Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Федоришин М. И., Перевозкина Ю. М. Особенности структурной организации метакогнитивной подсистемы ментальных моделей взаимодействия военнослужащих Росгвардии // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2025. Т. 14, вып. 1. С. 62-76. DOI: 10.18500/2304-9790-2025-14-1-62-76, EDN: URLCLC

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 11)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
159. 9.07
EDN: 
URLCLC

Особенности структурной организации метакогнитивной подсистемы ментальных моделей взаимодействия военнослужащих Росгвардии

Авторы: 
Федоришин Михаил Иванович, Новосибирский государственный педагогический университет
Перевозкина Юлия Михайловна, Новосибирский государственный педагогический университет
Аннотация: 

Актуальность исследования обусловлена наличием в науке терминологической путаницы относительно понятия «метакогнитивизм», природы взаимосвязей между различными метакогнитивными параметрами, получившими широкое распространение в психологической науке, а также влияния профессионального опыта военнослужащих Росгвардии, полученного в условиях введения современного боя на организованность структуры метакогнитивной подсистемы ментальных моделей взаимодействия военнослужащих. Цель: изучение метасистемного аспекта коллективных ментальных моделей взаимодействия военнослужащих Росгвардии, включающего анализ влияния боевого опыта на организацию структуры метакогнитивной подсистемы ментальных моделей. Гипотеза: структура метакогнитивной подсистемы у военнослужащих, имеющих боевой опыт специальной военной операции (СВО) будет более интегрирована по сравнению с курсантами. Участники: военнослужащие Росгвардии, участники СВО (N = 161) в возрасте от 21 до 43 лет (M = 33; SD =1,57), курсанты третьего года обучения (N = 340) в возрасте от 20 до 24 лет (M = 22; SD =1,02) НВИ войск национальной гвардии РФ (Новосибирск) (n =188), СПВИ войск национальной гвардии РФ (Санкт-Петербург) (n = 152). Методы (инструменты): опросник «Определение уровня рефлексивности» (А. В. Карпов, В. В. Пономарева) применен для фиксации уровня рефлексии личности; с целью исследования контроля самопознания использован опросник «Метакогнитивная включенность в деятельность» (Г. Шроу, Р. Дэнисс в адаптации А. В. Карпова, И. М. Скитяевой); для анализа метакогнитивных знаний и метакогнитивной активности индивида применен опросник «Самооценка метакогнитивных знаний и метакогнитивной активности» (М. М. Кашапов, Ю. В. Скворцова). Результаты: сравнение матриц интеркорреляций метакогнитивных параметров в выборках военнослужащих с боевым опытом, полученным в ходе СВО, и курсантов (военнослужащих без боевого опыта) свидетельствует об их гетерогенности (экспресс-метод χ2-Карпова). Основные выводы: структура организованности метакогнитивной подсистемы у курсантов менее когеррирована, чем у участников СВО, что демонстрирует качественные различия в матрицах интеркорреляций между метакогнитивными параметрами. Это отражает ассимиляцию профессионального опыта у военнослужащих как формирование подобия ментальной модели взаимодействия в процессе выполнения служебных задач в реалиях введения современного боя. Практическая значимость: полученные результаты вскрывают необходимость в процессе профессиональной подготовки курсантов включения в образовательный процесс отработки кейсов, направленных на решение смоделированных служебно-боевых ситуаций с целью активации и усиления интеграции структурных компонентов метакогнитивной подсистемы ментальных моделей.

