Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Ширяева В. А. Непрерывное образование: исторические аспекты и современное состояние проблемы // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2010. Т. 3, вып. 3. С. 69-76.

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 20)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
37.013

Непрерывное образование: исторические аспекты и современное состояние проблемы

Авторы: 
Ширяева Виктория Александровна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Аннотация: 

В статье излагаются исторические аспекты становления и стадии развития концепции непрерывного образования, проблемы и перспективы формирования современного непрерывного образования с учетом трех позиций его происхождения. Рассматривается реализация концепции содержательно-структурного подхода к построению системы непрерывного образования, обеспечивающая целостность и непрерывность развития компетентностей.

Список источников: 

1. 

Видт И.Е. Образование как феномен культуры: эволюция образовательных моделей в историко-культурном процессе [Текст]/И.Е Видт -Тюмень, 2003. -381 c.  EDN: NMLFIZ  ▼ Контекст

2. 

Аношкина В.Л.Резванов С.В. Образование. Инновация. Будущее (Методологические и социокультурные проблемы) [Текст]/В.Л Аношкина, С.В. Резванов -Р-на-Дону: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2001. -176 с. 3 Энциклопедия профессионального образования: В 3 т./Под ред. С.Я. Батышева. -Т. 1-3. -М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1999. Беляева А.П. Интегративная теория и практика многоуровневого непрерывного профессионального образования. -СПб.: Ин-т профтеобразования РАО, 2002. -240 с.

3. 

Богатырев А.Н. Теоретические основы общетехнической подготовки в системе непрерывного образования [Текст]/-М.: Изд-во МПГУ, 1991. -169 с.;.

4. 

Даринский А.В. Непрерывное образование [Текст] / А.В. Даринский // Советская педагогика. - 1975. - №1. - С. 23-27; Ягодин Г.А., Тарасова Н.П., Пуртова Е.Е. [Текст] / Г.А Ягодин, Н.П. Тарасова, Е.Е. Пуртова / Непрерывное образование в области устойчивого развития: научно-методические основы и реализация в школьном и вузовском образовании // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы: науч.-метод. журн. - 2005. - № 1. - С. 5-10.

5. 

Иванова Л.А. Становление и развитие учебно-научно-педагогического комплекса в системе непрерывного педагогического образования региона: на материале Алтайского края [Текст]/Л.А. Иванова -Барнаул, 2006. -158 c.  ▼ Контекст

6. 

Купцов О.В. Непрерывное образование: подходы и решения [Текст]/О.В. Купцов//Вестник высшей школы. -1987. -№ 9. -С. 34-39;Осипов В.Г. Социально-философский анализ современной концепции непрерывного образования [Текст]/В.Г. Осипов-Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1989. -216 с.

7. 

Лихолетов В.В. Теория и технология интенсификации творчества в профессиональном образовании [Текст]/В.В. Лихолетов -Екатеринбург, 2002. -50 с.  ▼ Контекст

8. 

Вершловский С.Г. Общее образование взрослых: стимулы и мотивы [Текст]/С.Г. Вершловский -М.: Педагогика, 1987. -183 с.; Зинченко Г.П. Предпосылки становления теории непрерывного образования [Текст]/Г.П. Зинченко//Советская педагогика. -1991. -№ 1. -С. 81-87.; Рогов М.Г. Ценности и мотивы личности в системе непрерывного профессионального образования. [Текст]/М.Г. Рогов-Казань, 1999. -347 c.

9. 

Майсеня Л.И. Развитие содержания математического образования учащихся колледжей: теоретические и прикладные аспекты: монография [Текст]/Л.И. Майсеня-Минск: МГВРК, 2008. -С. 119.  EDN: TIWACD  ▼ Контекст

10. 

Клименко В.А. Развитие профессионального образования в условиях социально-экономических преобразований в Беларуси [Текст]/В.А. Клименко -Минск, 1997. -132 с.  ▼ Контекст

11. 

Шкодкина Н.Н. Колледж в системе непрерывного образования малого города [Текст]/Н.Н. Шкодкина. -Брянск, 2001. -С. 3.  ▼ Контекст

12. 

Кумбс Г.Ф. Кризис образования в современном мире: системный анализ [Текст]/Г.Ф. Кумбс -М.: Прогресс, 1970. -261 с.; Shulka P. Life -long Education [Текст]/P. Shulka -New Delhi: Orient Longman. -1971.; Dave R. Lifelong Education and School Curriculum [Текст]/R. Dave-Hamburg: VIE, 1973. 14Меморандум непрерывного образования Европейского Союза//http://www.znanie.org/docs/memorandum.html.

