Для цитирования:
Мануйлов Ю. С. Мысли о подготовке будущих педагогов к воспитательной деятельности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2023. Т. 12, вып. 2. С. 180-184. DOI: 10.18500/2304-9790-2023-12-2-180-184, EDN: BWNKHV
Мысли о подготовке будущих педагогов к воспитательной деятельности
Вопрос, чему и как учить, является традиционным в образовании. Посколькузнания в современной педагогической науке концентрируются вокруг подходов, то знакомство с ними и должно составлять содержательную основу обучения будущих педагогов. Педагогика в своей сущности есть наука и искусство управления процессами развития и формирования личности индивидуума. Это побуждает обратить внимание в первую очередь на инструментальные подходы – личностный, ситуативный, деятельностный и средовой. Их сила заключается в том средстве, которому они «обязаны» своим названием. Однако при ознакомлении студентов с данными подходами возникает ряд трудностей, причина которых заключается в неопределенности места и значения каждого в системе педагогического знания, в оторванности методологии, теории подходов от технологии и методик, в небрежении к предрасположенности и готовности студентов изучать ихсодержание в определенном порядке, в ограниченных возможностях кафедр осуществлять обучение в соответствии стребованиями самих подходов. Названные причины затрудняют понимание роли каждого из них в воспитательном процессе, препятствуют качественному овладению теорией и инструментальной базой, что сдерживает их вхождение в воспитательную практику. Мысли, сформулированные в данной статье, – это ответ автора на данные проблемы, а приведенный исторический прецедент обучения тому, что в дальнейшем получило развитие и оформилось в учение о средовом подходе, призван помочь осмыслить ситуацию с организацией образовательного процесса в педагогических вузах.
Нет.