Образец для цитирования:

Хухлаев О. Е., Ткаченко Н. В. Отношение российских учителей к культурному разнообразию в трудных педагогических ситуациях: опыт качественного анализа // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2021. Т. 10, вып. 1. С. 33-44. DOI: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2021-10-1-33-44


Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
УДК: 
316.648.2
Язык публикации: 
русский

Отношение российских учителей к культурному разнообразию в трудных педагогических ситуациях: опыт качественного анализа

Аннотация: 

 Культурное разнообразие учащихся является феноменом, характеризующим большинство российских школ. Межкультурное взаимодействие педагог–ученик рассматривается в статье с позиции модели «Разнообразие в организациях: восприятие и подходы», разработанной М. Татаром и Г. Горенчиком. Цель исследования – изучение содержания представлений российских педагогов о культурном разнообразии в образовательной среде в контексте разрешения ими трудных педагогических ситуаций при взаимодействии с детьми – инокультурными мигрантами . Гипотеза исследования состояла в том, что содержательно разные подходы к пониманию культурного разнообразия в образовательной среде составляют взаимосвязанную интегративную систему взглядов, а их проявление в значительной степени связано с тем, как учитель справляется с трудными педагогическими ситуациями при работе с инокультурными детьми и их родителями. Для достижения поставленной цели был выбран метод качественного исследования, позволяющий сфокусироваться на анализе переживания респондентом личного опыта. В исследовании, проводимом в формате глубинного интервью, приняли участие 6 учителей – женщин в возрасте от 34 до 55 лет, проживающих в Москве, Воронежской области и Республике Коми. Транскрипты интервью были подвергнуты анализу с использованием феноменологического подхода. Установлено наличие у российских педагогов всех четырех подходов к оценке культурных различий – проблемы, вызова, ресурса и безразличного отношения. Показано, что в разном контексте, в разных трудных ситуациях один и тот же учитель может демонстрировать разное отношение к культурным особенностям детей – инокультурных мигрантов. Установлено, что сами по себе культурные различия входят в фокус внимания педагога в ситуации их проблематизации, когда они создают трудные педагогические ситуации в сочетании с яркими внешними маркерами культурной принадлежности ученика. Полученные результаты позволяют более эффективно выстраивать профессиональную практику учителя, содействуя восприятию культурного разнообразия как вызова и/или ресурса.

