Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Иванов М. В. Модель организации социокультурных практик молодёжных приключений (на примере студенческого бала) // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2021. Т. 10, вып. 4. С. 367-372. DOI: 10.18500/2304-9790-2021-10-4-367-372

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 114)
Полный текст в формате PDF(En):
(загрузок: 47)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
378.14

Модель организации социокультурных практик молодёжных приключений (на примере студенческого бала)

Авторы: 
Иванов Максим Владиславович, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Аннотация: 

Представлены результаты теоретического анализа феноменов «социокультурные практики», «приключения», определена их роль в развитии личности студента. Современный статус студента требует нового педагогического подхода, а потому нуждается в инновационных или ретроинновационных подходах. Через синтез бала и элемента ролевой игры разработана социокультурная практика молодёжного приключения. Цель: разработка модели создания и использования социокультурных практик молодёжных приключений как средства воспитания личности студента на примере бала. Выявлены характерные педагогические черты социокультурной практики молодёжных приключений. На примере студенческого бала показано, как через исследование истории танца и этикета студенты погружаются в культурную среду, что призвано развивать патриотизм, трудолюбие и любознательность. Показано, что групповая работа над номерами способствует развитию и становлению студенческого коллектива. Благодаря дискуссии о природе вежливости во взаимоотношениях проявляются доброта, сочувствие, честность, собственно вежливость. У студентов развивается нестандартность мышления. Общая работа над социокультурной практикой молодёжного приключения также воспитывает в студентах трудолюбие и стимулирует креативность. Элемент приключения в данной социокультурной практике содержится в нестандартности ситуации, выходящей за рамки обычной для студентов повседневности. Прикладной аспект исследуемой проблемы заключается в возможности использования результатов проведенного моделирования для разработки социокультурных практик молодёжных приключений, направленных на развитие личности студента.

Список источников: 
  1. Лысаков Н. Д., Лысакова Е. Н. Актуальные проблемы педагогики и повышение квалификации преподавателей // Высшее образование в России. 2021. Т. 30, № 5. С. 32–43. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-5-32-43 
  2. Хребтов М. Я., Березюк С. В. Особенности формирования ценностей у студентов современных российских университетов // Журнал Сибирского федерального университета. Гуманитарные науки. 2021. Т. 14, № 6. С. 897–917. DOI: 10.17516/1997-1370-0769 
  3. Шамионов Р. М., Гринина Е. С. Характеристики академической адаптации обучающихся на разных уровнях образования в России // Перспективы науки и образования. 2021. № 4 (52). C. 370–380. DOI: 10.31744/pse.2021.4.24 
  4. Барлас Т. В. Поколение «Z»: проблемы диалога в системе «преподаватель – студент» // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2018. Вып. 6 (814). С. 178–184. 
  5. Бура Л. В. Кураторство и тьюторство как способ сопровождения адаптации студентов в вузе // Проблемы современного педагогического образования. 2021. Вып. 70 (1). С. 314–417. 
  6. Ермолин А. А. Воспитание свободной личности в тоталитарную эпоху: педагогика нового времени. М. : Альпина Паблишер, 2019. 264 c. 
  7. Никитина Г. В. Социальная практика как педагогическое понятие // Актуальные задачи педагогики: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.) / под общ. ред. Г. Д. Ахметовой. Чита : Издательство «Молодой ученый», 2011. С. 33–35. 
  8. Антропологический, деятельностный и культурологический подходы. Тезаурус / ред. Н. Б. Крылова. М. : Школа самоопределения, 2005. 182 с. 
  9. Крылова Н. Б. Развитие культурологического подхода в современной педагогике // Личность в социокультурном измерении: история и современность / ред. М. Быховская. М. : Индрик, 2007. С. 132–138. 
  10. Слободчиков В. И. Антропологическая перспектива отечественного образования. Екатеринбург : Издательский отдел Екатеринбургской епархии, 2009. 264 с. 
  11. Николина В. В., Фефелова О. Е. Социокультурная практика в современном образовании // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 4. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=24915 (дата обращения: 16.03.2020).
  12. Зюмтор П. Опыт построения средневековой поэтики. СПб. : Алетейя, 2002. 542 с.
  13. Куприянов Б. В. Воспитание XXI века: экзистенциальная вспышка приключений // Народное образование. 2011. № 9. С. 249–254.
  14. Александрова Е. А. Педагогическое приключение как средство развития ребёнка // Гуманизация пространства детства: международный диалог : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (5–12 июля 2011 г.) / науч. ред. Р. А. Валеева. Казань : Изд-во ТГГПУ, 2011. С. 33–40. 
  15. Миновская О. В. Городское приключение в воспитании учащейся молодёжи. Кострома : КГУ им. Н. А. Некрасова, 2012. 128 с. 
  16. Ардашева Н. В., Козева Е. Н., Шабунина Н. А. Квест в образовательном процессе // Образование. Карьера. Общество. 2019. № 3 (62). С. 55–57. 
  17. Стаина О. А., Петрова Е. М. Возможности современных форм театрального искусства как эффективных методов обучения и воспитания // Инновационное развитие профессионального образования. 2020. № 1 (25). С. 107–113. 
  18. Куприянов Б. В., Миновская О. В., Ручко Л. С. Организация детского отдыха. Методика организации ролевой игры. М. : Юрайт, 2018. 264 с. 
  19. Куприянов Б. В., Миновская О. В. Ситуационно-ролевая игра как средство развития субъективности во взаимодействии у подростков. Кострома : КГУ им. Н.А. Некрасова, 2003. 152 с. 
  20. Иванов И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М. : Педагогика, 1989. 208 с. 
  21. Загвязинский В. И. Моделирование в структуре социально-педагогического проектирования // Alma mater (Вестник высшей школы). 2004. № 9. С. 16–25. 
  22. Шустова И. Ю. Событийный подход к воспитанию школьников // Вестн. Том. гос. ун-та. 2019. № 438. С. 186–193. DOI: 10.17223/15617793/438/25 
  23. Киселева Е. В. Педагогическая экспертиза в теории воспитания // Сибирский педагогический журнал. 2017. № 4. 2017. С. 20–24. 
  24. Щуркова Н. Е. Анализ и оценка воспитательного процесса // Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии / под ред. Н. Е. Щурковой. М. : Новая школа, 1998. C. 158–165. 
  25. Поляков С. Д. Диагностика воспитания: версии для внутреннего и внешнего использования // Директор школы. 1997. № 2. С. 18–25.
Поступила в редакцию: 
17.07.2021
Принята к публикации: 
09.09.2021
Опубликована: 
24.12.2021
Краткое содержание:
(загрузок: 37)