13. 

Сорокоумова Г.Д. Развитие системы непрерывного образования в США [Текст]/Г.Д.: Сорокоумова. -М., 1993. C/124/.  ▼ Контекст

14. 

Онушкин В.Г. К критике современных буржуазных концепций непрерывного образования [Текст] / В.Г. Онушкин // Проблемы непрерывного образования взрослых: Сб. науч. тр. АПН СССР, НИИ общего образования взрослых / Под ред. В.Г. Онушкина, В.А. Тарасова. - Л.: Изд. НИИ ООВ АПН СССР, 1979. - С. 68-69; Онушкин В.Г. О создании единой системы непрерывного образования в СССР // Современная высшая школа. Междунар. журнал соцстран. - 1987. - № 3. - С. 7-12.

15. 

Тонконогая Е.П. Педагогические проблемы непрерывного образования взрослых [Текст]/Е.П. Тонконогая//Проблемы непрерывного образования в современных условиях социального прогресса и НТР. -М., 1981. Ч.II. -С. 3-5.

16. 

Осипов В.Г. Социально-философский анализ современной концепции непрерывного образования. [Текст]/В.Г Осипов. -Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1989. -216 с.  ▼ Контекст

17. 

Correa A. Permanent Education and Adult Education in Brasil [Текст]/A. Correa-Rio de Janeiro, 1973; Faure E. [and others] Learning to Be: The World of Education Today and Tomorrow. [Текст]/E. Faure-Paris-London: UNESCO, 1972. -312 р; Lengrand P. Introduction a l'education permanente [Текст]/P. Lengrand -Paris: Unesco, 1970. -100 p.; Shukla P. Lifelong Education [Текст]/P Shukla. -New Delhi: Orient Longman. -1971.

18. 

Cropley A.Dave R. Lifelong Education and the Training of Teachers [Текст]/A Cropley., R Dave. -Hamburg: UIE, Oxford, ete.: Pergamon Press, 1978. Dave R.N. Foundation of Lifelong Education: Some Methodological Aspects. [Текст]/R.N. Dave Hamburg. 1976.

19. 

Тишина Т.В. Развития региональной системы непрерывного профессионального образования [Текст]/Т.В. Тишина-Иркутск, 2002. -245 с.  ▼ Контекст

20. 

Маслов В.И.Зволинская Н.Н.Корнилов В.М. Непрерывное образование: подходы к сущности//http://lib.sportedu.ru/Texts.idc?DocID=89990 ·.

21. 

Новиков А.М. Российское образование в новой эпохе: Парадоксы наследия, векторы развития. [Текст]/А.М. Новиков-М.: Эгвес, 2000. -272 с.  EDN: PFNTHP  ▼ Контекст

22. 

Нечаев Н.Н. Концепция непрерывного образования [Текст]/Н.Н Нечаев//Специалист. -1996 -№ 4. -С. 2-3.  ▼ Контекст

23. 

Аношкина В.Л.Резванов С.В. Образование. Инновация. Будущее (Методологические и социокультурные проблемы) [Текст]/В.Л. Аношкина, С.В. Резванов-Р-на-Дону: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2001. -176 с.

24. 

Лавина Т.А. Информационно-коммуникационная подготовка в системе непрерывного педагогического образования [Текст]/Т.А. Лавина//Педагогическая информатика. -2005. -№ 2. -С. 41-49.  EDN: KXDGTX

25. 

Rychen D. S.Salganik L. H. Definition and Selection of Competencies (DeSeCo): Theoretical and Conceptual Foundations. Strategy Paper: an Overarching Frame of Reference for a Coherent Assessment and Research Program on Key Competencies. -www.deseco.admin.ch.

26. 

Панкина Г.В. Место и роль дополнительного профессионального образования в системе непрерывного образования [Текст] / Г.В.Панкина // Российской профессиональное образование. Профессиональные кадры России XXI века: опыт, проблемы, перспективы развития: Материалы II Всероссийской конференции. 23-24 апреля 2009 г. - М., Тезисы докладов. Т. 2 // http://edu.meks-info.ru/tezis2.shtml ·.

27. 

Гуданис В.И.Лобанов Н.А. Некоторые подходы к периодизации концепции непрерывного образования [Текст] / В.И Гуданис, Н.А. Лобанов // Концепция развития Санкт-Петербурга на ближайший и отдаленный периоды с расстановкой приоритетов, основанных на общественном согласии: Материалы третьего съезда Санкт-Петербургского союза научных и инженерных обществ, посвященного 230-летию научных обществ в России (1-16 ноября 1995 г.). Т. 1. // Науч. ред. И.И. Боголепов. - СПб.: Изд. СПб Союза НИО, 1996. - С. 259-261. 30 Теоретические основы непрерывного образования / Под ред. В.Г. Онушкина. - М.: Педагогика, 1987. - 208 с.

