Для цитирования:
Федоришин М. И., Перевозкина Ю. М. Особенности структурной организации метакогнитивной подсистемы ментальных моделей взаимодействия военнослужащих Росгвардии // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2025. Т. 14, вып. 1. С. 62-76. DOI: 10.18500/2304-9790-2025-14-1-62-76, EDN: URLCLC
Особенности структурной организации метакогнитивной подсистемы ментальных моделей взаимодействия военнослужащих Росгвардии
Актуальность исследования обусловлена наличием в науке терминологической путаницы относительно понятия «метакогнитивизм», природы взаимосвязей между различными метакогнитивными параметрами, получившими широкое распространение в психологической науке, а также влияния профессионального опыта военнослужащих Росгвардии, полученного в условиях введения современного боя на организованность структуры метакогнитивной подсистемы ментальных моделей взаимодействия военнослужащих. Цель: изучение метасистемного аспекта коллективных ментальных моделей взаимодействия военнослужащих Росгвардии, включающего анализ влияния боевого опыта на организацию структуры метакогнитивной подсистемы ментальных моделей. Гипотеза: структура метакогнитивной подсистемы у военнослужащих, имеющих боевой опыт специальной военной операции (СВО) будет более интегрирована по сравнению с курсантами. Участники: военнослужащие Росгвардии, участники СВО (N = 161) в возрасте от 21 до 43 лет (M = 33; SD =1,57), курсанты третьего года обучения (N = 340) в возрасте от 20 до 24 лет (M = 22; SD =1,02) НВИ войск национальной гвардии РФ (Новосибирск) (n =188), СПВИ войск национальной гвардии РФ (Санкт-Петербург) (n = 152). Методы (инструменты): опросник «Определение уровня рефлексивности» (А. В. Карпов, В. В. Пономарева) применен для фиксации уровня рефлексии личности; с целью исследования контроля самопознания использован опросник «Метакогнитивная включенность в деятельность» (Г. Шроу, Р. Дэнисс в адаптации А. В. Карпова, И. М. Скитяевой); для анализа метакогнитивных знаний и метакогнитивной активности индивида применен опросник «Самооценка метакогнитивных знаний и метакогнитивной активности» (М. М. Кашапов, Ю. В. Скворцова). Результаты: сравнение матриц интеркорреляций метакогнитивных параметров в выборках военнослужащих с боевым опытом, полученным в ходе СВО, и курсантов (военнослужащих без боевого опыта) свидетельствует об их гетерогенности (экспресс-метод χ2-Карпова). Основные выводы: структура организованности метакогнитивной подсистемы у курсантов менее когеррирована, чем у участников СВО, что демонстрирует качественные различия в матрицах интеркорреляций между метакогнитивными параметрами. Это отражает ассимиляцию профессионального опыта у военнослужащих как формирование подобия ментальной модели взаимодействия в процессе выполнения служебных задач в реалиях введения современного боя. Практическая значимость: полученные результаты вскрывают необходимость в процессе профессиональной подготовки курсантов включения в образовательный процесс отработки кейсов, направленных на решение смоделированных служебно-боевых ситуаций с целью активации и усиления интеграции структурных компонентов метакогнитивной подсистемы ментальных моделей.
- Alexander P. A., Schallert D. L., Hare V. C. Coming to terms: How researchers in learning and literacy talk about knowledge // Rev. Educ. 1991. Vol. 61. P. 315–343. https://doi.org/10.2307/1170635
- Ball L. J., Threadgold E., Solowiej A., Marsh J. E. Can intrinsic and extrinsic metacognitive cues shield against distraction in problem solving? // Journal of Cognition. 2018. Vol. 1, iss. 1. P. 15–24. https://doi.org/10.5334/joc.9
- Bell R., Mieth L., Röer J. P., Buchner A. The metacognition of auditory distraction: Judgments about the effects of deviating and changing auditory distractors on cognitive performance // Memory and Cognition. 2021. Vol. 50, iss. 1. P. 160–173. https://doi.org/10.3758/s13421-021-01200-2
- Bell R., Komar G. F., Mieth L., Buchner A. Evidence of a metacognitive illusion in judgments about the effects of music on cognitive performance // Scientific Reports. 2018. Vol. 13, iss. 1. P. 15–24. https://doi.org/10.1038/s41598-023-46169-x
- Kattner F., Bryce D. Attentional control and metacognitive monitoring of the effects of different types of task-irrelevant sound on serial recall // Journal of Experimental Psychology: Human Perception and Performance. 2022. Vol. 48, iss. 2. P. 139–158. https://doi.org/10.1037/xhp0000982
- Greely N. Reality testing and metacognition // Philosophical Psychology. 2024. P. 1–24. https://doi.org/10.1080/09515089.2024.2336588
- Dessie E., Gebeyehu D., Eshetu F. Motivation, conceptual understanding, and critical thinking as correlates and predictors of metacognition in introductory physics // Cogent Education. 2024. Vol. 11, iss. 1. P. 119–134. https://doi.org/10.1080/2331186X.2023.2290114
- Fleur D. S., Bredeweg B., van den Bos W. Metacognition: Ideas and insights from neuro-and educational sciences // Science of Learning. 2021. Vol. 13, iss. 6. P. 1–13. https://doi.org/10.1038/s41539-021-00089-5
- Agadzhanyan K., Castel A. D. The effect of emotional valence and font size on metacognition and memory // Memory. 2024. Vol. 32, iss. 2. P. 252–263. https://doi.org/10.1080/09658211.2024.2307919
- Rummel J., Steindorf L., Wöstenfeld F. O., Steindorf L., Röer J. P. Effect of cognitive load on the perception of external and internal distractions and their relationship to attentional control // Journal of Cognitive Psychology. 2024. Vol. 36, iss. 1. P. 165–181. https://doi.org/10.1080/20445911.2023.2273576
- Carpendale J., Cooper R. Conceptual understanding procedure to elicit metacognition with pre-service physics teachers // Physics Education. 2021. Vol. 56, iss. 2. Article 025008. https://doi.org/10.1088/1361-6552/abc8fd
- Tang Y., Wang X., Fang Y., Li J. The Antecedents and Consequences of Metacognitive Knowledge in Mathematics Learning: A Self-Determination Perspective // Frontiers in Psychology. 2021. Vol. 12. Article 754370. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2021.754370
- Перевозкина Ю. М., Федоришин М. И. Структурные компоненты коллективных ментальных моделей и методы их исследования // Направления и перспективы развития образования в военных институтах войск национальной гвардии Российской Федерации : сб. науч. ст. XIV Междунар. науч.-практ. конф. / под общ. ред. В. В. Косухина. Новосибирск : Новосибирский военный институт, 2022. С. 266–274.
