Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Шустова Л. П., Камаева Е. В., Файзрахманов А. П. Моделирование образовательного пространства кадетской школы-интерната как потенциала для самореализации воспитанников // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2023. Т. 12, вып. 3. С. 256-266. DOI: 10.18500/2304-9790-2023-12-3-256-266, EDN: JOCHUN

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 63)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
37.018.32: 37.035.7
EDN: 
JOCHUN

Моделирование образовательного пространства кадетской школы-интерната как потенциала для самореализации воспитанников

Авторы: 
Шустова Любовь Порфирьевна, Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова
Камаева Елена Владимировна, ОГКОУ "Кадетская школа-интернат"
Файзрахманов Александр Павлович, ОГКОУ "Кадетская школа-интернат"
Аннотация: 

Актуальность исследования обусловлена недостаточной изученностью потенциала образовательного пространства кадетских учреждений в ракурсе влияния на самореализацию воспитанников. Цель: изучить возможности образовательного пространства кадетской школы-интерната в аспекте определения комплекса условий для самореализации обучающихся. Гипотеза: моделирование образовательного пространства кадетской школы-интерната, включающее теоретико-методологическое обоснование, выявление ресурсов и условий успешной самореализации кадет, определение критериев, показателей и диагностического инструментария, разработку и апробацию курсов внеурочной деятельности, программ дополнительного образования, инновационных технологий, методов, форм и социокультурных практик будет способствовать успешной самореализации кадет. Исследование рассчитано на три года (2021–2024 гг.). Методы: теоретический анализ научной литературы; анализ и обобщение опыта работы педагогов кадетских школ-интернатов; моделирование образовательного пространства кадетской школы-интерната. Теоретическая модель включает в себя концептуальный, ресурсно-средовой, мотивационно-ценностный, содержательно-деятельностный и оценочно-результативный компоненты образовательного пространства кадетской школы-интерната. В качестве ведущей деятельности, предоставляющей кадетам возможности для самореализации, рассматривается участие в проектах. Для изучения самореализации разработана авторская анкета «Изучение самореализации кадет в образовательном пространстве кадетской школы-интерната» (авторы Е. В. Камаева, Л. П. Шустова, Н. А. Лобанкова), позволяющая диагностировать удовлетворенность воспитанников условиями образовательного пространства кадетской школы-интерната с позиции их самореализации в различных видах деятельности. Результаты: осуществлен теоретический анализ проблемы создания образовательных пространств кадетских учреждений; выявлены ресурсы и условия успешной самореализации воспитанников кадетской школы-интерната, определены критерии и показатели, позволяющие отслеживать результативность данного процесса; выявлены направления и содержание деятельности по самореализации кадет. Основные выводы: моделирование и апробация на практике образовательного пространства кадетской школы-интерната будут способствовать успешному развитию процессов личностного и профессионального самоопределения кадет и самореализации в различных видах общественно-полезной деятельности. Разработанное на основе педагогической модели учебно-методическое и научно-методическое обеспечение процесса самореализации воспитанников кадетской школы-интерната может быть использовано для создания образовательных пространств кадетских учреждений Ульяновской области и России.

