Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Ясвин В. А., Абилова Г. В. Модель организации проектной деятельности руководителей в сфере образования в процессе повышения их квалификации // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2025. Т. 14, вып. 1. С. 4-15. DOI: 10.18500/2304-9790-2025-14-4–15, EDN: GWUEUL

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 18)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
378.0 46.4
EDN: 
GWUEUL

Модель организации проектной деятельности руководителей в сфере образования в процессе повышения их квалификации

Авторы: 
Ясвин Витольд Альбертович, Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России (МГИМО)
Абилова Гюнай Видади кызы, Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России (МГИМО)
Аннотация: 

Актуальность исследования: необходимость методического сопровождения государственной политики по внедрению проектного управления в сферу образования обусловливает потребность в разработке принципиально новой модели проектной подготовки руководителей. Цель: методическое обеспечение создания организационнопедагогических условий для формирования управленческих и проектных компетенций руководителей сферы образования, а также для развития их лидерских способностей и личностного развития. Предметом разработки являются организационно-педагогические и методические условия проектной подготовки руководителей сферы образования. Педагогическое проектирование осуществлялось на основе комплекса методологических принципов, прежде всего, принципа концептуального единства проекта, принципа целостного проектирования педагогического процесса, принципа историзма, принципа развития педагогического явления и др. Методы: литературный, документальный, структурный и функциональный анализ; социально-педагогическое, психолого-педагогическое и образовательное проектирование; структурное, педагогическое и графическое моделирование. Новизна проекта заключается в поэтапном погружении каждого обучающегося в различные социальные роли (абитуриента, слушателя, мастера, лидера и эксперта) при его постоянном индивидуальном интерактивном психологическом сопровождении. Результаты: создание и применение социально-педагогического проекта, обеспечивающего формирования управленческих и проектных компетенций руководителей сферы образования, а также их личностного развития, представленного в виде педагогической и графической модели. Основные выводы: разработана и обоснована гибкая модель подготовки управленческого состава в сфере образования, являющаяся основой для формирования управленческих и проектных компетенций, лидерских способностей и личностного развития руководящего персонала. Практическая значимость данной модели заключается в универсальности её применения в процессе профессиональной подготовки руководителей любого уровня и педагогического состава в сфере образовании, а также управленческого состава и специалистов, задействованных в других сферах народного хозяйства при соответствующей методической доработке.