Библиографический список
  1. Александров Д. А., Иванюшина В. А., Казарцева Е. В. Этнический состав школ и миграционный статус школьников в России // Вопросы образования. 2015. № 2. С. 173–195. DOI: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2015-2-173-195
  2. Кузнецов И. М., Хухлаев О. Е. Риски межнациональной конфликтности в образовательных учреждениях Москвы // Социальная психология и общество. 2014. Т. 5, № 2 . С. 115–126.
  3. Wilson-Daily A. E., Kemmelmeier M., Prats J. Intergroup contact versus conflict in Catalan high schools : A multi level analysis of adolescent attitudes toward immigration and diversity // International Journal of Intercultur al Relations. 2018. Vol. 64. P. 12–28. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ijintrel.2018.03.002
  4. Егорова Н. М. Исследование взаимосвязи межгрупповой адаптации и уровня этнической идентичности и толерантности в поликультурной школе // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Психологические науки». 2011. № 1. С. 135–140.
  5. Ильина Т. Б. Подготовка педагогов к работе с детьмимигрантами в дополнительном профессиональном образовании : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Омск, 2018. 22 с.
  6. Зборовский Г. Е., Шуклина Е. А. Обучение детей мигрантов как проблема их социальной адаптации // Социологические исследования. 2013. № 2 (346). С. 80–91.
  7. Ereş F. Problems of the Immigrant Students’ Teachers: Are They Ready to Teach? // International Education Studies. 2016. Vol. 9, № 7. P. 64–71. DOI: https://doi.org/10.5539/ies.v9n7p64
  8. Деминцева Е. Б., Зеленова Д. А., Космидис Е. А., Опарин Д. А. Возможности адаптации детей мигрантов в школах Москвы и Подмосковья // Демографическое обозрение. 2017. Т. 4, № 4. С. 80–109. DOI: https://doi.org/10.17323/demreview.v4i4.7529
  9. Кашапов М. М. Теория и практика решения педагогической ситуации. Ярославль : ЯрГУ, 1997. 100 с.
  10. Самохвалова И. Г. Характеристика трудных педагогических ситуаций как психологическая проблема // Актуальные проблемы развития личности : сб. науч. тр. / под науч. ред. Н. Н. Васягиной, Е. А. Казаевой. Екатеринбург : Уральский государственный педагогический университет, 2016. С. 129–139.
  11. Bandura A. Self-efficacy: Toward a unifying theory of behavioral change // Psychological Review. 1977. Vol. 84, № 2. P. 191–215.
  12. Tatar M., Ben-Uri I., Horenczyk G. Assimilation attitudes predict lower immigration-related self-effi cacy among Israeli immigrant teachers // European Journal of Psychology of Education. 2011. Vol. 26, № 2. P. 247–255. DOI: https://doi.org/10.1007/s10212-010-0044-3
  13. Gutentag T., Horenczyk G., Tatar M. Teachers’ Approaches Toward Cultural Diversity Predict DiversityRelated Burnout and Self-Effi cacy// Journal of Teacher Education. 2018. Vol. 69, iss. 4. P. 408–419. DOI: https://doi.org/10.1177/0022487117714244
  14. Horenczyk G., Tatar M. Teachers’ attitudes toward multiculturalism and their perceptions of the school organizational culture // Teaching and Teacher Education. 2002. Vol. 18, iss. 4. P. 435–445. DOI: https://doi.org/10.016/80742-051x(02)00008-2
  15. Horenczyk G., Tatar M. Schools’ organizational views of diversity : Perceptions and approaches // Hyphenated selves : Immigrant identities within education contexts / Ed. S. Vandeyar. Amsterdam, The Netherlands : Unisa Press, 2011. P. 131–148.
  16. Rissanen I., Kuusisto E., Kuusisto A. Developing te achers’ intercultural sensitivity: Case study on a pilot course in Finnish teacher education // Teaching and Tea cher Education. 2016. Vol. 59. P. 446–456. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tate.2016.07.018
  17. Alvarez V. I., González M. I. Teachers’ in tercultural competence: a requirement or an option in a culturally diverse classroom? // International Journal of Inclusive Education. 2018. Vol. 22, iss. 5. P. 510–526. DOI: https://doi.org/10.1080/13603116.2017.1377298
  18. Улановский А. М. Качественные исследования: подходы, стратегии, методы // Психологический журнал. 2009. Т. 30, № 2. С. 18–28.
  19. Квале С. Исследовательское интервью. М. : Смысл, 2003. 301 с.
  20. Хухлаев О. Е., Гриценко В. В., Павлова О. С., Ткаченко Н. В., Усубян Ш. А., Шорохова В. А. Комплексная модель межкультурной компетентности: теоретическое обоснование // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2020. Т. 17, № 1. C. 13-28. DOI: https://doi.org/10.22363/2313-1683-2020-17-1-13-28
  21. Creswell J. W., Poth C. N. Qualitative Inquiry and Research Design: Choosing Among Five Traditions. Thousand Oaks. CA : Sage Publ., 1997. 450 р.
  22.  
  23. Starks H., Brown Trinidad S. Choose Your Method: A Comparison of Phenomenology, Discourse Analysis, and Grounded Theory // Qualitative Health Research. 2007. Vol. 17, iss. 10. P. 1372–1380. DOI: https://doi.org/10.1177/1049732307307031
  24. Smith J. A., Osborn M. Interpretative Phenomenological Analysis // J. A. Smith. Qualitative Psychology: A Partical Guide to Research Methods / J. A. Smith, ed. 2nd ed. L. : Sage Publ., 2008. P. 53–80. DOI: https://doi.org/10.1002/9780470776278.CH10
  25. Мельникова О. Т., Кричевец А. Н., Гусев А. Н., Хорошилов Д. А., Барский Ф. И., Бусыгина Н. П. Критерии оценки качественных исследований // Национальный психологический журнал. 2014. № 2 (14). С. 49–51. DOI: https://doi.org/10.11621/npj.2014.0206
  26. Петровский В. А. Личность в психологии: парадигма субъектности : учеб. пособие для вузов. Ростов н/Д : Феникс, 1996. 512 с. 26. Деркач А. А. Профессиональная субъектность как психолого-акмеологический феномен (продолжение) // Акмеология. 2016. № 1 (57). С. 8–13.
  27. Ларских М. В. Исследование перфекционизма личности в профессиональной деятельности учителя // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2010. Вып. 6 (86). С. 138–140.
  28. Мельничук А. С. Эмоциональное выгорание и перфекционизм у учителей : особенности взаимосвязи // Вестник психотерапии. 2017. № 63 (68). С. 77–94.
  29. Медведская Е. И., Шерягина Е. В. Особенности эмпатии и профессионального выгорания белорусских и российских педагогов // Консультативная психология и психотерапия. 2017. Т. 25, № 2. С. 59–74. DOI: https://doi.org/10.17759/cpp.2017250204
  30. Magun V., Rudnev M., Schmidt P. A Typology of European Values and Russians’ Basic Human Values // Socio logical Research. 2017. Vol. 56, № 2. P. 149–180. DOI: https://doi.org/10.1080/10610154.2017.1358029
  31. Мукомель В. И. Адаптация и интеграция мигрантов: методологические подходы к оценке результативности и роль принимающего общества // Россия реформирующаяся : сб. науч. ст. / отв. ред. М. К. Горшков. М. : Новый хронограф, 2016. Вып. 14. С. 411–467.
  32. Василюк Ф. Е. Диалог Карла Роджерса и Мартина Бубера // Консультативная психология и психотерапия. 1994. Т. 3, № 4.
  33. ЛейтцГ.Психодрама : теория и практика. Классическая психодрамаЯ. Л. Морено / пер. с нем. А. М. Боковикова. 2-е изд. испр. и доп. М. : Когито-Центр, 2007. 379 с.
Полный текст в формате PDF (на русском языке):
(downloads: 56)
Краткое содержание (на английском языке):
(downloads: 4)