Список источников: 
  1. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. URL: https://rg.ru/documents/2015/06/08/vospitanie-dok.html (дата обращения: 10.01.2023).
  2. Основы Концепции и Государственного стандарта кадетского образования в России (проект). URL: http://www.kadet.ru/OSSNKR/Kontseptsiya.htm (дата обращения: 10.01.2023).
  3. Концепция развития кадетского образования в Республике Татарстан на 2017‒2020 годы. Утверждена Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 14 июня 2017 года № 386. URL: https://docs.cntd.ru/document/446461708 (дата обращения: 14.01.2023).
  4. Бурмистрова М. Н. Гуманизация образовательного пространства – 2022: итоги международного форума // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2022. Т. 11, вып. 2 (42). С. 185–189. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2022-11-2-185-189
  5. Александрова Е. А., Григорьева М. В., Селиванова Ю. В., Плешкевич Е. А. Гуманизация образовательной среды. Саратов : ИЦ «Наука», 2019. 160 с.
  6. Шустова И. Ю. Моделирование образовательной ситуации в пространстве со-бытийности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2021. Т. 10, вып. 1 (37). С. 4–11. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2021-10-1-4-11
  7. Дегтярева Т. С. Иностранный язык как фактор становления поликультурного личностно развивающего образовательного пространства вуза: автореф. ... дис. канд. пед. наук. Ростов н/Д, 2010. 23 с.
  8. Чекунова Е. А. Особенности построения образовательного пространства школы в контексте социокультурных инноваций // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2012. № 1 (41). С. 344–348.
  9. Александрова Е. А., Корчагин В. Н. Культурные практики детства как условие развития образовательного пространства. Саратов : ИЦ «Наука», 2018. 178 с.
  10. Пономарев Р. Е. Образовательное пространство. М. : МАКС Пресс, 2014. 100 с.
  11. Лукьянова М. И., Шустова Л. П. Моделирование процесса формирования поликультурной компетентности обучающихся в образовательной организации // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4. С. 259. URL: http://www.science-education.ru/127-21295 (дата обращения: 13.01.2023).
  12. Слободчиков В. И. Антропологическая перспектива отечественного образования. Екатеринбург : Издательский отдел Екатеринбургской епархии, 2009. 264 с.
  13. Фрумин И. Д., Эльконин Б. Д. Образовательное пространство как пространство развития // Вопросы психологии. 1993. № 1. С. 24–32.
  14. Мануйлов Ю. С. Средовой подход в воспитании. М. ; Н. Новгород : Изд-во Волго-Вят. акад. гос. службы, 2002. 157 с.
  15. Ясвин В. А. Образовательная среда: отмоделирования к проектированию. М. : Смысл, 2001. 365 с.
  16. Современное дополнительное образование взрослых / под ред. С. В. Данилова, Л. П. Шустовой, З. В. Глебовой. М. : Инфра-М, 2018. 203 с.
  17. Лукьянова М. И., Шустова Л. П., Данилов С. В. Развитие компетентности педагогов в контексте реализации современных научных подходов в инновационной деятельности образовательных организаций // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2018. Т. 7, вып. 2. С. 102–109. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2018-7-2-102-109
  18. Гриценко Э. В., Данилов С. В., Данилова А. С., Данилова Л. Д., Зарубина В. В., Камаева Е. В., Касаткина Н. М., Кудряшова Т. В., Кузнецова Н. И., Лукьянова М. И., Михайлова И. В., Николаев А. В., Рябова М. А., Суетин И. Н., Солтис В. В., Фахретдинова М. А., Федотова Н. Г., Шустова Л. П., Щеглова А. Е. Инновации в образовании: тенденции, практики, исследования / под ред. Л. П. Шустовой, С. В. Данилова. Ульяновск : Издатель Качалин Александр Васильевич, 2022. 192 с.
  19. Слободчиков В. И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры // Новые ценности образования: культурные модели школ. М. : Инноватор ; Bennett college, 1997. Вып. 7. С. 177–184.
  20. Новикова Л. И. Педагогика воспитания: избранные педагогические труды / под ред. Н. И. Селивановой, А. В. Мудрика. М. : ПЕР СЭ, 2010. 335 с.
  21. Маслоу А. Мотивация и личность. 3-е изд. СПб. : Питер, 2009. 351 с.
  22. Воронкова Г. В.Самореализация обучающихся кадетской школы в процессе воспитания // Ярославский педагогический вестник. 2018. № 2. С. 55–56. https://doi.org/10.24411/1813-145X-2018-10007
  23. Шустова Л. П., Данилов С. В., Бодина Н. С., Ченакина А. Г. Социокультурные практики как средство самоактуализации обучающихся учреждения дополнительного образования // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2022. Т. 11, вып. 3 (43). С. 260–270. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2022-11-3-260-270
Поступила в редакцию: 
17.03.2023
Принята к публикации: 
15.06.2023
Опубликована: 
29.09.2023
Краткое содержание:
(загрузок: 29)