Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Писарева С. А., Тряпицына А. П. Особенности современного университетского образования будущих педагогов: проблема единства и вариативности образовательного пространства // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2023. Т. 12, вып. 3. С. 196-208. DOI: 10.18500/2304-9790-2023-12-3-196-208, EDN: XAUMCW

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 94)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
378.4
EDN: 
XAUMCW

Особенности современного университетского образования будущих педагогов: проблема единства и вариативности образовательного пространства

Авторы: 
Писарева Светлана Анатольевна, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Тряпицына Алла Прокофьевна, Научно-исследовательский институт педагогических проблем образования имени А. И. Герцена
Аннотация: 

Актуальность анализа современного состояния университетского образования будущих педагогов обусловлена необходимостью обобщения практики, сложившейся в результате перманентного реформирования в Российской Федерации системы высшего педагогического образования. Цель: выявление особенностей системы высшего педагогического образования в России, сложившейся в результате реализации различных проектов модернизации в XXI в. Контекстом анализа является развиваемая по инициативе Министерства просвещения практика обеспечения единства образовательного пространства подготовки педагогических кадров («Ядро высшего педагогического образования»). Показано, что современная система высшего педагогического образования, имеющая единую институциональную основу, содержательно выстраивается вариативно в вузах разной ведомственной подчиненности, тем самым создавая реальные трудности в формировании единого пространства подготовки педагогов.Участники исследования: эксперты – преподаватели разных вузов (n = 55) и школьные педагоги (n = 802) в разных предметных областях, разного возраста, из разных регионов России. Методы (инструменты). Методы качественного и количественного анализа первичных данных, анализ кейсов крупнейших вузов, осуществляющих подготовку будущих педагогов. Источники анализа: 1) данные мониторинга высшего образования (2022 г.), представленные на открытом сайте «Мониторинг ВО»; 2) кейсы крупнейших вузов разного ведомственного подчинения, осуществляющих подготовку педагогов; 3) экспертные оценки преподавателей вузов и школьных педагогов. Результаты: установлено, что в результате перманентного реформирования педагогического образования на протяжении XXI в. в России сложилась распределенная модель подготовки педагогов в вузах разной ведомственной подчиненности, что, в свою очередь, способствует расширению среды вариативности поиска концепций и технологий реализации педагогического образования. Основные выводы: выявлено, что объективная необходимость сохранения автономии университетов в части концептуализации, проектирования и реализации научно-образовательной деятельности вступает в противоречие в части формирования единых подходов к структуре и содержанию подготовки педагогических кадров («Ядро высшего педагогического образования»). Полученные результаты актуальны для согласования в научно-профессиональном сообществе методологических ориентиров дальнейшего развития системы высшего педагогического образования как основы выработки общих подходов к обеспечению единства подготовки педагогов в вузах разной ведомственной подчиненности. 