- Мекебаев Н. С., Перевозкина Ю. М., Федоришин М. И. Конфигурации коллективных ментальных моделей при решении служебно-боевых задач курсантами Росгвардии // Российский психологический журнал. 2022. Т. 19, № 2. С. 50–59. https://doi.org/10.21702/rpj.2022.2.4, EDN: AVUPDY
- Klimoski R., Mohammed S. Team mental model: Construct or metaphor? // Journal of Management. 1994. Vol. 50. P. 403–437. https://doi.org/10.1177/014920639402000206
- Mathieu J. E., Heffner T. S., Goodwin G. F., Salas E., Cannon-Bowers J. A. The influence of shared mental models on team process and performance // Journal of Applied Psychology. 2000. Vol. 85, iss. 2. P. 273–283. http://dx.doi.org/10.1037/0021-9010.85.2.273
- Перевозкина Ю. М., Перевозкин С. Б., Федоришин М. И. Ментальные модели социального взаимодействия в служебной деятельности. Новосибирск : Новосибирский государственный педагогический университет, 2023. 226 c. EDN: ZIDFWF
- Спирин А. В., Перевозкина Ю. М., Федоришин М. И. Критерии эффективности коллективных ментальных моделей // Методология современной психологии. 2023. № 17. С. 290–294. EDN: FTITFF
- Орлова И. В. Тренинг профессионального самопознания: теория, диагностика и практика педагогической рефлексии. СПб. : Речь, 2006. 128 с. EDN: ASITNF
- Карпов А. В., Скитяева И. М. Психология рефлексии. М. : Издательство «Институт психологии РАН», 2002. 320 с. EDN: ZIFRWF
- Кашапов М. М., Скворцова Ю В. Самооценка метакогнитивной активности // Ярославский психологический вестник. 2005. № 14. С. 65–70.
- Карпов А. В., Карпов А. А., Маркова Е. В. Психология принятия решения в управленческой деятельности. Метасистемный подход. М. : Издательский дом «Российской академии образования», 2016. 644 с. EDN: AVUPDY
- Федоришин М. И., Спирин А. В., Чайковский П. В. Особенности индивидуальности личности курсантов с высоким уровнем саморегуляции человеческий фактор // Социальный психолог. 2019. № 1 (37). С. 423–435. EDN: SXWRYM
- Спирин А. В., Перевозкина Ю. М., Федоришин М. И. Специфика структуры личностных особенностей в зависимости от типа темперамента у курсантов НВИ ВНГ РФ // Социальный психолог. 2020. № 2 (40). С. 295–303. EDN: ZIAFTQ
- Федоришин М. И., Перевозкина Ю. М. Специфика выраженности способностей и когнитивных процессов в зависимости от доминирующей ролевой модели курсантов при решении служебно-боевых задач // Актуальные проблемы профессионально-практической психологии (Дьяченковские чтения – 2022) : сб. науч. тр. I Междунар. науч.-практ. конф. М. : Военный университет, 2022. С. 513–520. EDN: APARAG
- Карпов А. В. Психология сознания: Метасистемный подход. М. : Издательский дом «Российской академии образования», 2011. 1088 с. EDN: QYBUYT
- Azevedo R. Reflections on the field of metacognition: Issues, challenges, and opportunities // Metacognition and Learning. 2020. Vol. 15, iss. 2. P. 91–98. https://doi.org/10.1007/s11409-020-09231-x
- Zohar A., Ben-Ari G. Teachers’ knowledge and professional development for metacognitive instruction in the context of higher order thinking // Metacognition and Learning. 2022. Vol. 17, iss. 3. P. 855–895. https://doi.org/10.1007/s11409-022-09310-1