик воспитания и меньшей выраженностью психологических проблем, связанных с воспитанием. Они менее склонны к потворствующей гиперпротекции, неустойчивому стилю воспитания, проекциям на ребенка, вынесению супружеского конфликта в сферу воспитания. В этой группе матери демонстрируют также более высокое эмоциональное принятие ребенка и большую зрелость поведенческих проявлений взаимодействия. В показателях семейной адаптации и сплоченности различий не выявлено. Сравнение групп со средней и низкой эмоциональной компетентностью показывает аналогичные закономерности. Таким образом, сравнительный анализ не выявляет компенсаторных механизмов в развитии интерперсональной эмоциональной компетентности у дошкольников, но наглядно показывает основные параметры взаимодействия матерей с детьми, необходимые для ее формирования.

Список источников: 

1. Saarni C. The Development of Emotional Competence. N.Y. : Guilford Press, 1999. 381 p.
2. Denham S. A. Social-Emotional Competence as Support for School Readiness : What Is It and How Do We Assess It? // Early Education and Development. 2006. Vol. 17, № 1. P. 57–89. DOI: https://doi.org/10.1207/s15566935eed1701_4
3. Denham S. A., Blair K. A., DeMulder E., Levitas J., Savyer K., Auerbach-Major S., Queenan P. Preschool Emotional Competence : Pathway to Social Competence // Child Development. 2003. Vol. 74, no. 1. P. 238–256. DOI: https://doi.org/10.1111/1467-8624.00533
4. Mirabile S. P. Emotion Socialization, Emotional Competence, and Social Competence and Maladjustment in Early Childhood : Diss. Dr. Sci. (Philos.). New Orleans, 2010. 116 p.
5. Смирнова Н. Н., Савенышева С. С. Теоретические аспектыисследования эмоциональной компетентности детей дошкольного возраста // Интернет-журнал «Мир науки». 2017. Т. 5, № 2. URL: http://mir-nauki.com/PDF/48PSMN217.pdf (дата обращения: 14.09.2019).
6. Юсупова Г. В. Состав и измерение эмоциональной компетентности : дис. … канд. психол. наук. Казань, 2006. 166 с.
7. Изотова Е. И. Динамика эмоционального развития современных дошкольников // Мир психологии. 2015. № 1 (81). С. 65‒76.
8. Щетинина А. М. Восприятие и понимание дошкольниками эмоционального состояния человека // Вопр. психологии. 1984. № 3. С. 60‒66.
9. Былкина Н. Д., Люсин Д. В. Развитие представлений детей об эмоциях в онтогенезе // Вопр. психологии. 2000. № 5. С. 38‒48.
10. Листик Е. М. Развитие способности к распознаванию эмоций в старшем дошкольном возрасте : дис. … канд. психол. наук. М., 2003. 175 с.
11. Изотова Е. И., Никифорова Е. В. Эмоциональная сфера ребенка : Теория и практика. М. : Академия, 2004. 288 с.
12. Durand K., Gallay M., Seigneuric A., Roichon F., Baudouin G. Y. The Development of Facial Emotion Recognition : the Role of Confi gural Information // Journal of Experimental Child Psychology. 2007. Vol. 97, iss. 1. P. 14‒27. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.jecp.2006.12.001
13. Орехова О. А. Особенности развития эмоциональной сферы у детей дошкольного и школьного возраста : дис. … канд. психол. наук. СПб., 2007. 199 с.
14. Карелина И. О. Развитие понимания эмоций в период дошкольного детства : психологический ракурс. Прага : Vědecko vydavatelské centrum «SociosféraCZ», 2017. 178 с.
15. Сергиенко Е. А. Модель психического и теория Ж. Пиаже // Психологические исследования : электронный научный журнал. 2009. № 1 (3). URL: http://psystudy.ru/num/2009n1-3/48-sergienko3.html (дата обращения: 11.11.2019).
16. Васильева Е. Н. К проблеме возрастной сензитивности в проявлении эмпатии у детей дошкольного возраста // Вопр. психологии. 2005. № 3. С. 15‒25.
17. Сорокоумова С. Н. Развитие эмпатии у старших дошкольников с задержкой психического развития к сверстникам через оптимизацию детско-родительских отношений : дис. … канд. психол. наук. Н. Новгород, 2005. 339 с.