Список источников: 
  1. Глава РАО рассказала, какие направления будут переходить на специалитет // РИА «НОВОСТИ». URL: https://ria.ru/20230323/spetsialitet-1859942343. html (дата обращения: 13.04.2023).
  2. Ректоры вузов Томска оценили планы по изменению системы высшего образования // НОВОСТИ vtomske.ru, 22.02.2023. URL: https://news.vtomske.ru/news/197060-rektory-vuzov-tomska-ocenili-planypo-izmeneniyu-sistemy-vysshego-obrazovaniya (дата обращения: 13.04.2023)
  3. Зря на преподавателей время свое потратили // КоммерсантЪ. 27.01.2023. URL: https://www.kommersant.ru/doc/5785938 (дата обращения: 13.04.2023)
  4. Прощай, бакалавриат, здравствуй, специалитет // Indikator. Гуманитарные науки. 21.02.2023. URL:. https://indicator.ru/humanitarian-science/proshaibakalavriat-zdravstvui-specialitet.htm (дата обращения: 13.04.2023).
  5. ГинецинскийВ. И., ЖуковаВ. П., Лик Н. В. Педагогическая антропология в контексте характеристических признаков информационного общества // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2007. Т. 8, вып. 2. С. 92‒94. EDN: JWWATR
  6. Лаптев В. В., ПисареваС. А., Тряпицына А. П. Особенности модернизации системы и содержания педагогического образования на рубеже ХХ‒XXI веков // Педагогическое образование в современной России: стратегические ориентиры развития / науч. ред. Ю. П. Зинченко. Ростов н/Д : Южный федеральный университет, 2020. С. 172‒191. EDN: VSLLTJ
  7. Марголис А. А., Сафронова М. А. Итоги комплексного проекта по модернизации педагогического образования в Российской Федерации (2014‒2017 гг.) // Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23, № 1. С. 5‒24. https://doi.org/doi:10.17759/pse.2018230101 
  8. Марголис А. А. Модернизация педагогического образования в Российской Федерации. М. : Московский государственный психолого-педагогический университет, 2019. 336 с.
  9. О Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 г.: распоряжение Правительства РФ от 24 июня 2022 г. № 1688-р. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/404830447/ (дата обращения: 10.04.2023)
  10. Ядро высшего педагогического образования. URL:. https://apkpro.ru/proekty/yadro-vysshegopedagogicheskogo-obrazovaniya/
  11. Кравцов С. С. Учитель формирует будущее страны // Вестник образования, июль. 2022. С. 3.
  12. Бермус А. Г., Бондарев М. Г., Кирик В. А., Куликовская И. Э., Чумичева Р. М. Концепция развития педагогического образования в федеральном многопрофильном университете (на примере ЮФУ) // Педагогическое образование в современной России: стратегические ориентиры развития / науч. ред. Ю. П. Зинченко. Ростов н/Д : Южный федеральный университет, 2020. С. 515‒541. EDN: VSLLTJ
  13. Калимуллин А. М., Габдулхаков В. Ф. Модель педагогического образования как форма реализации Стратегической академической единицы // Образование и саморазвитие. 2016. № 2 (48). С. 3‒17.
  14. Габдрахманова Р. Г., Насибуллов Р. Р., Гарнаева Г. И., Шакирова К. Б., Мавлюдова Л. У. Распределенная модель подготовки учителя в Казанском федеральном университете // Образование и саморазвитие. 2016. № 2 (48). С. 47‒62. EDN: WMRTOF
  15. Третьякова Т. В., Осипова М. В. Подготовка будущих педагогов в соответствии с целевыми ориентирами национального проекта «Образование» // Педагогические классы: опыт и перспективы: материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. А. И. Жука, А. В. Позняк. Минск : БГПУ, 2022. С. 99–102. EDN: KTJSUK
  16. Волосникова Л. М., Кукуев Е. А., Огороднова О. В., Патрушева И. В., Федина Л. В. Индивидуальные образовательные траектории в университетском педагогическом образовании. Москва : Знание-М, 2021. 152 с. EDN: CKHMEV
  17. Концепция развития педагогического образования в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского». URL: https://www.sgu.ru/sites/default/fi les/textdocsfi les/2022/09/20/koncepciya_pedobrazovaniya_ sgu.pdf (дата обращения: 17.04.2023).
  18. Кролевецкая Е. Н., Исаев И. Ф. Социокультурная образовательная среда вуза как фактор развития полисубъектности будущего педагога // Высшее образование в России. 2022. Т. 31, № 6. С. 114‒135. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-6-114-135
  19. Писарева С. А., Тряпицына А. П. Вариативность моделей университетской подготовки педагогов // Подготовка педагогов в контексте инновационных изменений в высшем образовании: сб. ст. науч.-практ. конф. / ред. совет: А. П. Тряпицына, Н. В. Примчук. СПб. : Астерион, 2019. С. 30‒37. EDN: CJKFVJ
  20. Матросов В. Л., Артамонов Г. А., Матросов С. В. Отечественная практика подготовки учителей двух предметов: история вопроса и перспективы реализации в рамках ФГОС третьего поколения // Преподаватель XXI век. 2010. № 1-1. С. 7‒12.
  21. Уместный специалитет: подготовку будущих учителей хотят усилить. Отказ от бакалавриата предложили начать с педагогических специальностей // Известия. 29 марта 2023 года. URL: https://iz.ru/1489261/sergei-gurianov/umestnyi-spetcialitetpodgotovku-bu... (дата обращения: 14.04.2023)
  22. Состоялось рабочее совещание по вопросу обсуждения программ двухпрофильного бакалавриата. 09 ноября 2021 г. // Официальный сайт МПГУ. URL:. http://mpgu.su/novosti/sostojalos-rabochee-soveshhaniepo-voprosu-obsuzhd... (дата обращения: 23.04.2023).
  23. Турбовской Я. С. Мир образования и его философия // Известия Российской академии образования. 2005. № 2. С. 3‒20.
  24. Воронцов А. Б. Унификация или вариативность в общем образовании: проблема выбора // Вестник МГПУ. Серия: Педагогика и психология. 2019. № 3 (49). С. 33‒51. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2019.49.3.03, EDN: CDQAMV
  25. О Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 г.: распоряжение Правительства РФ от 24 июня 2022 г. № 1688-р. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/404830447/ (дата обращения: 10.04.2023).
  26. Трансформация общего образования: персонифицированное обучение / науч. ред. А. П. Тряпицына. СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2023. 176 с.
  27. Романцев Г. М., Колобков И. А. Ремесленное профессиональное образование как одно из направлений реформирования профессионального образования // Образование и наука. 2006. № 5 (41). С. 45‒51.
  28. Тряпицына А. П. Содержание современной профессиональной подготовки студентов ‒ будущих учителей (доклад на заседании президиума Российской академии образования 26 июня 2013 г.) // Известия Российской академии образования. 2013. № 3 (27).
Поступила в редакцию: 
23.04.2023
Принята к публикации: 
15.06.2023
Опубликована: 
29.09.2023
Краткое содержание:
(загрузок: 48)