Список источников: 
  1. Alexander P. A., Schallert D. L., Hare V. C. Coming to terms: How researchers in learning and literacy talk about knowledge // Rev. Educ. 1991. Vol. 61. P. 315–343. https://doi.org/10.2307/1170635  
  2. Ball L. J., Threadgold E., Solowiej A., Marsh J. E. Can intrinsic and extrinsic metacognitive cues shield against distraction in problem solving? // Journal of Cognition. 2018. Vol. 1, iss. 1. P. 15–24. https://doi.org/10.5334/joc.9  
  3. Bell R., Mieth L., Röer J. P., Buchner A. The metacognition of auditory distraction: Judgments about the effects of deviating and changing auditory distractors on cognitive performance // Memory and Cognition. 2021. Vol. 50, iss. 1. P. 160–173. https://doi.org/10.3758/s13421-021-01200-2  
  4. Bell R., Komar G. F., Mieth L., Buchner A. Evidence of a metacognitive illusion in judgments about the effects of music on cognitive performance // Scientific Reports. 2018. Vol. 13, iss. 1. P. 15–24. https://doi.org/10.1038/s41598-023-46169-x  
  5. Kattner F., Bryce D. Attentional control and metacognitive monitoring of the effects of different types of task-irrelevant sound on serial recall // Journal of Experimental Psychology: Human Perception and Performance. 2022. Vol. 48, iss. 2. P. 139–158. https://doi.org/10.1037/xhp0000982  
  6. Greely N. Reality testing and metacognition // Philosophical Psychology. 2024. P. 1–24. https://doi.org/10.1080/09515089.2024.2336588  
  7. Dessie E., Gebeyehu D., Eshetu F. Motivation, conceptual understanding, and critical thinking as correlates and predictors of metacognition in introductory physics // Cogent Education. 2024. Vol. 11, iss. 1. P. 119–134. https://doi.org/10.1080/2331186X.2023.2290114  
  8. Fleur D. S., Bredeweg B., van den Bos W. Metacognition: Ideas and insights from neuro-and educational sciences // Science of Learning. 2021. Vol. 13, iss. 6. P. 1–13. https://doi.org/10.1038/s41539-021-00089-5  
  9. Agadzhanyan K., Castel A. D. The effect of emotional valence and font size on metacognition and memory // Memory. 2024. Vol. 32, iss. 2. P. 252–263. https://doi.org/10.1080/09658211.2024.2307919  
  10. Rummel J., Steindorf L., Wöstenfeld F. O., Steindorf L., Röer J. P. Effect of cognitive load on the perception of external and internal distractions and their relationship to attentional control // Journal of Cognitive Psychology. 2024. Vol. 36, iss. 1. P. 165–181. https://doi.org/10.1080/20445911.2023.2273576  
  11. Carpendale J., Cooper R. Conceptual understanding procedure to elicit metacognition with pre-service physics teachers // Physics Education. 2021. Vol. 56, iss. 2. Article 025008. https://doi.org/10.1088/1361-6552/abc8fd  
  12. Tang Y., Wang X., Fang Y., Li J. The Antecedents and Consequences of Metacognitive Knowledge in Mathematics Learning: A Self-Determination Perspective // Frontiers in Psychology. 2021. Vol. 12. Article 754370. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2021.754370  
  13. Перевозкина Ю. М., Федоришин М. И. Структурные компоненты коллективных ментальных моделей и методы их исследования // Направления и перспективы развития образования в военных институтах войск национальной гвардии Российской Федерации : сб. науч. ст. XIV Междунар. науч.-практ. конф. / под общ. ред. В. В. Косухина. Новосибирск : Новосибирский военный институт, 2022. С. 266–274.  
  14. Мекебаев Н. С., Перевозкина Ю. М., Федоришин М. И. Конфигурации коллективных ментальных моделей при решении служебно-боевых задач курсантами Росгвардии // Российский психологический журнал. 2022. Т. 19, № 2. С. 50–59. https://doi.org/10.21702/rpj.2022.2.4, EDN: AVUPDY  
  15. Klimoski R., Mohammed S. Team mental model: Construct or metaphor? // Journal of Management. 1994. Vol. 50. P. 403–437. https://doi.org/10.1177/014920639402000206  
  16. Mathieu J. E., Heffner T. S., Goodwin G. F., Salas E., Cannon-Bowers J. A. The influence of shared mental models on team process and performance // Journal of Applied Psychology. 2000. Vol. 85, iss. 2. P. 273–283. http://dx.doi.org/10.1037/0021-9010.85.2.273  
  17. Перевозкина Ю. М., Перевозкин С. Б., Федоришин М. И. Ментальные модели социального взаимодействия в служебной деятельности. Новосибирск : Новосибирский государственный педагогический университет, 2023. 226 c. EDN: ZIDFWF  
  18. Спирин А. В., Перевозкина Ю. М., Федоришин М. И. Критерии эффективности коллективных ментальных моделей // Методология современной психологии. 2023. № 17. С. 290–294. EDN: FTITFF  
  19. Орлова И. В. Тренинг профессионального самопознания: теория, диагностика и практика педагогической рефлексии. СПб. : Речь, 2006. 128 с. EDN: ASITNF  
  20. Карпов А. В., Скитяева И. М. Психология рефлексии. М. : Издательство «Институт психологии РАН», 2002. 320 с. EDN: ZIFRWF  
  21. Кашапов М. М., Скворцова Ю В. Самооценка метакогнитивной активности // Ярославский психологический вестник. 2005. № 14. С. 65–70.  
  22. Карпов А. В., Карпов А. А., Маркова Е. В. Психология принятия решения в управленческой деятельности. Метасистемный подход. М. : Издательский дом «Российской академии образования», 2016. 644 с. EDN: AVUPDY  
  23. Федоришин М. И., Спирин А. В., Чайковский П. В. Особенности индивидуальности личности курсантов с высоким уровнем саморегуляции человеческий фактор // Социальный психолог. 2019. № 1 (37). С. 423–435. EDN: SXWRYM  
  24. Спирин А. В., Перевозкина Ю. М., Федоришин М. И. Специфика структуры личностных особенностей в зависимости от типа темперамента у курсантов НВИ ВНГ РФ // Социальный психолог. 2020. № 2 (40). С. 295–303. EDN: ZIAFTQ  
  25. Федоришин М. И., Перевозкина Ю. М. Специфика выраженности способностей и когнитивных процессов в зависимости от доминирующей ролевой модели курсантов при решении служебно-боевых задач // Актуальные проблемы профессионально-практической психологии (Дьяченковские чтения – 2022) : сб. науч. тр. I Междунар. науч.-практ. конф. М. : Военный университет, 2022. С. 513–520. EDN: APARAG  
  26. Карпов А. В. Психология сознания: Метасистемный подход. М. : Издательский дом «Российской академии образования», 2011. 1088 с. EDN: QYBUYT  
  27. Azevedo R. Reflections on the field of metacognition: Issues, challenges, and opportunities // Metacognition and Learning. 2020. Vol. 15, iss. 2. P. 91–98. https://doi.org/10.1007/s11409-020-09231-x  
  28. Zohar A., Ben-Ari G. Teachers’ knowledge and professional development for metacognitive instruction in the context of higher order thinking // Metacognition and Learning. 2022. Vol. 17, iss. 3. P. 855–895. https://doi.org/10.1007/s11409-022-09310-1
Поступила в редакцию: 
02.05.2024
Принята к публикации: 
15.09.2024
Опубликована: 
31.03.2025
Краткое содержание:
(загрузок: 4)