18. Мазурова Н. В., Трофимова Ю. А. Взаимосвязь тревожности детей дошкольного возраста и стиля семейного воспитания // Вопросы современной педиатрии. 2013. Т. 12, № 3. С. 82–88. DOI: https://doi.org/10.15690/vsp.v12i3.686
19. Фаустова И. В. Влияние нарушенных детско-родительских отношений на проявление эмоционального неблагополучия в дошкольном возрасте // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 5. С. 512‒513.
20. Головей Л. А., Василенко В. Е., Савенышева С. С. Структура семьи и семейное воспитание как факторы развития личности дошкольника // Социальная психология и общество. 2016. Т. 7, № 2. С. 5–18. DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2016070201
21. Илларионова И. В. Исследование проявлений тревожности у детей дошкольного возраста в аспекте детско-родительских отношений // Вестн. Чуваш. гос. пед. ун-та им. И. Я. Яковлева. 2011. № 3 (71). Ч. 2. С. 100‒107.
22. Ошкина А. А., Цыганкова И. Г. Формирование эмоциональной саморегуляции у старших дошкольников. М. : Изд-во «Центр педагогического образования», 2015. 128 с.
23. Изотова Е. И. Феноменология эмоционального развития современных дошкольников // Психологические исследования : электронный научный журнал. 2013. Т. 6, № 29. С. 8. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2013v6n29/833-izotova29.html (дата обращения: 11.11.2019).
24. Pollak S. D., Tolley-Schell S. A. Selective Attention to Facial Emotion in Physically Abused Children // Journal of Abnormal Psychology. 2003. Vol. 112, № 3. P. 323‒338.
25. Kujawa A., Dougherty L., Durbin C.E., Laptook R., Torpey D., Klein D. N. Emotion Recognition in Preschool Children: Associations with Maternal Depression and Early Parenting // Development and Psychopathology. 2014. Vol. 26, № 1. P. 159‒170. DOI: https://doi.org/10.1017/S0954579413000928
26. Eaton K. L. Family Expressiveness and Emotion Understanding : A Meta-analysis of One Aspect of Parental Emotion Socialization : Masters Dissertation. Raleigh, North Carolina State University, 2001. 53 p. URL: http://www.lib.ncsu.edu (дата обращения: 18.09.2019).
27. Reynolds T. Understanding Emotion in Abused Children // Observer. 2003. Vol. 3, № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://www.psychologicalscience.org/observer/understanding-emotion-in-a... (дата обращения: 16.09.2019).
28. Горбунова Н. В., Трошихина Е. Г. Особенности родительских установок женщин, имеющих детей раннего дошкольного возраста // Вестн. Санкт-Петерб. ун-та. Сер. 12: Психология. Социология. Педагогика. 2010. Вып. 2. С. 274–278.
29. Morris A. S., Silk J. S., Steinberg L., Myers S. S., Robinson L. R. The Role of the Family Context in the Development of Emotion Regulation // Social Development. 2007. Vol. 16, № 2. P. 361–388. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1467-9507.2007.00389.x
30. Lavi I., Katz L.F., Ozer E. J., Gross J. J. Emotion Reactivity and Regulation in Maltreated Children : A Meta-Analysis // Child Development. 2019. Vol. 90, № 5. Р. 1503–1524. DOI: https://doi.org/10.1111/cdev.13272
31. Довгая Н. А. Эмоциональное развитие дошкольников в связи с особенностями семейной ситуации : дис. … канд. психол. наук. СПб., 2012. 238 с.
32. Сергуничева Н. А., Василенко В. Е. Интерперсональные компоненты и маркеры эмоциональной компетентности дошкольников в связи с характеристиками семейного взаимодействия // Мир науки. Педагогика и психология. 2018. Т. 6, № 6. С. 113‒114.
33. Щетинина А. М. Диагностика социального развития ребенка : учеб.-метод. пособие. Великий Новгород : НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. 88 с.
34. Лидерс А. Г. Психологическое обследование семьи. М. : Академия, 2008. 432 с.
35. Андерсон М. Н. Возрастная изменчивость распознавания эмоций детьми от 6 до 11 лет : дис. … канд. психол. наук. СПб., 2013. 132 с.
36. Головей Л. А., Савенышева С. С., Василенко В. Е. Детско-родительские отношения в стабильные и кризисные периоды детства // Психологический журнал. 2015. Т. 36, № 2. С. 32–43.

Опубликована: 
06.04.2020