28. 

Леонтьева В.Н. Образование как феномен культуротворчества [Текст]/В.Н. Леонтьева//Социологические исследования. -1995. -№ 1. -С. 138-142.

29. 

Хадкова О.О. Социально-педагогический подход к профессионально-личностному развитию учителя технологии в условиях непрерывного образования: [Текст]/О.О. Хадкова -СПб., 2000. -217 c.  ▼ Контекст

30. 

Мангер Т.Э. Диверсификация системы непрерывного образования в социально-культурной сфере. [Текст]/Т.Э. -Тамбов, 2008. -134 с.

31. 

Ломакина Т.Ю. Диверсификация профессионального образования. [Текст]/Т.Ю. Ломакина-М.: ЦПНО ИТОП РАО, 2000. -145 с.  ▼ Контекст

32. 

Зеер Э.Ф. Профессионально-образовательное пространство личности: синергетический подход [Текст] / Э.Ф. Зеер // Образование и наука: Изв. Урал. отд. РАО, 2003. - № 5. - С. 79-90. Наин А.Я. Инновации в образовании [Текст] / А.Я Наин - Челябинск: ЧелИРПО. - 1995. - 228 с.; Наин А.Я. Опыт инновационной деятельности в системе профессионального образования [Текст] / А.Я Наин // Педагогика. - 1994. - №3. - С. 25-28.; Наин А.Я. Педагогические инновации и научный эксперимент [Текст] / А.Я Наин // Педагогика. - 1996. - № 5. - С. 10-15. Теория и практика профессионально-педагогического образования. Т. 1: / Г. М. Романцев, Е. В. Ткаченко [и др.]; под ред. Г. М. Романцева; Урал. отд-ние Рос. акад. образования, Рос. гос. проф.-пед. ун-т. - Екатеринбург: Издательство РГППУ, 2007. - 304 с.; Социальное партнерство учреждений профессионального образования: Теория. Практика. Механизмы реализации / Е.В. Ткаченко [и др.]; Ин-т развития проф. образования, Нижнетагильский гос. проф. колледж им. Н.А. Демидова. - Екатеринбург; Красноуфимск: Издательство ИРПО, 2003. - 329 с.

33. 

Депсамес Л.П. Непрерывное профессиональное развитие студентов педагогического колледжа [Текст]/Депсамес Л.П. -Н. Новгород, 2000. -156 c.  ▼ Контекст

34. 

Инновации в трудовой и профессиональной подготовке молодежи в России и Германии (Опыт и тенденции развития). -М.: Исслед. Центр проблем непрерывного проф. образования РАО, 1997. -100 с.

35. 

Зинченко Г.П. Непрерывное образование -веление времени [Текст]/Г.П. Зинченко -М.: Знание, 1988. -25 с.  EDN: VYMMCN  ▼ Контекст

36. 

Вербицкий А.А.Нечаев Н.Н.Юрисов В.А. Концептуальные основы перехода к непрерывному образованию [Текст]/В.А. Юрисов-М.: Изд. НИИ ВШ, 1989. -40 с.;.  EDN: XXTHYJ

37. 

Владиславлев А.П. Непрерывное образование: проблемы и перспективы [Текст]/А.П. Владиславлев -М.: Мол.гвардия, 1978. -175с.;.  ▼ Контекст

38. 

Леднев В.С. Непрерывное образование: структура и содержание [Текст]/В.С Леднев. -М.: АПН СССР, 1988. -282 с.;.  ▼ Контекст

39. 

Мухаметзянова Г.В. Непрерывное профессиональное образование в России [Текст]/Г.В. Мухаметзянова//Казанский педагогический журнал: науч. психол.-пед. журн.: методология, теория, практика. -Казань, 2006. -№ 4 (46). -С. 3-8.;.  EDN: KUVDMX

40. 

Сластенин В.А. Субъектно-деятельностный подход в непрерывном педагогическом образовании [Текст]/В.А. Сластенин//Непрерывное педагогическое образование. -1999. -№ 1. -С. 44-49.

Поступила в редакцию: 
12.02.2010
Принята к публикации: 
23.03.2010
Опубликована: 
30.06.2010
Краткое содержание:
(загрузок: 14)