Для цитирования:
Ясвин В. А., Абилова Г. В. Модель организации проектной деятельности руководителей в сфере образования в процессе повышения их квалификации // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2025. Т. 14, вып. 1. С. 4-15. DOI: 10.18500/2304-9790-2025-14-4–15, EDN: GWUEUL
Модель организации проектной деятельности руководителей в сфере образования в процессе повышения их квалификации
Актуальность исследования: необходимость методического сопровождения государственной политики по внедрению проектного управления в сферу образования обусловливает потребность в разработке принципиально новой модели проектной подготовки руководителей. Цель: методическое обеспечение создания организационнопедагогических условий для формирования управленческих и проектных компетенций руководителей сферы образования, а также для развития их лидерских способностей и личностного развития. Предметом разработки являются организационно-педагогические и методические условия проектной подготовки руководителей сферы образования. Педагогическое проектирование осуществлялось на основе комплекса методологических принципов, прежде всего, принципа концептуального единства проекта, принципа целостного проектирования педагогического процесса, принципа историзма, принципа развития педагогического явления и др. Методы: литературный, документальный, структурный и функциональный анализ; социально-педагогическое, психолого-педагогическое и образовательное проектирование; структурное, педагогическое и графическое моделирование. Новизна проекта заключается в поэтапном погружении каждого обучающегося в различные социальные роли (абитуриента, слушателя, мастера, лидера и эксперта) при его постоянном индивидуальном интерактивном психологическом сопровождении. Результаты: создание и применение социально-педагогического проекта, обеспечивающего формирования управленческих и проектных компетенций руководителей сферы образования, а также их личностного развития, представленного в виде педагогической и графической модели. Основные выводы: разработана и обоснована гибкая модель подготовки управленческого состава в сфере образования, являющаяся основой для формирования управленческих и проектных компетенций, лидерских способностей и личностного развития руководящего персонала. Практическая значимость данной модели заключается в универсальности её применения в процессе профессиональной подготовки руководителей любого уровня и педагогического состава в сфере образовании, а также управленческого состава и специалистов, задействованных в других сферах народного хозяйства при соответствующей методической доработке.
- Гузакова О. Л., Фурсик С. Н., Андронович С. А., Жилина Е. А. Качество человеческого капитала как фактора экономического роста. Вологда : ВГПУ, 2011. 118 с. EDN: OLSHNF
- Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М. : Эксмо, 2007. 960 с. EDN: QRZMIL
- Супрун В. А. Интеллектуальный капитал: Главный фактор конкурентоспособности экономики в XXI веке. М. : КомКнига, 2006. 190 c. EDN: QRABVJ
- Павлова О. Н. Развитие человеческого капитала в современных экономических условиях // Вестник экономики, права и социологии. 2011. № 1. С. 71–73. EDN: STVQSH
- Хекман Дж. Дж. Политика стимулирования человеческого капитала // Вопросы образования. 2011. № 3. С. 73–137. EDN: OEUTQL
- Самородова Е. М. Человеческий капитал: особенности функционирования, накопления, использования. СПб. : Инфо-да, 2012. 126 с. EDN: QTDYLL
- Корнетов Г. Б. Мировой кризис образования: пути преодоления // Школьные технологии. 2012. № 3. С. 3–11. EDN: OYHFGX
- Право на образование: на пути к образованию для всех в течение всей жизни. Всемирный доклад по образованию 2000. М. : Изд-во ЮНЕСКО ; Магистр, 2000. 192 с.
- К обществам знания: Всемирный доклад ЮНЕСКО. Париж : Изд-во ЮНЕСКО, 2005. 229 с.
- Профессиональный стандарт «Руководитель образовательной организации (управление дошкольной образовательной организацией и общеобразовательной организацией)». Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19.04.2021 № 250н. Зарегистрирован в Минюсте России 02.09.2921 № 64848. URL: http://publication.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 15.08.2024).