Список источников: 
  1. Гузакова О. Л., Фурсик С. Н., Андронович С. А., Жилина Е. А. Качество человеческого капитала как фактора экономического роста. Вологда : ВГПУ, 2011. 118 с. EDN: OLSHNF
  2. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М. : Эксмо, 2007. 960 с. EDN: QRZMIL
  3. Супрун В. А. Интеллектуальный капитал: Главный фактор конкурентоспособности экономики в XXI веке. М. : КомКнига, 2006. 190 c. EDN: QRABVJ
  4. Павлова О. Н. Развитие человеческого капитала в современных экономических условиях // Вестник экономики, права и социологии. 2011. № 1. С. 71–73. EDN: STVQSH
  5. Хекман Дж. Дж. Политика стимулирования человеческого капитала // Вопросы образования. 2011. № 3. С. 73–137. EDN: OEUTQL
  6. Самородова Е. М. Человеческий капитал: особенности функционирования, накопления, использования. СПб. : Инфо-да, 2012. 126 с. EDN: QTDYLL
  7. Корнетов Г. Б. Мировой кризис образования: пути преодоления // Школьные технологии. 2012. № 3. С. 3–11. EDN: OYHFGX
  8. Право на образование: на пути к образованию для всех в течение всей жизни. Всемирный доклад по образованию 2000. М. : Изд-во ЮНЕСКО ; Магистр, 2000. 192 с.
  9. К обществам знания: Всемирный доклад ЮНЕСКО. Париж : Изд-во ЮНЕСКО, 2005. 229 с.
  10. Профессиональный стандарт «Руководитель образовательной организации (управление дошкольной образовательной организацией и общеобразовательной организацией)». Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19.04.2021 № 250н. Зарегистрирован в Минюсте России 02.09.2921 № 64848. URL: http://publication.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 15.08.2024).
  11. Mumford A. Individual and organisational learning: The pursuit of change // Managing Learning. 1991. Vol. 23, № 6. P. 77–86. https://doi.org/10.1108/EUM0000000001581
  12. Revans R. The ABC of Action Learning. Bromley : Chartwell-Bratt, 1983. 138 p. https://doi.org/10.1111/j.1467-8535.2011.01274_6.x
  13. Зимина И. В., Гибсон М., Афонин А. Ю. Использование проектно-ориентированного подхода в подготовке управленческих кадров: Международный опыт и российские реалии // Университетское управление: практика и анализ. 2005. № 7. С. 64–71. EDN: HVQVFT
  14. Штурбина Н. А. Анализ условий, влияющих на эффективность подготовки кадров для управления проектами в образовании // Вестник Московского университета. Сер. 20. Педагогическое образование. 2019. № 2. С. 21–31. https://doi.org/10.51314/2073-2635-2019-2-21-31, EDN: DPYLSY
  15. Полковников А. В. Управление проектами: полный курс МВА. М. : Олимп-Бизнес, 2015. 552 с. EDN: QUKQAH
  16. Витковский А., Штурбина Н. Подготовка управленческой команды: проектный подход // Первое сентября. 2013. № 21. С. 27–29.
  17. Александрова Е. А. Научно-методическое сопровождение педагогов // Ярославский педагогический вестник. 2020. № 6 (117). С. 14–21. https://doi.org/10.20323/1813-145X-2020-6-117-14-21, EDN: SLEENC
  18. Клаус Г. Кибернетика и философия. М. : Издательство иностранной литературы, 1963. 530 с.
  19. Глушков В. М. Гносеологическая природа информационного моделирования // Вопросы философии. 1963. № 10. С. 13–18.
  20. Братко А. А. Моделирование психики. М. : Наука, 1969. 176 с.
  21. Хорафас Д. Н. Системы и моделирование. М. : Мир, 1967. 419 с.
  22. Денисов А. А., Колесников Д. Н. Теория больших систем управления. Л. : Энергоиздат, 1982. 288 с.
  23. Советов Б. Я., Яковлев С. А. Моделирование систем. М. : Высшая школа, 2001. 343 с. EDN: QMOGNN
  24. Бакусов Л. М. Методы и модели причинно-структурного анализа в исследовании самоорганизующихся систем. М. : Машиностроение, 2005. 227 с. EDN: QMPFLZ
  25. Brailsford S. C., Eldabi T., Kunc M., Mustafee N., Osorio A. F. Hybrid simulation modelling in operational research: A state-of-the-art review // European Journal of Operational Research. 2019. Vol. 278, iss. 3. P. 721–737. https://doi.org/10.1016/j.ejor.2018.10.025
  26. Nguyen L. K. N., Howick S., Megiddo I. Interfaces between SD and ABM modules in a hybrid model // Proceedings of the 2022 winter simulation conference. Singapore, 2022. P. 1188–1199. https://doi.org/10.1109/WSC57314.2022.10015353
  27. Ackermann F., Howick S. Experiences of mixed method OR practitioners: Moving beyond a technical focus to insights relating to modelling teams // Journal of the Operational Research Society. 2022. Vol. 73, iss. 9. P. 1905–1918. https://doi.org/10.1080/01605682.2021.1970486