- Mumford A. Individual and organisational learning: The pursuit of change // Managing Learning. 1991. Vol. 23, № 6. P. 77–86. https://doi.org/10.1108/EUM0000000001581
- Revans R. The ABC of Action Learning. Bromley : Chartwell-Bratt, 1983. 138 p. https://doi.org/10.1111/j.1467-8535.2011.01274_6.x
- Зимина И. В., Гибсон М., Афонин А. Ю. Использование проектно-ориентированного подхода в подготовке управленческих кадров: Международный опыт и российские реалии // Университетское управление: практика и анализ. 2005. № 7. С. 64–71. EDN: HVQVFT
- Штурбина Н. А. Анализ условий, влияющих на эффективность подготовки кадров для управления проектами в образовании // Вестник Московского университета. Сер. 20. Педагогическое образование. 2019. № 2. С. 21–31. https://doi.org/10.51314/2073-2635-2019-2-21-31, EDN: DPYLSY
- Полковников А. В. Управление проектами: полный курс МВА. М. : Олимп-Бизнес, 2015. 552 с. EDN: QUKQAH
- Витковский А., Штурбина Н. Подготовка управленческой команды: проектный подход // Первое сентября. 2013. № 21. С. 27–29.
- Александрова Е. А. Научно-методическое сопровождение педагогов // Ярославский педагогический вестник. 2020. № 6 (117). С. 14–21. https://doi.org/10.20323/1813-145X-2020-6-117-14-21, EDN: SLEENC
- Клаус Г. Кибернетика и философия. М. : Издательство иностранной литературы, 1963. 530 с.
- Глушков В. М. Гносеологическая природа информационного моделирования // Вопросы философии. 1963. № 10. С. 13–18.
- Братко А. А. Моделирование психики. М. : Наука, 1969. 176 с.
- Хорафас Д. Н. Системы и моделирование. М. : Мир, 1967. 419 с.
- Денисов А. А., Колесников Д. Н. Теория больших систем управления. Л. : Энергоиздат, 1982. 288 с.
- Советов Б. Я., Яковлев С. А. Моделирование систем. М. : Высшая школа, 2001. 343 с. EDN: QMOGNN
- Бакусов Л. М. Методы и модели причинно-структурного анализа в исследовании самоорганизующихся систем. М. : Машиностроение, 2005. 227 с. EDN: QMPFLZ
- Brailsford S. C., Eldabi T., Kunc M., Mustafee N., Osorio A. F. Hybrid simulation modelling in operational research: A state-of-the-art review // European Journal of Operational Research. 2019. Vol. 278, iss. 3. P. 721–737. https://doi.org/10.1016/j.ejor.2018.10.025
- Nguyen L. K. N., Howick S., Megiddo I. Interfaces between SD and ABM modules in a hybrid model // Proceedings of the 2022 winter simulation conference. Singapore, 2022. P. 1188–1199. https://doi.org/10.1109/WSC57314.2022.10015353
- Ackermann F., Howick S. Experiences of mixed method OR practitioners: Moving beyond a technical focus to insights relating to modelling teams // Journal of the Operational Research Society. 2022. Vol. 73, iss. 9. P. 1905–1918. https://doi.org/10.1080/01605682.2021.1970486
- Mykoniatis K., Angelopoulou A. A modeling framework for the application of multi-paradigm simulation methods // Simulation. 2020. Vol. 96, iss. 1. P. 55–73. https://doi.org/10.1177/0037549719843339
- Kazakov R., Howick S., Morton A. Managing complex adaptive systems: A resource/agent qualitative modelling perspective // European Journal of Operational Research. 2022. Vol. 290, iss. 1. P. 386–400. https://doi.org/10.1016/j.ejor.2020.08.007
- Jacobson M. J. Complexity Conceptual Perspectives for Research About Educational Complex Systems // The Journal of Experimental Education. 2022. Vol. 88, iss. 3. P. 375–381. https://doi.org/10.1080/00220973.2019.1652138