  28. Mykoniatis K., Angelopoulou A. A modeling framework for the application of multi-paradigm simulation methods // Simulation. 2020. Vol. 96, iss. 1. P. 55–73. https://doi.org/10.1177/0037549719843339
  29. Kazakov R., Howick S., Morton A. Managing complex adaptive systems: A resource/agent qualitative modelling perspective // European Journal of Operational Research. 2022. Vol. 290, iss. 1. P. 386–400. https://doi.org/10.1016/j.ejor.2020.08.007
  30. Jacobson M. J. Complexity Conceptual Perspectives for Research About Educational Complex Systems // The Journal of Experimental Education. 2022. Vol. 88, iss. 3. P. 375–381. https://doi.org/10.1080/00220973.2019.1652138
  31. Vulic J., Jacobson M. J., Levin J. A. Exploring Education as a Complex System: Computational Educational Research with Multi-Level Agent-Based Modeling // Education Sciences. 2024. Vol. 14, iss. 5. Article 551. https://doi.org/10.3390/educsci14050551
  32. Brailsford S. C. Hybrid simulation modelling in operational research: A state-of-the-art review // European Journal of Operational Research. 2019. Vol. 278, № 3. P. 721–737. https://doi.org/10.1016/j.ejor.2018.10.025
  33. Ni M., Cattaneo T. Conference paper. Social Impact in Design Education // Cross-Cultural Design. Applications in Learning, Arts, Cultural Heritage, Creative Industries, and Virtual Reality. 2022. P. 96–108. https://doi.org/10.1007/978-3-031-06047-2_7
  34. Williams P. J. An Introduction to Effective Pedagogies of Design and Technology Education // Pedagogy for Technology Education in Secondary Schools. Curtin University, WA, Australia, 2020. P. 1–17. https://doi.org/10.1007/978-3-030-41548-8_1
  35. Yavuzcan H. G., Şahin D., Gür B., Sevgül Ö., Yavuz C. An Instructional Model for Social Design Education: A Design Project for Stray Animals Including Production-Based Learning Approach // International Journal of Technology and Design Education. 2019. Vol. 24. April. P. 33–64.
  36. Zhu G., Raman P., Xing W., Slotta J. Curriculum design for social, cognitive and emotional engagement in Knowledge Building // International Journal of Educational Technology in Higher Education. 2021. Vol. 18, iss. 1. P. 1–19. https://doi.org/10.1186/s41239-021-00276-9
  37. Ушаков К. М. Как сделать школу лучше, или Социальный капитал как приоритет. М. : Сентябрь, 2017. 160 с.
  38. Tromp N., Vial S. Five components of social design: A unified framework to support research and practice // The Design Journal. 2023. Vol. 26, iss. 2. P. 210–228. https://doi.org/10.1080/14606925.2022.2088098
  39. Raghunath N., Koronis G., Karthikayen R., Silva A., Yogiaman Ch. A social science mixed-methods approach to stimulating and measuring creativity in the design classroom // Design Science. 2023. Vol. 9. Article e34. https://doi.org/10.1017/dsj.2023.32
  40. Marshalsey L., Sclater M. Arts-Based Educational Research: The Challenges of Social Media and Video-Based Research Methods in Communication Design Education // The International Journal of Art & Design Education (iJADE). 2019. Vol. 38, iss. 3. P. 723–739. https://doi.org/10.1111/jade.12252
  41. Knappertsbusch F., Schreier M., Burzan N., Fielding N. Innovative Applications and Future Directions in Mixed Methods and Multimethod Social Research // Mixed Methods and Multimethod Social Research – Current Applications and Future Directions. 2023. Vol. 24, № 1. Article 22. https://doi.org/10.17169/fqs-24.1.4013
  42. Ясвин В. А. Психолого-педагогический проект Молодёжной академии жизнетворчества // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2010. № 17. С. 162–183. EDN: NDSRFX
  43. Дьюи Дж. Демократия и образование. М. : Педагогика-Пресс, 2000. 384 с. EDN: QOGTVD
  44. Махмутов М. И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. М. : Педагогика, 1975. 364 с.
  45. Лернер И. Я. Проблемное обучение. М. : Знание, 1974. 64 с.
  46. Калувэ Л. де, Маркс Э., Петри М. Развитие школы: модели и изменения / пер. с англ. Е. Н. Максимовой ; науч. ред. А. К. Зайцева. Калуга : Калужский институт социологии, 1993. 239 с.
  47. Ясвин В. А. Школьная среда как предмет измерения: экспертиза, проектирование, управление. М. : Народное образование, 2019. 448 с. EDN: BHGICT
Поступила в редакцию: 
01.10.2024
Принята к публикации: 
16.12.2024
Опубликована: 
31.03.2025
Краткое содержание:
(загрузок: 21)