- Vulic J., Jacobson M. J., Levin J. A. Exploring Education as a Complex System: Computational Educational Research with Multi-Level Agent-Based Modeling // Education Sciences. 2024. Vol. 14, iss. 5. Article 551. https://doi.org/10.3390/educsci14050551
- Brailsford S. C. Hybrid simulation modelling in operational research: A state-of-the-art review // European Journal of Operational Research. 2019. Vol. 278, № 3. P. 721–737. https://doi.org/10.1016/j.ejor.2018.10.025
- Ni M., Cattaneo T. Conference paper. Social Impact in Design Education // Cross-Cultural Design. Applications in Learning, Arts, Cultural Heritage, Creative Industries, and Virtual Reality. 2022. P. 96–108. https://doi.org/10.1007/978-3-031-06047-2_7
- Williams P. J. An Introduction to Effective Pedagogies of Design and Technology Education // Pedagogy for Technology Education in Secondary Schools. Curtin University, WA, Australia, 2020. P. 1–17. https://doi.org/10.1007/978-3-030-41548-8_1
- Yavuzcan H. G., Şahin D., Gür B., Sevgül Ö., Yavuz C. An Instructional Model for Social Design Education: A Design Project for Stray Animals Including Production-Based Learning Approach // International Journal of Technology and Design Education. 2019. Vol. 24. April. P. 33–64.
- Zhu G., Raman P., Xing W., Slotta J. Curriculum design for social, cognitive and emotional engagement in Knowledge Building // International Journal of Educational Technology in Higher Education. 2021. Vol. 18, iss. 1. P. 1–19. https://doi.org/10.1186/s41239-021-00276-9
- Ушаков К. М. Как сделать школу лучше, или Социальный капитал как приоритет. М. : Сентябрь, 2017. 160 с.
- Tromp N., Vial S. Five components of social design: A unified framework to support research and practice // The Design Journal. 2023. Vol. 26, iss. 2. P. 210–228. https://doi.org/10.1080/14606925.2022.2088098
- Raghunath N., Koronis G., Karthikayen R., Silva A., Yogiaman Ch. A social science mixed-methods approach to stimulating and measuring creativity in the design classroom // Design Science. 2023. Vol. 9. Article e34. https://doi.org/10.1017/dsj.2023.32
- Marshalsey L., Sclater M. Arts-Based Educational Research: The Challenges of Social Media and Video-Based Research Methods in Communication Design Education // The International Journal of Art & Design Education (iJADE). 2019. Vol. 38, iss. 3. P. 723–739. https://doi.org/10.1111/jade.12252
- Knappertsbusch F., Schreier M., Burzan N., Fielding N. Innovative Applications and Future Directions in Mixed Methods and Multimethod Social Research // Mixed Methods and Multimethod Social Research – Current Applications and Future Directions. 2023. Vol. 24, № 1. Article 22. https://doi.org/10.17169/fqs-24.1.4013
- Ясвин В. А. Психолого-педагогический проект Молодёжной академии жизнетворчества // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2010. № 17. С. 162–183. EDN: NDSRFX
- Дьюи Дж. Демократия и образование. М. : Педагогика-Пресс, 2000. 384 с. EDN: QOGTVD
- Махмутов М. И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. М. : Педагогика, 1975. 364 с.
- Лернер И. Я. Проблемное обучение. М. : Знание, 1974. 64 с.
- Калувэ Л. де, Маркс Э., Петри М. Развитие школы: модели и изменения / пер. с англ. Е. Н. Максимовой ; науч. ред. А. К. Зайцева. Калуга : Калужский институт социологии, 1993. 239 с.
- Ясвин В. А. Школьная среда как предмет измерения: экспертиза, проектирование, управление. М. : Народное образование, 2019. 448 с. EDN: BHGICT